Динамика развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ за 2021-2025 учебный год
картотека

Кудымова Елена Сергеевна

В материале представлена динамика развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ школы за 2021-2025 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Динамика развития познавательных процессов обучающегося с ОВЗ 

Динамика развития познавательных процессов обучающегося с ОВЗ отслеживается на основании содержания индивидуальной карты учета динамики развития ребенка (Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.09.2012 г. № 02-01-95/5293 «Об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка»).

При проведении диагностического исследования обучающегося использую следующий диагностический материал:

 

Направление диагностического обследования (внимание, память, мышление и др.)

Используемые диагностические методики (название)

Автор

Восприятие пространственное

Графический диктант

Д.Б. Эльконин

Разрезные картинки

С.Д. Забрамная

Восприятие времени

Части суток, времена  года, месяца

С.Д. Забрамная

Восприятие зрительное

Зашумленные изображения

А.Р. Лурия

Восприятие слуховое

Наблюдение

Внимание

Тест «Корректурная проба»

Б. Бурдон, Р.С. Немов

Зрительная память

Узнавание фигур

Рыбаков, Цветкова, А.Н. Бернштейн

Память слуховая кратковременная

Заучивание 10 слов

А.Р. Лурия

Воспроизведение фразы

Опрос

Память слуховая долговременная

Заучивание 10 слов

А.Р. Лурия

Воспроизведение знакомого стихотворения

Опрос

Смысловая память

Опосредованное запоминание

А.Н. Леонтьев

Воспроизведение рассказов

С.Я. Рубинштейн

Мышление, формы

Тип мышления

Г.В. Резапкина

Мышление (классификация, обобщение, сравнение  предметов, понятий, исключение лишнего, аналогии)

Исследование словесно-логического мышления

Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова

(Р. Амтхауэр)

Мышление

Установление последовательности событий

А.Н. Бернштейн

Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога — это система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса.

Такие занятия строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребёнка. 

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога:

  • развитие и коррекция пространственного восприятия; 
  • развитие и коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объёма внимания; 
  • развитие и совершенствование общей и мелкой моторики; 
  • всестороннее развитие всех психических процессов с учётом возможностей, потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ; 
  • ликвидация пробелов знаний по предметам.

2021-2022 учебный год

Общее количество обучающихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога – 36.

Класс

Количество обучающихся

Всего

ЗПР (вариант 7.2)

НИ (вариант 9.1/9.2)

1

6

2/0

8

3

4

3/0

7

4

4

0

4

5

3

4/0

7

6

1

0/2

3

7

0

3/0

3

8

1

1/0

2

9

1

1/0

2

Итого

20

14/2

36

Динамика развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ

Пояснение: + - положительная динамика, 0 - без динамики,  - - отрицательная динамика, н - норма.

№ п/п

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Пространственное

Времени

Зрительное

Слуховое

Устойчивость

Продолжительность

Переключаемость

Распределение

Зрительная

    Слуховая

Смысловая

Формы мышления

Классификация, обобщение, сравнение  предметов

Аналогии

Последовательность событий

Кратковременная

Долговременная

+

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

+

0

+

0

+

Н

0

Н

0

+

+

0

0

-

+

+

-

0

+

0

0

Н

0

+

0

+

-

0

0

+

+

-

0-

0

-

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

+

+

+

0

0

+

0

0

0

+

0

+

+

+

+

+

+

+

Н

+

+

0

+

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

0

0

0

0

+

+

0

0

+

+

+

+

+

0

0

0

+

+

0

+

+

+

+

0

+

+

+

+-

+

+

0

0

Н

0

+

0

0

0

0

0

+

+

+

+

+

0

0

0

0

0

-

+

+

+

0

0

0

0

Н

0

+

0

0

0

0

0

-

-

0

+

0

+

+

0

+

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

+

0

+

0

+

Н

0

Н

0

+

+

0

0

-

+

+

-

0

+

0

0

Н

0

+

0

+

-

0

0

+

+

-

0-

0

-

0

0

Н

+

Н

Н

Н

0

0

н

0

+

0

+

0

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

+

+

0

+

+

+

+

+-

0

+

0

Н

+

+

+

+

+

0

0

+

+

+

+

+-

+

+

0

0

+

0

+

0

0

+

0

+

+

0

+

0

+

0

0

0

+

-

-

+

0

+

+

0

0

0

0

0

+

0

0

0

+

+

0

+

+

0

0

+

0

0

0

0

+

+

0

0

+

+

+

+

+

0

0

0

0

+

+

0

-

0

0

0

+

+

+

-

0

0

-

0

0

+

-

0

-

+

0

0

-

+

+

+

0

-

0

0

Н

0

0

0

0

0

Н

Н

-

0

+

+

+

0

0

0

+

0

0

0

0

+

0

0

+

+

+

-

0

0

+

0

Н

0

+

0

-

0

0

0

+

0

0

+

0

0

0

0

+

+

+

0

+

+

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

0

+

+

0

+

-

0

0

+

+

+-

+

0

+

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

-

+

-

+

0

+

+

0

Динамику развития познавательных процессов нескольких обучающихся отследить  невозможно, т.к. они зачислены  на занятия после проведения стартовой диагностики.

У каждого ребенка с ОВЗ в 2021-2022 учебном году в той или иной степени наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов.

Все обучающиеся с ОВЗ завершили учебный год, решением педагогического совета переведены в следующий класс.

2022-2023 учебный год

Общее количество обучающихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога – 36.

Класс

Количество обучающихся

Всего

ЗПР (вариант 7.2)

НИ (вариант 9.1/9.2)

1

1

0

1

2

7

2/1

10

4

4

4/0

8

5

1

0

1

6

3

4/0

7

7

1

0/2

3

8

0

3/0

3

9

1

2/0

2

Итого

17

15/3

36

Динамика развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ

Пояснение: + - положительная динамика, 0 - без динамики,  - - отрицательная динамика, н - норма.

№ п/п

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Пространственное

Времени

Зрительное

Слуховое

Устойчивость

Продолжительность

Переключаемость

Распределение

Зрительная

    Слуховая

Смысловая

Формы мышления

Классификация, обобщение, сравнение  предметов

Аналогии

Последовательность событий

Кратковременная

Долговременная

Н

+

Н

Н

Н

0

0

н

0

+

0

+

0

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

+

+

0

+

+

+

+

+-

0

+

0

Н

+

+

+

+

+

0

0

+

+

+

+

+-

+

+

0

0

+

0

+

0

0

+

0

+

+

0

+

0

+

0

0

0

+

-

-

+

0

+

+

0

0

0

0

0

+

0

0

0

+

+

0

+

+

0

0

+

0

0

0

0

+

+

0

0

+

+

+

+

+

0

0

0

+

+

0

+

+

+

+

0

+

+

+

+-

+

+

0

0

Н

0

+

0

0

0

0

0

+

+

+

0

0

0

0

0

-

+

+

+

0

0

0

0

Н

0

+

0

0

0

0

0

-

-

0

+

0

+

+

0

+

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

+

0

+

0

+

Н

0

Н

0

+

+

0

0

-

+

+

-

0

+

0

0

Н

0

+

0

+

-

0

0

+

+

-

0-

0

-

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

+

+

+

0

0

+

0

0

0

+

0

+

+

+

+

+

+

Н

+

+

0

+

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

Н

0

+

+

+

+

0

0

+

0

+-

+

+

+

+

+

0

0

+

0

0

-

0

0

0

+

+

+

0

0

0

0

+

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

+

+

+

+

0

+

0

0

0

+

+

0

0

-

-

+-

-

0

0

0

0

0

+

+

0

-

0

0

0

+

+

+

-

0

0

-

0

0

+

-

0

-

+

0

0

-

+

+

+

0

-

0

0

Н

0

0

0

0

0

Н

Н

-

0

+

+

+

0

0

0

+

0

0

0

0

+

0

0

+

+

+

-

0

0

+

0

Н

0

+

0

-

0

0

0

+

0

0

+

0

0

0

0

+

+

+

0

+

+

0

0

+

+

0

+

0

0

0

0

0

+

+

0

+

-

0

0

+

+

+-

+

0

+

0

0

0

+

+

0

+

0

0

0

-

+

-

+

0

+

+

0

Динамику развития познавательных процессов некоторых обучающихся отследить  невозможно, т.к. они зачислены  на занятия после проведения стартовой диагностики.

У каждого ребенка с ОВЗ в той или иной степени наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов.

Все обучающиеся с ОВЗ достаточно успешно завершили учебный год, решением педагогического совета переведены в следующий класс.

2023-2024 учебный год

Общее количество обучающихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога – 37.

Класс

Количество обучающихся

Всего

ЗПР (вариант 7.2)

НИ (вариант 9.1/9.2)

1

1

0/1 ( в. 8.4)

2

2

2

0

2

3

7

3/0

10

4

1

0

1

5

2

4/0

6

6

1

0

1

7

3

4/0

7

8

1

1/1

3

9

2

3/0

4

Итого

20

15/2

37

Динамика развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ.

Пояснение: + - положительная динамика, 0 - без динамики,  - - отрицательная динамика, н - норма.

№ п/п

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Пространственное

Времени

Зрительное

Слуховое

Устойчивость

Продолжительность

Переключаемость

Распределение

Зрительная

    Слуховая

Смысловая

Формы мышления

Классификация, обобщение, сравнение  предметов

Аналогии

Последовательность событий

Кратковременная

Долговременная

Н

Н

Н

Н

+

+

0

0

-

+

+

0

0

0

+

Н

0

0

+

0

-

0

0

0

0

+

0

+

0

0

0

0

0

+

+

0

0

0

0

0

-

+

+

+

0

0

0

+

+

+

+

0

0

0

0

0

0

+

+

+

0

+

+

+

+

+

+

0

0

0

0

0

+

0

0

0

+

0

0

0

0

+

+

0

+

+

0

0

+

0

-

+

0

0

0

0

+

+

0

0

0

0

+

+

-

+

0

+

0

+

+

+

Н

0

+

0

0

0

0

0

-

+

+

+

0

0

0

0

0

+

+-

0

+

+

0

0

-

0

-

0

0

0

0

Н

Н

+

+

0

+

+

0

0

0

+

+

Н

0

0

0

0

+

+

+

0

-

-

0

0

-

+

+

0

+

0

0

+

Н

0

Н

0

0

-

0

0

Н

+

Н

0

0

0

0

+

Н

+

+

0

+

-

0

0

-

+

+

0

0

0

0

0

Н

+

+

0

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

0

0

+

+

+

0

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

0

Н

+

Н

0

+

+

0

0

+

+

+

+

+

+

0

Н

Н

+

0

0

0

0

0

0

+

+

+

0

0

+

+

+

Н

+

0

0

0

-

0

0

0

Н

0

0

+

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

+

0

0

0

0

+

+

0

+

0

+

0

+

-

0

0

+

0

0

+

0

0

+

0

0

+

+

0

+

0

0

0

-

0

0

+

0

0

0

0

0

+

-

0

-

0

0

0

+

0

+

0

0

0

0

0

Н

Н

Н

0

+

-

0

0

+

+

0

0

0

+

+

Н

+

+

+

0

0

-

0

0

+

0

0

+

0

0

0

0

Н

0

-

0

+

+

0

0

0

+

+

-

+

0

-

0

+

Н

0

0

0

+

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Н

+

Н

0

+

+

0

0

+

+

+-

Н

0

+

0

0

+

0

0

0

0

0

0

0

-

0

0

-

0

0

-

0

0

+

0

0

0

0

0

0

+

+

+

0

0

0

0

Н

+

0

+-

0

+

+

0

0

-

0

0

0

0

+

+

0

+

+

-+

0

-

-

0

0

+

0

+

+

0

+

+

+

Динамику развития познавательных процессов некоторых обучающихся отследить  невозможно, т.к. они зачислены  на занятия после проведения стартовой диагностики.

У каждого ребенка с ОВЗ в той или иной степени наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов.

Все обучающиеся с ОВЗ завершили учебный год, решением педагогического совета переведены в следующий класс.

2024-2025 учебный год

Общее количество обучающихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога – 35.

Класс

Количество обучающихся

Всего

ЗПР (вариант 7.1/7.2)

НИ (вариант 9.1/9.2)

1

0

0/1

1

2

1/1

0

2

3

0/3

0

3

4

0/7

2/0

9

5

0/1

0

1

6

0/3

5/0

8

8

0/3

4/0

7

9

0/1

2/1

4

Итого

1/19

13/2

35

Мною систематически ведётся целенаправленная работа по формированию познавательной активности обучающихся. Занятия выстраиваю с учётом современных требований, в работе руководствуюсь принципами личностно-ориентированного обучения. Это способствует повышению интереса к изучаемым предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Программа "Развитие познавательных процессов" для обучающихся 1 класса педагога-психолога И.П. Влазневой

Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса с низким уровнем готовности к школе (интеллектуальной незрелостью). Содержит конспекты каждого коррекционно-развивающего занятия (всего 16 занят...

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...