Внеурочная деятельность-как важнейший компонент образовательного процесса
статья
Доклады
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.62 КБ | |
| 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Внеурочная деятельность- важнейший компонент образовательного процесса»
Выполнила:
учитель начальных классов
МАОУ «Гаргинская СОШ»
им. Н.Г.Дамдинова
Тулосонова М.Б.
2025 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Внеурочная деятельность – как важнейший компонент образовательного процесса (слайд 1)
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.(слайд 2)
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Организация внеурочной деятельности
в начальной школе. Наша школа работает по таким направлениям: духовно-нравственное, социально-проектное, патриотическое, общекультурное, спортивно-оздоровительное. (Слайд 3). Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная, спортивно-оздоровительная, социально-значимая деятельность. (слайд 4).
Форма реализации внеурочной деятельности – это экскурсии, посещение библиотек, музеев, кружки, секции, участие в социальных акциях, в научно-практических конференциях, олимпиадах, в конкурсах, подготовка праздников.
(Слайд 5)
Организуя занятия по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, я получаю удовлетворение в работе. И дети, и взрослые знают, что школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих способностей, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. С началом учебного года я провожу со своими учениками занятия по таким направлениям, например, некоторые из них:
(слайд 6)
- духовно-нравственное «Сахим ном» и «Турэлхи хэлэеэ шудалнаб»
На кружках «Сахим ном» и турэлхи хэлэеэ шудалнаб мы с ребятами занимаемся по электронному учебнику по бурятскому языку, читаем и знакомимся с произведениями бурятских писателей, учим стихи, сказки, ставим сценки, играем традиционные и обучающие игры, традиции и т.д.
- (слайд 6)Общекультурное – «Умелые руки».
На кружке «Умелые руки» мои ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы. Использование лесных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов.
(Слайд 7) Всегда активно участвуем в акциях, в праздничном оформлении школы и своей классной комнаты.
Так же ученики моего класса занимаются у других учителей по программе внеурочной деятельности «Шашки», «Театральный калейдоскоп», «Успешное чтение» и т.д.
(слайд 8) Необходимо отметить, что система организации внеучебной деятельности уже имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики - активные участники всех школьных и сельских мероприятий. Среди них есть призеры республиканского конкурса по электронному учебнику на бурятском языке «Сахим ном», районного конкурса «Арадай аман зохеол», участники НПК «Первые шаги в науку», школьных и районных рисунков, поделок и т.д.
(слайд 9)Образовательное пространство отдельно взятого классного коллектива и школы в целом связано с окружающей социальной средой и поддерживается следующими связями: школьная и сельская библиотеки, школьный музей и сельский Дом культуры.
Таким образом, используемая нами форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:
- Для меня, как учителя, – это возможность общаться с ребятами дополнительно, индивидуально, как классного руководителя, – ненавязчиво работать над сплочением классного коллектива.
- Дети получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), совершенствуют социальные навыки, развивают навыки общения, навыки здорового образа жизни, спортивно-игровые навыки.
У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что их дети заняты полезным делом, находятся под присмотром педагогов.
Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагога, учащихся и родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
Слайд 1 Человек, обладающий Х, умеет правильно работать с информацией – находить нужные данные, определять их правдивость и отбрасывать лишнее, проводить анализ, уметь применять, полученные знания на собственном опыте, для решения повседневных задач. Для развития Х нам необходимо уметь не только читать, но и понимать прочитанное.
Речь идет о функциональной грамотности
- На доске вы видите определения: «ФГ», «Soft skills», «Мотивация» и знаки « », « ». Попробуйте расставить их по местам. Позже мы вернемся к этой формуле.
- Обратите внимание на Глоссарий. Выделите те определения, которые на ваш взгляд относятся к функциональной грамотности, и мы можем встретить в тексте.
слайд 2:
читательская грамотность
пересказ
математическая грамотность
проверка
естественно-научная грамотность
использовать
кейс
финансовая грамотность
креативное мышление
интерпретировать
контроль
поиск новых знаний
критическое мышление
анализировать
глобальные компетенции
понимать
сформированность
Текст: Основные направления функциональной грамотности — читательская, математическая, естественно-научная грамотность. К ним так же добавились финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур).
Просто академических знаний, умений решать типовые учебные задачи недостаточно, важно применять эти знания на практике.
Читательская грамотность в данном контексте не является синонимом начитанности или хорошей техники чтения, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное. В математической грамотности важно умение вычленить проблему, формулировать, применять имеющиеся математические знания, оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы. В естественно-научной грамотности – давать научное объяснение, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и делать выводы.
Надо отметить, что для всех заданий на функциональную грамотность характерны альтернативные решения, которые не только допустимы, но порою необходимы. А в случае задач на креативное мышление – это требование является обязательным. На каждом уроке для развития функциональной грамотности, необходимо включать задания междисциплинарного характера с жизненными ситуациями. Предлагая учащимся задания на функциональную грамотность, рекомендуем их дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Учащимся необходимо предлагать не только задания, требующие академических знаний, но и задания, которые требуют поиска новых знаний, эффективного выражения решения, развивающего креативное мышление, направленные на развитие воображения учащихся. Решение заданий такого плана будет постепенно стимулировать школьников, вырабатывать привычку, которая важна во всех сферах человеческой деятельности.
Составляя задания для формирования функциональной грамотности, нужно принципиально изменить подходы к учебному заданию. Важной составляющей являются контексты и бытовые ситуации, с которыми они часто сталкиваются в жизни. Выбор должен быть основан на интересах детей. Говоря об особенностях заданий, следует подчеркнуть, если мы используем задания для того, чтобы вынести оценку сформированности различных компетентностей, мы даем комплексное задание и обязательно мотивационную часть. Потом к этой мотивационной части прикрепляется задание, в котором проявляется та или иная компетентность.
Это должен быть кейс с жизненной ситуацией – понятной, интересной ему, мотивирующей его на решение этого кейса с использованием знаний, полученных на уроках. Далее идет информация дополняющая, расширяющая или конкретизирующая содержание кейса, которая может быть представлена в одном источнике, может быть дана через гиперссылки, может быть дана в совершенно любом формате. Это может быть текстовая информация, табличная информация, медиаинформация, видео, аудио и т. д. После того, как информация и ситуация учеником просмотрены, осмыслены, даются вопросы и задания. Задания даются разноуровневые, они могут быть связаны с тем, что надо найти информацию в тексте; есть задания, которые можно переносить в другие контексты и смыслы; есть задания креативные, рассчитанные на инициативу ученика. Как правило, это открытые ответы по заданию и более того, это задание инициативы, когда ученика просят что-то предложить, какую-то версию, может быть даже в предложении этой версии пообщаться с цифровым партнером и договориться о взаимной инициативе и ее последующем применении.
Обсуждения итогов данного этапа.
1) какие слова встретились в тексте
2) слайд 5 «Какой картинки не хватает?»
3) Продолжи:
- Читательская грамотность – это способность …
- Для развития функциональной грамотности на уроке необходимо включать …
- Учащимся необходимо предлагать не только задания, требующие академических знаний, но и…
- Одной из особенностей построения задания для развития ФГ является …
- Для лучшего усвоения материала рекомендуется давать … задания.
При формировании функциональной грамотности реализуются метапредметные образовательные результаты на практике, это значит, развиваются умения логически мыслить, совершать различные познавательные универсальные действия, совершать коммуникативные универсальные действия и рефлексировать свой успех/неуспех, обращаться за помощью к партнеру по коммуникации. (Про неуспех и ошибки стоит говорить обучающимся, т.к. промах – это часть процесса.)
В чем принципиальное отличие заданий, формирующих или развивающих метапредметные результаты от заданий, формирующих функциональную грамотность? В том, что метапредметные результаты мы можем формировать и развивать средствами учебного содержания, т. е. средствами внутри предмета, без оперирования, без отсылок к ситуациям или кейсам, без межпредметных связей. Это не так эффективно, как хотелось бы, но это реалистично. А вот функциональную грамотность мы не можем формировать средствами только одного предмета. Мы обязаны выходить на кейс, имеющий межпредметное содержание и по возможности формировать задания так, чтобы ученики в своем ответе обращались к межпредметной информации. Наличие кейса и обязательность межпредметных связей – это атрибут учебных заданий и формирующих, и контрольных, направленных на формирование развития функциональной грамотности. Возникает вопрос: действительно ли есть польза от усилий педагогических коллективов по корректировке содержания основных образовательных программ в направлении функциональной грамотности.
К этому вопросу мы вернемся чуть позже.
Познакомимся с примерами задач по функциональной грамотности на примерах разных предметов.
слайд 6
«Сколько мы теперь читаем?»
Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:
А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?
Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?
В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?
Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2020 году?
Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2026 году?
Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.
Компоненты задания на формирование функциональной грамотности:
- название задания отражает фабулу (сюжет), зачастую носит образный характер;
- фабула (сюжет) описывает совокупность взаимосвязанных событий, факторов, явлений, задающих контекст задания;
- стимул задания ориентирует обучающегося в контексте задания и мотивирует на его выполнение;
- формулировка задачи точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
- оценка выполнения задачи содержит предлагаемый ответ и указывает на количество баллов оценки ответа.
слайды с примера заданий (сл.7-10)
Работа в группах.
Вернемся к вопросу: действительно ли есть польза от усилий педагогических коллективов по корректировке содержания основных образовательных программ в направлении функциональной грамотности.
Польза в этом действительно есть. И если сегодняшний педагог думает о будущем своих учеников, он поймет, что функциональная грамотность – это условие успешности в будущем, условие его функционирования в обществе.
Разберем данный вопрос и подведем итоги нашего педсовета, используя «ПОПС-формулу».
Слайд 11
П – позиция. Высказать свое мнение, использую формулировки: «Я считаю, что …», «Я согласен с …», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает/не заслуживает внимания».
О – объяснение. Участники приводят аргументы, подтверждающие их позицию. Главное, чтобы в ответ были включены моменты из изученной темы, раскрыты основные определения и понятия. Формулировки: «Потому что…», «Так как…».
П – примеры. Участники должны привести не менее трех примеров и фактов, чтобы доказать свою правоту на практике. Формулировки: «Например…», «Я могу доказать на примере …»
С – следствие. Участники заканчивают свой ответ выводами, подтверждающими их позицию. Формулировки: «Таким образом…», «Подведя итог …», «Поэтому …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Основные компоненты образовательного процесса при системно-деятельностном подходе
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».
Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...

Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»
Тема моей работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Доклад на тему:"Внеурочная деятельность"...


