Хлеб всему голова
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Конспект заняти по дополнительному образованию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Хлеб - всему голова»
Цель:
- расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека;
- воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.
Ход занятия
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
П. Бровка
- Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
(Ответы детей.)
- Правильно, о хлебе. Тема нашего занятия: Хлеб – всему голова!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
2. Но всё-таки, что же такое хлеб?
- Всегда ли хлеб был таким, как сейчас? Часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
3. Основная часть
Вот он хлебушко душистый
С хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Беседа
- Для того, чтобы к нам пришёл хлеб на стол, трудятся много людей. Как вы думаете, ребята, легко ли вырастить хлеб? (обсуждение детей)
- Да, хлеб растить трудно. Давайте сейчас выполним такое задание – вам необходимо определить правильную последовательность работ, которые нужны для того, чтобы вырастить хлеб.
Работа с карточками.
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
Вспахивание поля,
Боронование,
Высевание семян,
Уход за всходами,
Молотьба,
Просушка,
Помол,
Выпекание.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
- Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством многих специалистов.
Загадки «Волшебный колосок»
Мы с вами узнали, как хлеб приходит к нам в дом. А теперь я предлагаю отгадать загадки, связанные с нашей темой
(Учащиеся по очереди выбирают любую загадку)
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
- Не море, а волнуется (нива, поле)
- Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной –
Летом станет хлеб стеной (трактор)
- Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай (трактор)
- Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой (сеялка)
- За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по полю бежит.
Пройдёт по волнам великан-пароход
И каждую каплю с собой заберёт (комбайн)
- Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб.)
- Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
- Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он... (хлебом).
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос.)
Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились!
Страничка из истории
- А как раньше готовили землю к севу, сеяли хлеб? Какие орудия труда использовали для пахоты?
- Это была трудная и нужная работа. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку – в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.
- В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба – когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города.
Нам об этом расскажет ученица 5 класса.
Сообщение о блокадном хлебе
- Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих и детей - 125 г. В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
4. Закрепление
- Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. Давайте мы их вспомним.
Игра « Собери пословицу»
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
- Перед вами – правила обращения с хлебом. Давайте обсудим их, скажем, с чем вы согласны, а с чем – нет. И, конечно, мы будем тоже выполнять эти правила
- Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
- Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
- Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
- Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
5. Подведение итогов
- О чем вас заставил задуматься наше занятие? (Ответы детей.)
В заключение послушайте стихотворение Николая Рыленкова.
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Игра « Собери пословицу»
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
Вспахивание поля,
Боронование,
Высевание семян,
Уход за всходами,
Молотьба,
Просушка,
Помол,
Выпекание.
ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Конспект занятия по программе
«Хозяин и Хозяюшка»
«Хлеб всему голова»
Разработчик: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации Дмитренко А.А.
Место проведения: ГКУ СО КК «Каневской СРЦН»
Дата проведения: 01.04.2023г.
Возрастная группа детей: 7-18 лет.
Ст. Новоминская
2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
