Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Соловьева Оксана Александровна

Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной

деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96 с. (Учение с увлечением), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _funktsionalnaya_gramotnost_3klass.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной

деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96 с. (Учение с увлечением), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.

2. Рабочая программа реализуется через учебное пособие:

Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк,

С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 112 с. – (Учение с увлечением).

3.Согласно учебному плану МБОО Старомайнская СОШ №2 на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.  Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.  Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

 Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  

  Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.  

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • способность различать тексты различных жанров и типов;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;
  • представление о семейных расходах и доходах;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
  • представление о различных видах семейных доходов;
  • представление о различных видах семейных расходов;
  • представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, социальное творчество.

Раздел 3. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Общее количество часов на изучение

1

Блок «Читательская грамотность»

8

2

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

4

Блок «Математическая грамотность»

9

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата
изучения

Приме

чание

По плану

По факту

Блок «Читательская грамотность» (8 ч)

Про дождевого червяка

Кальций

Сколько весит облако?

Хлеб – всему голова

Про мел

Про мыло

История свечи

Магнит

Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч)

Дождевые черви

Полезный кальций

Про облака

Про хлеб и дрожжи

Интересное вещество – мел

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Про свечи

Волшебный магнит

Проверь себя

Блок «Финансовая грамотность» (8 ч)

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Как сэкономить семейные деньги?

Блок «Математическая грамотность» (9 ч)

Расходы и доходы бюджета

Планируем семейный бюджет

Подсчитываем семейный доход

Пенсии и пособия

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Подсчитываем расходы

Расходы на обязательные платежи

Подсчитываем сэкономленные деньги

Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" 3 класс (ФГОСС НОО)

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование у обучающихся читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности...

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности»  разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» название курса для обучающихся 2 классов

Данна программа соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....

Рабочая программа по курсу "Функциональная грамотность". 4 класс

Программа "Функциональная грамотность" учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника....

Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...