Хлеб всему голова
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Конспект заняти по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_hleb_vsemu_golova.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель:

- расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека;

- воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.

Ход занятия

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

П. Бровка

- Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

- Правильно, о хлебе. Тема нашего занятия: Хлеб – всему голова!       

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

2. Но всё-таки, что же такое хлеб?

- Всегда ли хлеб был таким, как сейчас? Часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

 - Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

3. Основная часть

Вот он хлебушко душистый    
С хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В нем здоровье, наша сила,                                        
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Беседа

- Для того, чтобы к нам пришёл хлеб на стол, трудятся много людей. Как вы думаете, ребята, легко ли вырастить хлеб? (обсуждение детей)

- Да, хлеб растить трудно. Давайте сейчас выполним такое задание – вам необходимо определить правильную последовательность работ, которые нужны для того, чтобы вырастить хлеб.

Работа с карточками.

Этапы выращивания и приготовления хлеба:

Вспахивание поля,

Боронование,

Высевание семян,

Уход за всходами,

Молотьба,

Просушка,

Помол,

Выпекание.

-  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

 - Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством многих специалистов.

Загадки «Волшебный колосок»

     Мы с вами узнали, как хлеб приходит к нам в дом. А теперь я предлагаю  отгадать загадки, связанные с нашей темой

 (Учащиеся по очереди выбирают любую загадку)

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

          Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).

  1. Не море, а волнуется (нива, поле)
  2. Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной –

Летом станет хлеб стеной (трактор)

  1. Ходит с края на край,

       Режет чёрный каравай (трактор)

  1. Сзади ходит другой,

Сыплет солью золотой (сеялка)

  1. За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по полю бежит.

Пройдёт по волнам великан-пароход

И каждую каплю с собой заберёт (комбайн)

  1. Вырос в поле колоском,

        На столе лежит куском. (Хлеб.) 

  1. Железный нос в землю врос,

        Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)

  1. Ты не клюй меня, дружок,

        Голосистый петушок.

        В землю теплую уйду,

        К солнцу колоском взойду.

        В нем тогда таких, как я,

        Будет целая семья. (Зерно.)

  1. Рос сперва на воле в поле,

        Летом цвел и колосился,

        А когда обмолотился,

       Он в зерно вдруг превратился.

      Из зерна - в муку и тесто,

      В магазине занял место.

      Вырос он под синим небом,

      А пришел на стол он... (хлебом).

  1. Он на солнышке стоит и усами шевелит.

       Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос.)

Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились!

Страничка из истории

 - А как раньше  готовили землю к севу, сеяли хлеб? Какие орудия труда использовали для пахоты?  

  - Это была трудная и нужная работа. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку – в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

- В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба – когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города.

Нам  об этом расскажет ученица 5 класса.

Сообщение о блокадном хлебе

-  Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих и детей - 125 г.   В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.

4. Закрепление                                                                          

     -  Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. Давайте мы их вспомним.

Игра « Собери пословицу»

Хлебушко - пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, если хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба - нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Много снегу - много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

- Перед вами – правила обращения с хлебом. Давайте обсудим их, скажем, с чем вы согласны, а  с чем – нет. И, конечно, мы будем тоже выполнять эти правила

  • Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
  • Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
  • Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
  • Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

5. Подведение итогов

-  О чем вас заставил задуматься наше занятие? (Ответы детей.)

В заключение послушайте  стихотворение Николая Рыленкова.

Кто землю сам пахал, тот за столом

Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

Стянув на свежей скатерти узлом

Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп,

Шел не прохожим по родному краю

И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбираю.

Игра « Собери пословицу»

Хлебушко - пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, если хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба - нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Много снегу - много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Этапы выращивания и приготовления хлеба:

Вспахивание поля,

Боронование,

Высевание семян,

Уход за всходами,

Молотьба,

Просушка,

Помол,

Выпекание.

ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Конспект занятия по программе

«Хозяин и Хозяюшка»

«Хлеб всему голова»

Разработчик: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации Дмитренко А.А.

Место проведения: ГКУ СО КК «Каневской СРЦН»

Дата проведения: 01.04.2023г.

Возрастная группа детей: 7-18 лет.

Ст. Новоминская

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....