"Социализация детей с ТМНР: школьная развивающая среда"
материал

Хасанова Татьяна Алексеевна

Данный материал о реализации модульной программы "Социализация без проблем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация детей с ТМНР: школьная развивающая среда» Представляем вашему вниманию опыт работы педагогов нашей школы по проблеме социализации детей с ТМНР в условиях школьной развивающей среды.

Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) направлено на развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих, а также включение ребёнка в социальную жизнь общества.

Выделим некоторые особенности обучения таких детей:

- использование специальных образовательных программ и методов, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

- необходимость подготовительных мероприятий на каждом этапе обучения. В течение которых у детей корректируют недостатки прошлого опыта и готовят к усвоению следующих разделов программы.

- непрерывность коррекционно-развивающего процесса. Его реализуют через содержание предметных областей и в процессе коррекционной работы.

- индивидуальный дифференцированный подход. Он предполагает учёт индивидуальных способностей в обучении и физических возможностей детей с ТМНР.

-использование игровых технологий. Сюжетно-ролевые игры являются одним из ведущих методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Игра-это своеобразная школа жизни.  Педагог организует игру и проводит по заранее разработанному плану. Игра способствует расширению знаний об окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации познавательной активности обучающихся. В игре ребенок строит свои первые модели социального мира, усваивает правила общения между людьми.

Для интеграции в общество детей с ТМНР в ГКОУ СКОШИ №52 создана коррекционно-развивающая образовательная среда, которая обеспечивает доступность окружающего мира, расширяет границы и рамки привычного для данной категории обучающихся. Развивающая образовательная среда соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде:

- содержательно-насыщенная (т.е. должна соответствовать содержанию Программы и возрастным возможностям обучающихся, обеспечивать возможность самовыражения обучающихся).

- трансформируемая (т.е. пространство должно быть способно меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей). 

- полифункциональная (различные составляющие предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы) должны быть пригодны для разнообразного использования).

- вариативная (в среде должны быть различные пространства (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей). 

- доступная (для обучающихся должны быть доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, а также свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).

- безопасная (все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Представляем вам опыт работы педагогов нашей школы по включению в образовательно-воспитательный процесс ГПД набора декоративно-развивающих панелей «Городская среда», которые имеют социально-практическую направленность и полисенсорную основу для обучения. Целью развивающей среды является создание условий, способствующих адаптации и социализации, обучающихся с ТМНР.

Для обучающихся с ТМНР начального уровня образования разработана программа воспитательной работы в ГПД «Социализация без проблем».

Основная цель программы - расширение теоретической и практической компетентности обучающихся с ТМНР.

 Задача программы

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм получения образования обучающимися с ТМНР с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья.

- личностное развитие обучающихся с ТМНР: овладение социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках.  

Программа «Социализация без проблем» является модульной. Она включает в себя три содержательных модуля.

1 модуль «Будь здоров».

2 модуль «Сегодня мы идем…».

3 модуль «Служба спасения».

Все три модуля между собой взаимосвязаны.

Для формирования социальных умений в рамках воспитательных занятий в ГПД организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. В каждый модуль включено специально организованное обучение в естественной или приближенной к естественной обстановке, т.е. программой предусмотрены и разработаны тематические уроки-экскурсии.

МОДУЛЬ 1 - «Будь здоров», направлен на воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. 

      Задачи:

- формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни;

- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Содержание деятельности входит устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Обучающиеся получают представления о здоровье, здоровом образе жизни в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, посвящённые разным формам оздоровления и игровых программ.

Основным педагогическим приёмом обучения детей данной категории является многократный показ способа действия с последующим совместным выполнением со взрослым, таким образом дети будут усваивать компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме.

На протяжении всей воспитательной деятельности обеспечивается выездная педагогическая работа и посредством посещения социальных объектов.

Перед проведением экскурсии педагогом обязательно проводится вводная беседа о цели экскурсии, инструктажи по технике безопасности и ПДД. правилах поведения в транспорте.

МОДУЛЬ 2 – «Сегодня мы идем…», направлен на  расширение социального опыта обучающихся с ТМНР.

Задачи:

 -познакомить обучающихся с социально-значимыми объектами;

 - познакомить с работой данного учреждения, выяснить по каким вопросам можно обращаться и как ими воспользоваться, определить расположение различных служб

- развитие коммуникативных навыков;

Данный модуль реализуется через виртуальное знакомство (беседы с использованием развивающих панелей «Городская среда», дидактические игры, демонстрация фотографий и т.п.).

Обучающиеся получают поэтапно дозированную информацию о предоставляемых услугах, о режиме работы и документах необходимых для посещения социального объекта, учреждения.

Визуальное знакомство - посещение учреждения и участие обучающихся в небольшом элементе процесса предоставления услуг (выход на остановку общественного транспорта, посадка в автобус или трамвай, использование проездной карты, посещение метро, посещение почтового отделения, покупка в магазине подарка или средств гигиены, продуктов питания и т.п.,) Это мероприятия, в которых обучающиеся знакомятся с определённым социальным учреждением в роли посетителя с целью расширения социального опыта. Это помогает установить новые контакты, получить знания, укрепить ощущение собственной значимости и достоинства.  Способствует адаптации обучающихся к жизни в обществе, развивают наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление новых знаний и умений.

Для обучающихся с ТМНР посещение незнакомого людного места – это страх неизвестности. При регулярной организации таких мероприятий, страх со временем будет побежден детской любознательностью и доверительными отношениями со взрослыми.

МОДУЛЬ 3 - «Служба спасения» направлен на  ознакомление детей со службами спасения, единый номер спасения «112», «01», «02», «03»; уточнить и пополнить знания детей о существующих службах спасения, их работе по охране жизни и здоровья людей. 

     Задачи:

1.Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.  

2.Вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности. 

3.Развивать умение попросить о помощи в трудной ситуации.
4.Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, ответственности.

Данные занятия помогают детям запомнить номера телефонов  служб спасения в стихотворной форме, повторить последовательность действий в чрезвычайных ситуациях и закрепить всю информацию в игре.

Например

Пусть помнит каждый гражданин

пожарный номер 101!

 

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался,

Я тогда 102 набрал, и милицию позвал.

Не прошло и пять минут,

Как воришку заберут!

Обучающиеся посетив спасательные службы   на месте их работы, лучше представляют себе работу службы спасения и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.

Беседы, проводимые специалистами спасательных служб является обучением детей грамотному поведению в ЧС, выработки у них навыков предвидеть и избегать опасность, усвоить правила пожарной безопасности, как правильно вести себя на дороге, не растеряться в различных жизненных ситуациях, помочь людям в беде, уметь обратиться к другому человеку с вопросом, просьбой о помощи, построить беседу по телефону и т.д.

На сегодняшний день преемственность такой работы является актуальной, так как это обеспечивает успешную социализацию личности обучающихся с ТМНР.

Нашими педагогами на занятиях ГПД ведется непрерывный процесс воспитания и обучения детей, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, начиная с начальной школы.

Практические посещения объектов социального пользования формируют практические умения и подготовку детей к самостоятельной жизни в обществе.

Успех социализации обучающихся с ТМНР, в большей степени, зависит от того, как у обучающегося сформированы жизненные компетенции. Однако формирование жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР самостоятельно не происходит, необходима целенаправленная работа, которая ведется в нашей школе.

Формирование жизненных компетенций обуславливает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и поэтапным снижением помощи взрослого.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде.

Доклад на тему "Здоровье сберегающие технологии В.Ф.Базарного"...

Презентация "Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды".

Презентация  "Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды"  повествует о том, дети школы восьмого вида нуждаются в помощи  -...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"

Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей. В первой части работы дается теоретико-методолог...

Внеурочная деятельность в группе продлённого дня (ГПД) является условием создания развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников

Задачи:обеспечить благоприятный психологический климат пребывания ребёнка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; разнообразить виды деятельности для развития творческих способностей ...