Краевой конкурс профессионального мастерства "Учитель года родного языка 2025 года" Краевой центр образования г. Хабаровск
план-конспект урока (4 класс)

Плис Наталья Михайловна

Занятие в 4 классе тема "Кормление духа воды"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нивхские обычаи. Кормление духа воды.

Цель: сформировать представление о народном нивхском обряде задабривания (кормления) духа воды.

Задачи: мотивировать желание учащихся общаться друг с другом на нивхском языке, расширить словарный запас учащихся в области нивхского языка; учить произносить новые слова, печатать, переводить их на русский язык; познакомить с легендой и обычаем кормления (задабривания) духа воды.

Результаты: учащиеся узнают несколько новых слов на нивхском языке, научатся их произносить, переводить, печатать. Познакомятся с легендой и обычаем кормления духа воды, попробуют на практике задобрить хозяина воды.

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Слайд1

Слайд2

-(на нивхском, в халате учитель) Касказиве, дети! (небольшой поклон).

-Что сейчас произошло? Чем необычно приветствие? Можете ли догадаться на каком языке поздоровалась я с вами. Почему?

-Поймайте на язычок ещё раз это «вкусное» слово (Здравствуйте). Попробуйте повторить.

-Слово это нам еще пригодится, запомните его, я даю вам КАРТОЧКУ –ПОМОЩНИК. Она у меня не одна, потому что сегодня я пришла к вам не просто так, пришла помощи просить, загадку мудреную разгадать. Поможете?!

- Тогда слушайте. Пошел однажды человек по берегу Амура. Глядит, вдалеке молодые юноши в ловкости и силе состязаются. Увидели они чужака, да в рыбёшек превратились, в воду нырять начали. А один в рыбу превратился и никак не может до воды доползти. Что за чудо подумал Человек. Подошел поближе и видит рыба лежит, в сетях замотана (показывает рыбу в сети). Испугался Человек, не просто так вода не пускает свою рыбу домой. Почему гневается хозяин воды (на нивхском)? Что делать человеку? На эти вопросы мне с вами и нужно найти сегодня ответ. Давайте попробуем вместе.

Реагируют на приветствие. Здороваются. Отвечают на вопросы.

КАРТОЧКУ

касказиве

Слушают.

Вешает карточку, произносят слово.

Основной

Музыка

Загадки

Слайд3

  1. Рассмотрите внимательно находку Человека. Что о ней скажете?

(РЫБА) Что за рыба, есть у неё название? (СИГ). Запуталась в сети(СЕТЬ). Получается, что ХОЗЯИН ВОДЫ запутал в СЕТЬ РЫБУ СИГ. (произносит на нивхском), опора на карточки. Зачем? Ответ разверните. (слишком много человек ловит рыбы, не успевает она размножится, гибнет река, зверь в округе голодный. Варварское отношение человека ко всему живому наблюдается последнее время.).

2. Что делать? Может сети порвать? Попробуйте! Рассмотрите её, какая она крепкая (можно сказать из чего плели такие сети). Подождите, это же волшебная рыба, может её развеселить, танец её станцевать.

3. ФЛЕШМОБ под музыку.

4. Пробуем порвать сетку. Не выходит.

-Что будет делать русский человек, когда у него что-то не получается? (помощи просить у более сильного).

_На карточки. А кто у нас тут сильный? (хозяин воды). Поняла! Нужно к хозяину воды обратиться, задобрить его чем-то, чтобы рыбалка была удачной.

- Вспомнила, есть такой обряд. (достает поднос) надо уложить на него угощенья. Загадываю загадки (на русском, кладу предметы на поднос) (ягода, грибы, зелень, табак) и положу еще на поднос хвост сушеной рыбы. Теперь все. Можно нести дары.

(ДЕТИ встают в круг, в центр опускают на стул поднос, идут по кругу друг за другом и приговаривают: «Здравствуй, Хозяин воды (на нивхском) позволь нам хорошо жить и рыбу (на нивхском) ловить, мы возьмем рыбы столько, сколько надо, больше, чем надо, не возьмем!» Повторяют три раза.

Задобрили его едой! (Иф арда!)

Делятся мнениями. Итве!(говорите)

Карточка –помощник.

Карточка-помощник.

Карточка-помощник. Произносит новые слова

Размышляют. Ответ обосновывают.

Пробуют порвать сеть.

Танцуют.

Пробуют порвать сетку.

Отвечают на вопрос.

Встают в круг, повторяют слова и движения. Карточки помогают.

Рефлексивный

-Добрый оказался Хозяин. Подсказку на второй вопрос дал нам. Карточка со словом на нивхском. Отыщите перевод среди других слов. Проверим слово!

Берете скорей ножницы и режьте сеть каждый по очереди проговаривая впечатления о сегодняшнем занятии)

Ищут в словаре. НОЖНИЦЫ. (Хазагит)

Режут сеть по одному, делятся впечатлениями.

ХАЗА

НОЖНИЦЫ

ХОЗЯИН ВОДЫ

Т`ОЛ ЫЗ

ЗДРАВСТВУЙТЕ

КАСКАЗИВЕ

РЫБА

ЧО

СИГ

ВАГС

ЛОДКА

МУ

СОЛНЦЕ

КЕН

РЕКА

ЭРИ

ВОДА

ЧАХ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИВХСКОЕ ПЛАТЬЕ Изготовила Плис Наталья Михайловна

Слайд 2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЬЯ Учитель начальных классов Плис Наталья Михайловна МБОУ СОШ№4 имени первого директора Чайка (Волковой ) Марии Ивановны г.Николаевск на Амуре.

Слайд 3

С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.

Слайд 4

На изделия из гладкой однотонной материи мастерицы наносили узоры или обшивали их кантом из материи другого цвета или же вышивали цветными нитками прямо на «фоне» материала украшаемого предмета. В других вещах они стали делать накладные узоры, вырезаемые из материи по берестяным трафаретам, образцы которых бережно хранили. Традиционная одежда нивхов состояла из распашного халата с поясом, капорообразного головного убора, обуви, сшитой из рыбьей кожи, и нерпичьей шкуры, одежду дополняли нарукавники, наушники, рукавицы, ноговицы, а также сумочки, кисеты, амулеты и другие подвески к поясу халата.

Слайд 8

В нашем современном мире, мы видим разную одежду (хагс). Мне хотелось проявить творчество и фантазию. Я ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЮ РАБОТУ . Нивхское платье (ларшк ) Которое выполнено из атласа. Платье оформлено нивхским орнаментом . Поверх горловины нивхский орнамент не только прекрасно смотрится на различных поверхностях, но и передает глубокие эмоции и значения, связанные с историей и традициями этого древнего народа. Благодаря своей красоте и уникальности, нивхский орнамент пользуется популярностью в современном дизайне и становится настоящим украшением для моего платья. Таким образом подчеркивает мою идентичность с нивхским народом. Нивхский орнамент успешно используется при изготовлении современной одежды.

Слайд 9

Нивхский орнамент - это уникальный и изысканный вариант декоративного украшения, который является частью культурного наследия народа нивхов. Он отличается своей особой символикой, орнамент носил охранную функцию, оберегали человека от злых духов. располагался орнамент по тем местам где находились отверстия. По горловине, по по подолу, вдоль застежки заполненной символами природы, животными, растениями и абстрактными узорами. В орнаменте сокрыты различные образы.

Слайд 11

узоры Всмотритесь в богатство узоров и швов которыми вышит орнамент, присутствуют традиционные спирально-выведенные однотамбурным и двухтамбурным швом. В любом случае трудно найти орнаментальную композицию нивхов, в которой не было бы движения, динамизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани".

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани"....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Информационная карта участника муниципального этапа краевого конкурса "Учитель Кубани" в 2019 году Сурневой Н.А.

Материалы для участия в  муниципальном этапе краевого конкурса "Учитель  Кубани" в 2019 году....

Эссе "Я - учитель". (Сурнева Н.А.). Муниципальный этап краевого конкурса "Учитель Кубани" в 2019 году.

Эссе "Я - учитель". (Сурнева Н.А.). Муниципальный этап краевого конкурса "Учитель Кубани" в 2019 году....

Приказ №993 Об организации и проведении школьного этапа конкурса профессионального мастерства работников образования «Педагог года – 2021»

Приказ №993 Об организации и проведении школьного этапа конкурса профессионального мастерства работников образования «Педагог года – 2021»...

Приказ № 1137-О от 26.11.2021 Об участии в конкурсе профессионального мастерства работников образования Нефтеюганского района «Педагог года – 2022»

Приказ № 1137-О от 26.11.2021 Об участии в конкурсе профессионального мастерства работников образования Нефтеюганского района «Педагог года – 2022»...

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»...