Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая грамматика" 5 класс ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения).
рабочая программа
Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности для детей ОВЗ ОУ (интеллектуальные нарушения) "Весёлая грамматика" за 5 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
РАССМОТРЕНО на заседании
ШМО учителей_____________
МАОУ СОШ № 20
г. Южно-Сахалинска
протокол № от_____________ 2022г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
Приказ №___ от _____
А. А. Тишевский _____
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
для 5 класса
«Весёлая грамматика»
Составитель: Кутакова И.С., учитель начальных классов
Южно-Сахалинск, 2024г.
Оглавление
2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: 7
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
1. вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
2. закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
3. способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
-определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
-особенности ударения в русском языке;
-основные правила орфоэпии;
-основные способы образования слов;
-основные способы определения лексического значения слова;
-тематические группы слов;
-правила русской орфографии;
-морфологические признаки частей речи;
-нормы употребления в речи языковых единиц;
-виды словосочетаний;
-виды предложений;
-основные группы пунктуационных правил;
-признаки текста.
Уметь:
-адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
-выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
-сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
-рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
-проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-правильно произносить широко употребляемые слова;
-по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
-определять способы образования разных частей речи;
-соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
-толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
-различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
-владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
-составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-определять синтаксическую роль всех частей речи;
-объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
-строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, книжка-раскладушка, коллаж, плакат, сказка, стенгазета, фотоальбом, презентация.
- Содержание программы
Введение (1ч.)
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (11 ч)
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (9 ч)
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (14ч)
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (7 ч)
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (17ч)
Речевой этикет. (4 ч)
Обобщающее занятие. (1ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Примечание | |
Введение – 1 час | ||||
1 | Лингвистика – это познавательно и занимательно. | 1 | ||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) – 5 часов | ||||
2 | В Стране звуков. Как звуки научились превращаться в буквы. | 1 | ||
3 | Разночтение слов в звучании и написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 | ||
4 | Волшебник Ударение. Какова роль интонации в устной речи. | 1 | ||
5 | Фонетический чайнворд. Лингвистические игры, упражнения, головоломки. | 1 | ||
6 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». | 1 | ||
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) – 5 часов | ||||
7 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | ||
8 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 | ||
9 | Друзья корней – суффиксы и приставки. Зачем словам окончания. | 1 | ||
10 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. | 1 | ||
11 | Сказочные превращения. Лингвистические игры, упражнения, головоломки. Презентация творческой работы. | 1 | ||
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) - 7 часов | ||||
12 | Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. | 1 | ||
13 | Капризные шипящие. Всегда твердая буква Ш и Мягкий знак. | 1 | ||
14 | Два братца. Мягкий знак и твердый знак. | 1 | ||
15 | Заколдованные буквы (безударные гласные). Заколдованные буквы (чередующиеся гласные). | 1 | ||
16 | Заколдованные буквы (парные согласные). Заколдованные буквы (непроизносимые согласные). | 1 | ||
17 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. | 1 | ||
18 | Лингвистические игры, упражнения, головоломки. Бенефис знаний. | 1 | ||
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) – 3 часа | ||||
19 | На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | ||
20 | Слова-братья (синонимы). О чём рассказывают фразеологизмы. | 1 | ||
21 | Фразеология в художественных произведениях. Лингвистические игры, упражнения, головоломки. | 1 | ||
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) – 9 часов | ||||
22 | Как Морфология порядок навела. | 1 | ||
23 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | 1 | ||
24 | Имя существительное – часть страны Речь. Как у существительных род появился. | 1 | ||
25 | Откуда пошли названия падежей. Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | ||
26 | Местоимение – первый заместитель Существительного. | 1 | ||
27 | В чём секрет глагола и его форм. Откуда появились глаголы-исключения. | 1 | ||
28 | Служебное положение служебных частей речи. Ох, как трудно жить на свете, не усвоив междометий! | 1 | ||
29 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | ||
30 | Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | ||
Речевой этикет - 3 часа | ||||
31 | Правила речевого этикета. | 1 | ||
32 | Формулы речевого этикета. | 1 | ||
33 | Лингвистические игры, упражнения, головоломки | 1 | ||
Обобщающее занятие – 1 час | ||||
34 | Обобщающее занятие | 1 | ||
Список литературы:
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс
Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс
Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...

Рабочая программа по математике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса ( вариант 1)
рабочая программа...

Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1)
рабочая программа...

Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса( вариант 1)
Рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
