Родительское собрание
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
_./
Конспект планирования родительского собрания
ДАТА:
Тема «Мы идем в 5 класс!»
Форма проведения Родительский вечер
Цели: Повышение педагогической культуры родителей в подготовке учащихся к переходу в среднее звено.
- познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс
- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.
Литература: Интернет-ресурсы
Ход классного часа
Этапы классного часа | Время этапа | Деятельность классного руководителя | Деятельность родителей |
Подготовительный | 5 мин | - Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас приветствовать на нашем родительском вечере. И хотела бы начать его с притчи. Притча о путнике и проводнике Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал: - Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор. В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору. И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад. -Уважаемые родители! Как вы думаете, о чем это притча? -Спасибо за ваши ответы. Сегодняшняя тема связана с данной притчей. И тема родительского собрания звучит так: «Мы идем в 5 класс» - цель нашего собрания: это повышение вашей педагогической грамотности по подготовке перехода младшего школьника в среднее звено. -Мной было проведено тестирование, об уровне готовности учащихся к переходу в 5 класс. Получились следующие результаты: у большинства учащихся был средний уровень готовности (60%); высокий уровень готовности был выявлен (5%); группа детей с низким уровнем готовности к обучению в среднем звене составила (35%). - Какие выводы можем сделать? А как вы думаете, какой главный вопрос мы должны решить на собрании? Какая проблема? Напоминаю, В словаре Сергея Ивановича Ожегова проблема — это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (Сергей Иванович Ожегов) Проблема - «Как помочь ребенку с переходом в 5 класс?» -Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. | - о важности самостоятельности и умения делать выбор. притча может иллюстрировать ситуацию, когда важно научиться делать самостоятельный выбор и развивать в себе навыки, необходимые для достижения поставленных целей. - Таким образом, общий уровень готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено оценивался как удовлетворительный. При изучении психологической готовности учащихся учитывают такие критерии, как сформированность учебной мотивации, уровень тревожности школьников, уровень интеллектуального развития, взаимоотношения со сверстниками. |
Основной этап | -Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. - Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. - давайте решим нашу поставленную проблему и будем работать по следующему приему. Прием «Логические цепочки» Начинаем заполнять: проблема, причины, пути решения, правила взаимодействия, результат - проблему мы выявили, а теперь будем работать в группах, у вас есть рабочие листы, выделите те причины, которые большего всего влияют на учащегося. Пишем разборчивым почерком и печатными буквами. (рабочий лист 1) Причины: 1.Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Ребенок развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. 2.Изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. 3.Отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. 4. Пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. - А сейчас найдите решение той причине, которую вы выявили. И запишите на листке. (работа с карочками) 1. Помогайте ребенку организовать свое время, создайте расписание, чтобы он мог лучше справляться с увеличением объема домашнего задания, количества учителей и кабинетов. 2. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. 3. Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Расскажите об особенностях своего ребенка. 4. Помогайте ребенку с усвоением материала. Рассмотрите вариант индивидуальных занятий с репетитором или дополнительными кружками, где ребенок сможет глубже погрузиться в сложные темы. - Наша цепочка продолжается, также можно выдвинуть правила взаимодействия с ребенком, конечный результат. Но чтобы всё это вам лучше запомнилось, правила взаимодействия представлены в виде памятки. (Памятки для родителей «мы идем в 5 класс») - Рассмотрите данные памятки, В памятках для вас записаны правила взаимодействия с ребенком, который переходит с 4 класса в 5 класс. Знаком «галочка» обозначьте те советы, которые бы вы взяли себе на заметку -Какие знания из памятки возьмёте себе на заметку. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В 5 КЛАСС 1. Способствуйте снижению тревожности и страхов перед трудностями. (Подвергайте критике и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.) 2. Не сравнивайте ребенка с другими учащимися, а только с ним самим. 3. Замечайте даже мелкий успех в учении и на нем акцентируйте внимание. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале. 4. Установите контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам. Формируйте у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам. 5. Относитесь к детям соответственно их возрасту, предъявляя требования, соответственно их возрасту и способностям. - Давайте подведем итог, тем самым мы завершим нашу логическую цепочку. Учитывая правила взаимодействия с ребенком и пути решения причин, к чему мы придем и чего мы достигнем? -Абсолютно верно. | - успешный переход | |
Заключительный этап | -В завершение нашего родительского собрания, я бы порекомендовала вам онлайн-платформы «Фоксфорд» и «Учи.ru». На этих сайтах вы найдете бесплатные материалы, курсы и занятия по разным темам. Эти платформы станут хорошими помощниками при усвоении материала, который ребенок не смог усвоить в школе. Чтобы вы смогли заниматься с ребенком дома. -Ссылки на данные платформы я отправлю в наш родительский чат. - Вы верно подметили, давайте подведем итоги нашего собрания с помощью приема «Шесть шляп». Но раз у нас 4 группы, будет использовать лишь 4 шляпы. У каждой группы — особая задача и символизирующая эту задачу шляпа определённого цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).
-На этом наше собрание подошло к концу, всем спасибо за работу, до свидания. |
Рабочий лист №1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Ребенок развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. (1)
Рабочий лист №1. Изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. (2)
Рабочий лист №1. Отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. (3)
Рабочий лист №1. Пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. (4)
Рабочий лист №2. Помогайте ребенку организовать свое время, создайте расписание, чтобы он мог лучше справляться с увеличением объема домашнего задания, количества учителей и кабинетов. (1)
Рабочий лист №2. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.(2)
Рабочий лист №2. Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Расскажите об особенностях своего ребенка.(3)
Рабочий лист №2. Помогайте ребенку с усвоением материала. Рассмотрите вариант индивидуальных занятий с репетитором или дополнительными кружками, где ребенок сможет глубже погрузиться в сложные темы.(4)
Приём «Логическая цепочка»
Как помочь ученикам при переходе в 5 класс?
Успешный переход из 4 класса в 5 класс
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В 5 КЛАСС 1. Способствуйте снижению тревожности и страхов перед трудностями. (Подвергайте критике и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.) 2. Не сравнивайте ребенка с другими учащимися, а только с ним самим. 3. Замечайте даже мелкий успех в учении и на нем акцентируйте внимание. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале. 4. Установите контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам. Формируйте у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам. 5. Относитесь к детям соответственно их возрасту, предъявляя требования, соответственно их возрасту и способностям. 6. Учитывайте психологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, тип их восприятия мира, тип темперамента. 7. Способствуйте повышению уверенности в себе и своих возможностях. 8. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 9. Чаще общайтесь с ребенком, помогайте делать уроки, играйте, рисуйте. 10. Пересмотрите свое отношение к ребенку и исключите гиперопеку и эмоциональную прохладность. | РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В 5 КЛАСС 1. Способствуйте снижению тревожности и страхов перед трудностями. (Подвергайте критике и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.) 2. Не сравнивайте ребенка с другими учащимися, а только с ним самим. 3. Замечайте даже мелкий успех в учении и на нем акцентируйте внимание. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале. 4. Установите контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам. Формируйте у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам. 5. Относитесь к детям соответственно их возрасту, предъявляя требования, соответственно их возрасту и способностям. 6. Учитывайте психологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, тип их восприятия мира, тип темперамента. 7. Способствуйте повышению уверенности в себе и своих возможностях. 8. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 9. Чаще общайтесь с ребенком, помогайте делать уроки, играйте, рисуйте. 10. Пересмотрите свое отношение к ребенку и исключите гиперопеку и эмоциональную прохладность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание для начальной школы "Агрессия под контролем?" Родительское собрание для будущих первоклассников (презентация).
Разработка родительского собрания на тему: "Агрессия под контролем?" с методическими рекомендациями и анкетированием участников....







