РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ внеурочной деятельности студии «Волшебный сундучок» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности студии «Волшебный сундучок» для 1 класса (общеинтеллектуальное направление)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Талдомского городского округа Московской области
МОУ Гимназия «Детская школа искусств» г.Талдома
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Петрова М.В.
Приказ № 217 от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
внеурочной деятельности
студии
«Волшебный сундучок»
для обучающихся 1-4 классов
СОСТАВИТЕЛЬ:
Субботина Елена Владимировна -
учитель начальных классов
высшей категории
Талдом
2024 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности студии «Волшебный сундучок» для 1 класса (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.: Основной образовательной программы МОУ гимназии «Детская школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома на 2024-2025 учебный год, утвержденной приказом № 217 от 29 августа 2024 г
Место в учебном плане. Программа студии «Волшебный сундучок» реализуется в общеобразовательном учреждении в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год.
- Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию обучения по курсу " Волшебный сундучок " в 1-м классе обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);
- разъяснять заглавие текста;
- прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
- озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);
- отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
- составлять устный рассказ по картинкам;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;
- формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:
личностные универсальные действия:
- использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
регулятивные универсальные действия:
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок;
познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
- Содержание учебного курса
Первый год обучения направлен на развитие интереса начинающего обучения школьника к чтению, расширению круга его интересов. Знакомство с произведениями фольклора, русской и зарубежной классики, современной, отечественной и зарубежной литературы
1.Введение.
1. Рассказ о содержании курса. Загадки о книгах. Встреча со сказочными и литературными героями.
2. Знакомство с городской библиотекой (экскурсия).
Знакомство с городской библиотекой. Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Знакомство с энциклопедиями, народными сказками и короткими рассказами.
II Зачем нужно читать?
1. Приемы работы с книгой. Рассказать, для чего нужно читать книгу. Вызвать интерес к чтению. Добиться у детей желания читать вдумчиво, при чтении быть наблюдательным ведь чтение — это труд и читать надо внимательно и добросовестно.
2. Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках. Особенности школьной библиотеки. Запись в библиотеку читающих детей.
IiI Сказки А.С.Пушкина.
1. .Знакомство с биографией поэта. Выставка книг.
2.Сказка о попе и его работнике Балде.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр мультфильма
3.Сказка о царе Салтане
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр фрагмента сказки.
4.Сказка о золотом петушке.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение
Видеопросмотр мультфильма.
5.Сказка о рыбаке и рыбке
Обсуждение. Литературная викторина.
Видеопросмотр
6.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр
IV. Сказки русских писателей.
1. Краткое знакомство с биографией писателя К. И. Чуковского.
Стихи.
2. Чуковский К.И. «Муха-цокотуха», «Путаница»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр детского спектакля.
3. Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Краденое солнце»
Громкое чтение читающими детьми.
Обсуждение. Игровая викторина.
4. Маршак С.Я. Биография писателя. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение. Выставка книг.
Слушание аудиозаписи чтения стихов Маршака.
5. Маршак С.Я «Сказка о глупом мышонке»
Знакомство со сказкой.
Инсценировка фрагмента
6.Михалков С.В. Биография. Стихи,
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
7. Михалков С.В. «Дядя Стёпа»
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Просмотр мультфильма.
8.Барто А.Л. Биография. Стихи.
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение
Видеопросмотр.
9.Носов Н.Н. Биография. Рассказы
Обсуждение. Игровая викторина.
Видеопросмотр отрывка фильма.
10.Драгунский В.Ю. Денискины рассказы.
Обсуждение. Викторина.
Видеопросмотр.
V. Сказки зарубежных писателей
1.Андерсен Г.Х. Биография. Дюймовочка
Обсуждение. Литературная викторина.
Видеопросмотр. Выставка книг.
2.Перро Ш.. Биография. Кот в сапогах
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
Видеопросмотр. Выставка книг.
3.Бр.Грим Биография. Бременские музыканты
Обсуждение. Игровая викторина. Выставка книг.
Видеопросмотр. Сравнение мультфильма и сказки.
VI. Братья наши меньшие.
1.Бианки В.В Биография.«Чей нос лучше?»
Обсуждение. Викторина с библиотекарем. Громкое чтение.
2.Бианки В.В «Как муравьишка домой спешил»,
«Лис и мышонок»
Обсуждение. Громкое чтение.
Инсценировка. Видеопросмотр мультфильма.
3.Сладков Н.И. Лесные сказки
Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.
4. Сладков Н.И. Лесные сказки
Инсценировка коротких диалогов.
5.Паустовский К.Г.Биография. «Похождения жука-носорога»
Слушание и чтение фрагментов. Обсуждение. Викторина.
6. Паустовский К.Г. «Квакша»
Слушание сказки в записи. Обсуждение..
VII. Детские журналы
Знакомство с детскими журналами. Выставка журналов.
1. Журнал «Непоседа»
Знакомство с рубриками журнала. Отгадывание ребусов. Громкое чтение.
2. Журнал «Отчего и почему?»
Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Знакомство с творчеством
современных писателей.
3. Журнал «Весёлый урок»
Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Отгадывание ребусов.
4. Журнал «Мурзилка»
Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Отгадывание ребусов
5. Итоговое занятие.
4.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1 класс
(33 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Наименование тем | всего часов |
1 | Введение. Знакомство со школьной библиотекой. | 2 |
2 | Зачем нужно читать? Знакомство с городской библиотекой. | 2 |
3 | Сказки А.С.Пушкина | 6 |
4 | Сказки русских писателей | 9 |
5 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
6 | Братья наши меньшие | 6 |
7 | Детские журналы | 4 |
8 | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование
№№ | Содержание | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
I | Введение | |||
1 | Рассказ о содержании курса. | 04.09 | ||
2 | Знакомство с районной библиотекой | 11.09 | ||
II | Зачем нужно читать? | |||
3 | Приемы работы с книгой. | 18.09 | ||
4 | Знакомство со школьной библиотекой | 25.09 | ||
III | Сказки А.С.Пушкина: | |||
5 | Знакомство с биографией поэта. | 02.10 | ||
6 | Сказка о попе и его работнике Балде | 16.10 | ||
7 | Сказка о царе Салтане | 23.10 | ||
8 | Сказка о золотом петушке | 30.10 | ||
9 | Сказка о рыбаке и рыбке | 06.11 | ||
10 | Сказка о мертвой царевне и семи богатырях | 13.11 | ||
IV | Сказки русских писателей: | |||
11 | Краткое знакомство с биографией писателя К. И. Чуковского. Стихи. | 27.11 | ||
12 | Чуковский К.И. «Муха-цокотуха», «Путаница» | 04.12 | ||
13 | Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Краденое солнце» | 11.12 | ||
14 | Маршак С.Я. Биография писателя. «Сказка о глупом мышонке» | 18.12 | ||
15 | Михалков С.В. Биография. Стихи, | 25.12 | ||
16 | Михалков С.В. «Дядя Стёпа» | 15.01 | ||
17 | Барто А.Л. Биография. Стихи. | 22.01 | ||
18 | Носов Н.Н. Биография. Рассказы | 29.01 | ||
19 | Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. | 05.02 | ||
V | Сказки зарубежных писателей | |||
20 | Андерсен Г.Х. Дюймовочка | 12.02 | ||
21 | Перро Ш. Кот в сапогах | 26.02 | ||
22 | Бр.Гримм Бременские музыканты | 05.03 | ||
VI | Братья наши меньшие: | |||
23 | Бианки В.В. «Чей нос лучше?», | 12.03 | ||
24 | Бианки В.В. «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок» | 19.03 | ||
25 | Сладков Н.И. Лесные сказки | 26.03 | ||
26 | Сладков Н.И. Лесные сказки | 02.04 | ||
27 | Паустовский К.Г.Биография. «Похождения жука-носорога» | 16.04 | ||
28 | Паустовский К.Г. «Квакша» | 23.04 | ||
VII | Детские журналы | |||
29 | Журнал «Непоседа» | 30.04 | ||
30 | Журнал «Отчего и почему» | 07.05 | ||
31 | Журнал «Весёлый урок» | 14.05 | ||
32 | Журнал «Мурзилка» | 21.05 | ||
33 | Итоговое занятие | 28.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

ФГОС начального общего образования: внеурочная деятельность школьников
Данная презентация познакомит педагогов с теоретическими аспектами внеурочной деятельности в начальной школе...
рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире искусства" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 1-4классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Учимся создавать проект " для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы:создание условий для формирования делового общения в процессе работы над проектом и использование различных источников информации в проектной деятельности....

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение» для обучающихся 1-4 классов
Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;обеспечение благоприятной, добр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ внеурочной деятельности кружка «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности студии «Орлята России» для 1 класса (общеинтеллектуальное направление)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ внеурочной деятельности кружка «Учусь создавать проект» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа кружка «Учусь создавать проект» (социальное направление) для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
