Статья на тему: развитие речи методом арт-терапии (песочная терапия). Для обучающихся с ментальными нарушениями, 1 вариант.
статья
В контексте популярных арт - терапевтических методов в психологии и педагогике, также и в коррекционной педагогике, можно говорить о применении песочной терапии. По словам Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой в песочной картине – всё проективно, это творческий метод, и решающее слово, значение и понимание, за автором картины.
Песочница – в свете своей проективности и творческой заданности может быть многофункциональной. Здесь большой размах для творчества, обучения, развития, фантазирования, коррекции. Песочница может быть с фигурами и без фигур, работа с мокрым песком, работа с любым бросовым материалом (камешками, фасолью, крупами, выложу имя фасолью, построю дом из гороха).
Для работы с детьми с ограниченными возможностями – песочница также носит адаптированный характер дифференцированного и индивидуального подхода. Это выбор безопасных фигур, облегченная игровая или обучающая задача, песок часто заменяется крупой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: развитие речи методом арт-терапии (песочная терапия). Для обучающихся с ментальными нарушениями, 1 вариант.
О песочной терапии. В контексте популярных арт-терапевтических методов в психологии и педагогике, также и в коррекционной педагогике, много говорится о применении песочной терапии. Как практику, мне хочется выделить, такие основные моменты. Что же такое песочная терапия? – по своей сути. Это, прежде всего, проекция внутреннего мира человека, ребёнка, отражающая в образе (в символах выбираемых фигур, изображаемых рисунков) не осознаваемый или разрозненный мир идей, чувств, переживаний, ценностей и конфликтов, острых углов данного человека.
Здесь очень важно, что выбранная фигура или построенный сюжет песочной картины приобретает тот смысл и значение, которым наделяет его ребёнок. Это метод – самопрезентации, в классическом смысле – самоанализа. Какая же роль отводится педагогу или психологу? – Ведущий (сторонний наблюдатель) – помогает установить связь (наводящими вопросами, гипотезами) между ребёнком и его песочной картиной. Спрашивая его: Что это? Кто это? А как этот – волк связан с этим королём, с кем бы ты хотел дружить, нравится ли тебе эта картина, выбери фигуру похожую на тебя, какого цвета – эти кошки, давай их посчитаем.
В конечном итоге, по словам Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой в песочной картине – всё проективно, это творческий метод, и решающее слово, значение и понимание, за автором картины. А большой словарь терминологических значений выбираемых символов – фигур, построений – это больше для диагностического арсенала психолога, для его качественного выстраивания диалога и дальнейших отношений с ребёнком, клиентом. В песочной терапии – как таковых нет фиксированных значений или однозначно трактуемых символов.
Фиксированное значение имеет только разметка песочного поля – семантика песочного пространства. Как в проективных рисуночных тестах Человека или семьи (К.Маховер): правая сторона – обозначает область будущего, середина – это настоящее, левая сторона – область прошлого. Верх песочницы - сфера разума или сознания, середина (по горизонтали) – область чувств (предсознательное), а нижняя часть – это бессознательное (социальное). Еще есть 4 стихии – дно, как правило, окрашиваемое в голубой цвет, – означает стихию Воды (сферу чувств, глубину бессознательного, глубину человека, сокровенное). Песок – обозначает стихию Земли, связанные с этим значения (ландшафт, пространство, место пребывания). Борта песочницы – обозначают - стихию Воздуха, подъёма, полета, восхождения. Стихия огня (напрямую не обозначается), но как полагается – это энергетика выстраиваемого сюжета, внутреннего мира человека.
Песочница – в свете своей проективности и творческой заданности может быть многофункциональной. Здесь большой размах для творчества, обучения, развития, фантазирования, коррекции. Песочница может быть с фигурами и без фигур, работа с мокрым песком, работа с любым бросовым материалом (камешками, фасолью, крупами, выложу имя фасолью, построю дом из гороха). С применением кисточек, лопаток, трубочек, мыльных пузырей, пластилина, карточек, счётных палочек, кубиков, формочек (конструирование, моделирование).
В коррекционном и развивающем (обучающем) подходе возможности не ограничены: прослушаю или прочитаю сказку – затем расскажу её по своему на песке, разыгрывание любого сюжета: «Мы волшебные строители», «Битва в песках», «Мой день рождения», «Я –путешественник», «Обитатели моря», «Кто где живёт», «Дикие и домашние животные», «Маленький домик – для гнома, большой – для великана», «Свободные игры», «Совместные игры». Обучающие игры: выложи всё по одному цвету, съедобное и несъедобное, мебель для куклы, машины в гараже, посчитаем кошек, посчитаем мишек, посчитаем собачек, а собачки живут на дереве или нет?
Для работы с детьми с ограниченными возможностями – песочница также носит адаптированный характер дифференцированного и индивидуального подхода. Это выбор безопасных фигур, облегченная игровая или обучающая задача, песок часто заменяется крупой.
К примеру – чтобы показать – символический и внутренне проективный мир песочных фигур или просто фигур. Иллюстрация работы с ребёнком из детского дома (с легкой степенью умственной отсталости). Андрей (10 лет) – говорит неплохо, но не всегда понимает смысл сказанного, словарь беден, мышление конкретно-ситуативное, нарушения в эмоционально-волевой, поведенческой сфере, мотивация снижена.
- Андрюша – Здравствуй, какой у тебя сегодня внимательный и умный вид, вижу по глазам, что ты хочешь со мной поиграть с этими красивыми и живыми фигурами. – Они тебе нравятся – да, нравятся. Тогда выбери – фигурку, которая тебе нравится больше всего.
Андрюша – выбирает дом – ставит его в верхний правый угол песочного поля, затем – выбирает волка, ставит его на дом. Выбирает – зайчика – и с помощью его наказывает волка. Вопросы? – Что это за дом, почему волк сидит на доме, ты его боишься, почему зайчик наказывает волка (бьёт его).
Ответы: (вполне реалистичная картина). Дом – там живут мои родители, но я плохой (я злой) – волк это я, и поэтому они не берут меня в дом. Зайчик – наказывает волка, символически передаёт смысл того, что я таким не буду (хорошим и пушистым). Ответ Андрея – зайчик наказывает волка – я так хочу, меня так называют, когда я хорошо себя веду.
Мечта о родительском доме, и невозможность быть хорошим (психиатрические нарушения, слабоумие, отсутствие перспективы).
Песочная терапия (игровая песочница, педагогическая), какие проблемы решает. Это эмоциональные проблемы, страхи, фобии, личностные конфликты. Коррекция отношений, установление эмоционального контакта, релаксация, коммуникативные проблемы, психотравмы, релаксация. Обучение через построение песочного сюжета (через готовый символ), соматические проблемы, ценностные смыслы, поиск аутентичного.
Хорошо работать с каким контингентом нарушений: дети с ДЦП, с аутизмом, но при легкой умственной отсталости, синдромом Дауна, с различными легкими нарушения речи и соматическими заболеваниями. Сложно и сугубо индивидуально* - с умеренной умственной отсталостью, с различным спектром психиатрических нарушений (эмоционально-волевой сферы).
Демонстрация занятия по развитию речи с применением песочной терапии – с Егором К. (12 лет) 4 Е класса, группы «Особый ребёнок», с умеренной умственной отсталостью, не говорящего (отдельные слова при сильной мотивации социально-бытового значения), нарушения аутистического спектра (эмоционально-волевые нарушения). Сенсомоторная алалия, понимает, но не всё, обращённую речь.
Тема занятия: Животные заблудились. Форма – развитие речи через совместную игру (20 минут).
Цели: образовательная – развитие внутренней речи, через уточнение (закрепление), расширение представлений об окружающем мире, коррекционная – формирование более тесного эмоционального контакта ; снижение эмоционального напряжения, воспитательная – интерес к природе, живому, совместной игре
Задачи: снятие эмоционального напряжения и установление доверительного контакта, приглашение к совместной деятельности, объяснение задания.
Уточнить названия знакомых животных. Прояснить понимание соответствия слова – предмету. Попытаться усложнить задачу (вариант логического мышления) – классифицировать животных – кто, где обитает.
Предложить совместную игру – я начинаю, а ты продолжаешь (посмотреть на действия, на отражение эмоций).
1 этап. Ритуал приветствия (настрой на совместную деятельность, позитивное настроение, доверие). Выдаётся каждое занятие (ритуал настроя на занятие) красная релаксационная подушка-сердечко. Со словами: как я радуюсь тебе (всем сердцем) улыбаюсь и краснею (всем сердцем), приглашаю поиграть (показываю на стол с песочницей), всё получиться на пять (жест рукой – дай «пять»).
Егор – любит сердечко, обнимает его, откликается на игру. Садится за рабочий стол.
В конце – или в середине – артикуляционная гимнастика. Как смена деятельности.
Солнце вышло из-за тучки. Согласование речи с движением.
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания, руки вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(Потягивания, руки в стороны)
Мы продолжили урок (закончили урок)
Сели весело в кружок.
2 этап. Егор садится за стол с мини-песочницой (вместо песка – манка). Вокруг стола выставлены заранее – фигурки разных животных (кошка, собака, лошадь, медведь, утки), птица, домик, фигуры людей, деревья, водоросли, ракушки, кит, дельфин. Всё накрыто – платком.
(фигуры заменяют – наглядность – это работа с предметными символами в пространстве).
Речевая инструкция. Давай вспомним вместе: каких мы знаем животных. Я буду называть их по именам – а ты показывать мне как они выглядят. Разместим их на нашем песочном поле.
Егор сначала – опускает руки в песок. Пересыпает его. Берёт рядом лежащие предметы и играет с ними. Манипуляция с предметами (своя игра).
Может написать палочкой – своё имя. Затем я говорю стоп…
Могу позвонить в колокольчик. Мне очень понравилась твоя игра, а теперь выполни, пожалуйста, задание, я думаю, у тебя получится, очень хорошо.
Из животных: всех показывает по именам. Всех хаотично выставляет в песочницу.
Покажи – дельфина, птицу, деревья, дом, людей (мама, папа). Дом – птицу – показал, деревья – тоже, маму, папу – нет. Ракушки, водоросли, дельфина – показываю я (морская среда).
А теперь самое интересное задание. Наши животные заблудились – и живут все не в своих домах. Медведь, лошадь – в море, вместе с дельфинами, кошка и утки в лесу, птица в доме. Я расставляю их согласно инструкции – их нужно вернуть на своё место?
Расставляет – в таком порядке – медведя, птицу – в лес, лошадь, кошку, уток вместе, достаёт лося с полки – сажает рядом.
Понимание – где, кто живёт – есть.
3 этап. От совместной игры отказался. Построил – свои картины. В 4 часа – время прогулки. Всё бросил, подошёл к двери. Занятие закончилось. Егор – спасибо большое! Мы хорошо потрудились – какой ты молодец, знаешь, многих животных. Всем спасибо, все свободны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация заданий в рамках проекта «Моторные сказки» на базе программы начальной школы для обучающихся с ментальными нарушениями и РАС
Что такое «Адаптация задания»?Это изменение «стандартного» задания на основе вариативности методических подходов, с учетом коммуникативных и когнитивных особенностей, ментальны...
Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Песочная терапия» для обучающегося с ОВЗ по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год 2класс
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, вооб...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 1-4 класс
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 1 - 4 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит в себе разделы: целевой, содержание, организацио...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса...
Конспект урока по окружающему социальному миру во 2 классе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) на тему: "Фрукты и овощи. Правила приема пищи",
На данном уроке крригируются и развиваются когнитивные процессы у обучающихся посредством специально подобранных игр и упражнений....
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта...
