Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "В мире финансов"
рабочая программа (3 класс)

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "В мире финансов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире финансов» для 3 класса

на 2024-2025 уч. год

Согласовано

на заседании ШМО учителей начальных классов СОГБОУ

«Вяземская начальная школа-детский сад

«Сказка» для детей с ограниченными

возможностями здоровья» протокол № 1

от #1075;.


Принято

на педагогическом совете СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад

«Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» протокол № 1 от г.


Утверждаю

Директор

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад

«Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кондратенко Н. В.

Приказ № 64/01- 02 от г.

Разработала

учитель начальных классов

Позлевич Л.Н.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Вязьма 2024 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «В мире финансов» предназначена для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); ФГОС НОО ОВЗ, Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от г. №2506-р); Концепцией Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; на основе АООП НОО СОГБОУ

«Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад

«Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» и авторской программы Корлюговой Ю.Н., имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется во внеурочной деятельности.

Цели и задачи

Цели программы:

создание основ для формирования финансовой культуры школьников;

формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.

Задачи:

развивать экономический образ мышления;

освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье; сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

получить представление о роли денег в семье и обществе;

познакомить с основными источниками доходов и направлений расходов семьи.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся (вариант )

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.

К общим потребностям относятся:

•получение специальной помощи средствами образования;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

  • максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:

•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

•целенаправленное руководство зрительным восприятием;

•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

  • упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;
  • увеличение времени на выполнение практических работ;

•введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;

•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;

•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:

  • учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «В мире финансов» направлена на обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные результаты), необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего образования, обеспечивает преемственность программ начального общего образования и основного общего образования; реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Полученные представления об основных вопросах финансовой культуры находят свое продолжение на уровне основного общего образования при изучении курса «В мире финансов».

Общая характеристика курса

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

В связи с тем, что в нашей стране уровень финансовой грамотности остается пока еще достаточно низким, все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.

Отличительной особенностью программы кружка является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:

осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; проведение элементарных финансовых расчетов.

Ожидаемые результаты воспитания

Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива. Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.

Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.

Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.

Выпускник получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи и согласовывать свои действия с родителями, педагогами, обучающимися.

Содержание учебного предмета 3 класс

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч) Тема 1. Откуда деньги в семье?

Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещеL деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.

Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 3. Основной источник дохода современного человека.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 7. Денежный займ.

При нехватке денег их можно взять взаймы. Тема 8. Имущество. Аренда.

Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.

Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.

Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма организации: беседа, игра.

Тема 10. Мошенничество.

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества. Просмотр видеосюжета

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч) Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.

Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.

Тема 4. Сбережения.

Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации: Игра Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации: беседа.

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч) Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учеLт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.

Тема 2. Учет доходов и расходов.

Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.

Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами.Форма организации: просмотр видеосюжета, огбсуждение.

Тема 4. Способы экономии.

Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.

Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами». Раздел 4. Как делать сбережения (7ч)

Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.

Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма организации: просмотр видеосюжета.

Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.

Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма организации:беседа. Тема 4. Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина. Тема 5.

Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма организации: беседа, кроссворд Тема 5. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

Место учебного курса в учебном плане

Программа курса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)

Тематическое планирование

№ п/п

Те ма

Теори я

Практи ка

Все го час ов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)

1.

Откуда деньги в семье?

1

1

2.

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

1

1

2

3.

Основной источник дохода современного человека.

1

1

4.

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

1

1

2

5.

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

1

1

2

6.

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1

1

2

7.

Денежный займ.

1

1

8.

Имущество. Аренда.

1

1

9.

Проценты по вкладам. Кредиты.

1

1

2

10.

Мошенничество.

1

1

2

Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)

1.

Обмен денег на товары и услуги.

1

1

2.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

1

3.

Обязательные и необязательные расходы.

1

1

4.

Сбережения.

2

2

5.

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1

1

Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами (

5ч)

1.

Бюджет – план доходов и расходов.

1

1

2.

Учет доходов и расходов.

1

1

3.

Сравниваем доходы и расходы.

1

1

4.

Способы экономии.

1

1

5.

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».

1

1

Раздел 4. Как делать сбережения ( 6ч)

1.

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1

1

2.

Копилки.

1

1

3.

Банковский вклад. Недвижимость.

1

1

4.

Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

1

1

5.

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

1

1

2

Итого:

2

0

13

3

3

Учебно-методическое обеспечение

  1. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.
  3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» ;
  2. Журнал «Работа и зарплата» - ;
  3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - ;
  4. Сайт «Все о пособиях» -

Календарно-тематическое планирование 3 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1

Откуда деньги в семье?

1

2

3

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

2

4

Основной источник дохода современного человека.

1

5

6

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

2

7

8

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

2

9

10

Пенсия. Стипендия. Пособие.

2

11

Денежный займ.

1

12

Имущество. Аренда.

1

13

14

Проценты по вкладам. Кредиты.

2

15

16

Мошенничество.

2

17

Обмен денег на товары и услуги.

1

18

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

19

Обязательные и необязательные расходы.

1

20

21

Сбережения.

2

22

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1

23

Бюджет – план доходов и расходов.

1

24

Учет доходов и расходов.

1

25

Сравниваем доходы и расходы.

1

26

Способы экономии.

1

27

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».

1

28

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1

29

Копилки.

1

30

Банковский вклад. Недвижимость.

1

31

Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

1

32

Промежуточная аттестация за курс 3 класса

1

33

Работа над ошибками. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

1

8

Итого:33

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.Рабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС

Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры из бабушкиного сундучка" направлена на формирование у детей младшего школьного возраста необходимые знания, умения и навыки  здорового об...