Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со значением некоторых устаревших слов и ориентирует  детей на использование  сведений толковых словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_masterskaya_liter._chtenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

ОС «Школа 2100», авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева

Класс: 3

Педагогическая технология: мастерская построения знаний с элементами творческого письма

Технологическая карта мастерской

Тема

Что такое сказка? Русская народная сказка «Кот и Лиса».

Цель

        

Задачи

Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки «Кот и Лиса».

-повторить материал о сказках, изученный во втором классе

-познакомить учащихся со значением некоторых устаревших слов и ориентировать их напользование толковыми словарями

- способствовать развитию умения самостоятельно анализировать произведение в процессе работы с текстом и решать поставленные задачи

- способствовать привитию культуры общения и чувства ответственности

Оборудование учителя

- компьютер

- аудиозапись «Птичий концерт»

- наглядное пособие «Дом сказок»

- сказка «Кот и Лиса»

- толковый словарь Ожегова

-большая литературная энциклопедия для школьников

                                               

Оборудование учащихся

- ручки, линованные листы, большие конверты  (у каждого учащегося)

- листы формата А3, фломастеры, маленькие конверты с наборами частей сказки (по количеству групп)

- «словарные листы»

-карточки с №№ 1,2,3,4 (для столов)

-карточки с именами героев сказки

-магниты

Организация пространства

Учащиеся работают по 4 человека в группе (состав  группы в течение мастерской меняется)

Алгоритм мастерской

Задания для учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Индукция

-Сегодня мы займёмся творчеством на  мастерской по чтению. Надеюсь, работать будет интересно, каждый откроет для себя что-то новое и полезное. Желаю успеха!

- Послушайте внимательно запись.

- Что вы услышали?

- Как вы думаете, где могут так дружно петь птицы?

- Закройте глаза и представьте, что мы попали в необычный лес, а волшебный.

(Учитель читает строки из стихотворения С.Погорельского).

«Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес».

(Учитель открывает на доске наглядное пособие «Дом сказок»).

- Смотрите, ребята, мы оказались у Домика сказок. Вы хотите побывать в гостях?

Учащиеся слушают фрагмент аудиозаписи «Птичий концерт».

Деконструкция

1. Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

***

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет, есть - пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». -  «Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. - Не знала про тебя, не ведала; ну пойдём же ко мне в гости». Кот пошёл к лисице; она привела его в свою норку и стала потчевать разной дичинкой, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?»

«Холост», -  говорит кот. «И я лисица - девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

        ***

       На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с ней заигрывать: « Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». - «Пусти, я теперь замужняя жена».-  «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» - «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». -  « Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Волк побежал за бараном.

Идёт лиса, а навстречу ей медведь и стал с ней заигрывать. « Что ты, косолапый Мишка, я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена». -  « За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» - «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, - за него и вышла». -  «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Медведь потащился за быком.

***

Принёс волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит-медведь лезет с быком. « Здравствуй, брат Михайло Иванович!»- « Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?»- «Нет, брат, давно дожидаю».- « Ступай, зови». - «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня».- «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся-бежит заяц. Медведь как крикнет на него: « Ну что, косой пострел! Знаешь, где живёт лисица?» - « Знаю, Михайло Иванович!»- «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: « Я полезу на сосну».- « А мне что же делать? Я куда денусь? - спрашивает волк. - Ведь я на дерево ни за что не взберусь, Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помогу горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьём, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку и поглядывает: не идёт ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к Лисицыной норе, постучался и говорит лисе: « Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном».

  « Ступай, косой, сейчас будем!»    

***

  Вот идёт кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку: « Ну, брат Левон Иваныч, идёт лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришёл кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нём взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами, и лапами, а сам мурчит, будто сердится: « Мало, мало!» А медведь говорит: « Невелик да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, и до нас доберётся! Пожалуй, Идо нас доберётся!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил да давай Бог ноги! Ибыл таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. « Ну, - думает медведь, - увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на Божью волю да как шмякнется с дерева об земь, все печёнки отбил; вскочил да бежать! А лисица вслед кричит: « Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисою запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать и теперь живут, хлеб жуют.

 

Бурмистр - управляющий.

Шкодливый - вредный, озорной.

Потчевать-кормить.

Дичинкой - дичь (птица).

Али-или,  коли-если.

Величать-звать.

Пострел - шустрый, ловкий.

Схорониться – спрятаться.

-Чтобы познакомиться со сказками, необходимо ответить на вопросы.

-Ребята, где можно узнать значение слов?

(Учитель открывает толковый словарь Ожегова и зачитывает значение слова сказка).

Сказка-повествовательное, поэтическое произведение о вымышленных  лицах и событиях преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

-Молодцы! Вы справились с заданием, и нас радушно встречает сказка. Откройте маленькие конверты и возьмите карточки. Прочитайте свою часть сказки. Определение устаревших слов вы найдёте на словарных листах.

-Составьте и запишите на линованном  листе бумаги один вопрос по содержанию своей части сказки.

-Расскажите друг другу содержание своего отрывка и попытайтесь разложить части по порядку.

Учащиеся совещаются в группах, а затем отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа учащихся.

Реконструкция

-Ребята, какие бывают сказки по авторской принадлежности?

-Сказку, с которой мы встретились, написал русский народ. Давайте прочитаем её. Откройте большие конверты и возьмите текст сказки.

(Первую часть читает влух учитель).

-Поднимите руки те, у кого порядок следования частей совпал с авторским.

-Теперь пронумеруйте части сказки в «окошечках» и самостоятельно озаглавьте её. Напишите название на своём листе бумаги.

-Обсудите  заголовки в группе, выберите лучший и напишите его крупго фломастером на большом листе бумаги.

-Называется сказка «Кот и Лиса».

-Возьмите часть текста, с которой вы работали и объединитесь в новые группы, по №, который написан в «окошечке».

-Прочитайте друг другу свой вопрос и выберите самый удачный. Задайте его соседней группе.

-Что отражает заглавие сказки: тему, главную мысль, называет жанр, главных героев?

-Выберите одного  героя сказки и напишите его имя сверху обратной стороны вашего листа. Опишите характер выбранного героя, укажите, что вам в нём нравится (не нравится) и почему.

Учащиеся (по выбору учителя) читают вслух 2, 3, 4 части сказки.

        

Индивидуальная работа учащихся.

Работа в группах.

Афиширование.

Социализация.

Учащиеся объединяются в новые группы.

Группы учащихся задают друг другу  вопросы «по цепочке».

Афиширование  Социализация

Учащиеся вывешивают свои работы на доску и читают их.

Рефлексия

Я работал (а) очень хорошо.

(зелёное яблочко)

Я работал (а) хорошо.

(жёлтое яблочко)

Я работал (а) хуже, чем

 могу.

(красное яблочко)

-Сегодня мы говорим сказкам до свидания, но совсем скоро снова побываем у них  в гостях.

-На обратном пути встречаем яблоньку. Злая ведьма заколдовала её за то, что она угощала своими яблочками только добрых жителей волшебного леса. Давайте разрушим злые чары. Оцените свою работу, выберите яблочко соответствующего цвета и подарите яблоньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди"

Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди"....