"Развитие сенсорных способностей у детей с РАС"
материал

Богомолова Татьяна Андреевна

Актуальность  темы «Развитие сенсорных способностей у детей с РАС» обусловлена тем, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensornyh_sposobnostey_detey_s_ras.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбора методической темы «Развитие сенсорных способностей у детей с РАС» обусловлена тем, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра.

Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия.  С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

 Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

 1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.

Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Для того чтобы помочь ребенку справиться с сенсорными проблемами, создать доброжелательную среду и разработать индивидуальную «сенсорную диету» для минимизирования воздействия раздражителей, приводящих к возникновению неприятных ощущений, необходимо выявить и оценить имеющиеся у него особенности функционирования сенсорных систем.

С этой целью я познакомилась с предлагаемым вопросником, созданным О.Б. Богдашиной,  который позволяет построить сенсорный профиль для каждого конкретного ребенка.

Сенсорный профиль оценивает особенности функционирования сенсорных систем, а именно:

•        Зрение.

•        Слух.

•        Тактильную чувствительность (осязание).

•        Обоняние.

•        Вкус.

•        Проприоцепцию.

•        Вестибулярный анализатор.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой сфере, – 20.

Чем больше баллов, тем более выражена проблема.

Анализ сенсорного профиля позволяет выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дают возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.

Работу по сенсорной интеграции у детей необходимо осуществлять  по нескольким направлениям, а именно:

  1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
  2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

4.    В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

Помощь детям с повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям

В тех случаях, когда дети имеют повышенную чувствительность к сенсорным стимулам, следует создать благоприятную сенсорную среду и защитить ребенка от неприятных для него ощущений.

Поведение: ребенок часто закрывает руками уши и зажмуривается, реагируя на различные звуки. Если кто-то рядом громко говорит или поет, то ребенок может ударить этого человека. Во время школьных праздников ребенок часто плачет или кричит, отказывается идти на уроки музыки.

Возможная причина: повышенная чувствительность к слуховым стимулам.

Помощь:

•        Научить ребенка пользоваться шумопоглощающими наушниками или берушами.

•        Сажать ребенка дальше от источников шума: открытых окна, дверей, гудящих аквариумов и пр.

•        Предложить провести перемену в тихом месте (библиотеке, сенсорной комнате).

•        Во время шумных массовых мероприятий посадить ребенка ближе к выходу, чтобы он имел возможность выйти в коридор и отдохнуть.

•        В шумных местах предлагать использовать плеер, чтобы слушать любимую музыку через наушники.

Поведение: ребенок отказывается находиться в кругу детей, стоять или идти рядом с другими детьми. Кричит, стремится убежать или отказывается идти на занятия, где требуется находиться близко к сверстникам.

Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным стимулам, стремление защитить себя от неприятных ощущений.

Помощь:

•        Позволить ребенку находиться на некотором расстоянии от других (стоять последним в ряду, сидеть не в круге, а сзади, и т.п.).

•        Разрешить держать в руках тактильные игрушки (игрушки Fidget).

•        Возможно, это поведение связано также с повышенной чувствительностью к слуховым стимулам. В этом случае следует пользоваться шумопоглощающими наушниками.

Поведение: ребенок закрывает нос руками, находясь в столовой. В школе отказывается мыть руки перед едой. При приближении взрослых может отворачивать голову в сторону или стремится отойти.

Возможная причина: повышенная чувствительность к запахам.

Помощь:

•        Разрешить ребенку обедать в отдельной комнате (вместо столовой).

•        Педагогам, которые работают с ребенком, рекомендуется не использовать парфюмерные средства с сильным запахом (духи, дезодоранты и пр.).

•        Разрешить ребенку пользоваться привычным мылом для рук.

Поведение: ребенок сопротивляется обучению «рука в руке».

Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным раздражителям.

Также возможно, что это поведение обусловлено непереносимостью запаха, исходящего от человека, который в этом случае находится близ- ко к ребенку.

Помощь:

•        Не использовать обучение «рука в руке».

•        Постепенно и осторожно приучать ребенка к прикосновениям: на короткое время слегка прикасаться к руке, совмещая это с чем-то приятным для ребенка, постепенно увеличивая время прикосновения.

•        Регулярно сильно сжимать руки.

•        До тех пор пока ребенок не начнет спокойно реагировать на прикосновения, учить другими способами, например, посредством имитации.

Поведение: ребенок щурится, закрывает глаза, становится беспокойным или невнимательным при ярком освещении или в классе с большим количеством зрительных стимулов.

Возможная причина: повышенная чувствительность к зрительным раздражителям.

Помощь:

•        Носить кепки с козырьком, шляпы, капюшоны, солнцезащитные очки.

•        По возможности избегать яркого освещения, особенно люминесцентного, использовать лампы низкой мощности с матовым стеклом: они дают мягкий и равномерный свет.

•        Использовать очки для блокировки бликов.

•        Если ребенку сложно списывать с доски, положить ему дубликат с текстом на парту. Лучше, если образец будет лежать на приподнятой/наклонной поверхности.

•        Не перегружать класс разнообразными зрительными стимулами (плакаты, картины и пр.) или сажать ребенка таким образом, чтобы он находился к ним спиной.

Поведение: ребенок каждое утро со скандалом надевает школьную форму. В школе испытывает трудности при переодевании после урока физкультуры (отказывается надевать форму, хочет ходить в спортивном костюме). Не дает расчесать и поправить себе волосы, кричит, бросает расческу.

Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным стимулам.

Помощь:

•        Надевать под школьную форму мягкую футболку или леггинсы (а также любую незаметную одежду, в которой будет комфортно).

•        Удалить с одежды ярлыки.

•        Использовать бесшовные носки и нижнее белье.

•        Научить ребенка причесываться самостоятельно, чтобы он мог регулировать свои действия.

•        Любую новую обувь разносить дома, прежде чем брать ее в школу.

Поведение: у ребенка слишком сильный/слабый нажим при письме.

Возможная причина: снижение проприоцептивной чувствительности.

Помощь:

•        Упражнения с использованием специальных тренировочных материалов (массы для лепки, жвачки для рук и пр.).

•        Предлагать мячики для разработки кисти.

•        Перед письмом поработать степлером (помогает научиться регулировать прилагаемое усилие).

•        Для детей, которые делают слишком сильный нажим, полезны тренировки, когда лист бумаги кладется на коврик для компьютерной мышки. Такие упражнения дают возможность учиться регулировать усилие (чтобы не продырявить лист бумаги).

•        Использовать при письме механический карандаш, а в более старшем возрасте - гелевые ручки.

•        Писать и рисовать вибрирующими ручками.

•        Пользоваться ручками с утяжелителями.

•        При слишком слабом нажиме полезно пользоваться копиркой, чтобы добиваться достаточной силы нажима для получения следа на бумаге.

•        Писать мягким карандашом или фломастером

Поведение: ребенок не реагирует на свое имя.

Возможная причина: пониженная чувствительность к звуковым стимулам, отсроченная реакция на раздражители, проблемы фильтрации в слуховой сфере.

Помощь:

•        Дать ребенку некоторое время (несколько секунд), не повторять его имя насколько раз подряд.

•        Уменьшить шум в помещении (выключить телевизор).

•        Увеличить активность, воздействующую на вестибулярную систему, тесно связанную со слуховой.

•        Использовать методы, направленные на обучение способности выделять определенные звуки и слова (имя) из фона.

Поведение: ребенок на уроке качается на стуле, лежит на столе. На перемене подходит очень близко к другим детям и обижается, если они его отталкивают (может при этом начать бить себя). Перемещаясь по коридору, постоянно врезается в других людей, стены и предметы.

Возможная причина: пониженная чувствительность проприоцептивной системы.

Помощь:

•        Предлагать ребенку посидеть на перемене в кресле-мешке, «яйце совы».

•        Предоставлять ребенку крепкие объятия, делать на перемене массаж.

•        Использовать во время урока утяжеляющие жилеты, подушки на колени, поясные накладки.

•        Обучить правилу «вытянутой руки» для понимания ребенком дистанции относительно других людей.

Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением

Как говорилось выше, у детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся стереотипные действия (стимминг), которые помогают ребенку успокоиться и улучшить саморегуляцию.

              Внешне аналогичные формы поведения могут иметь и другую функцию, например, для улучшения восприятия поступающей информации при сниженной чувствительности или для того чтобы получить приятные ощущения. Подобные формы поведения нередко становятся привычными, постоянно воспроизводятся и могут препятствовать обучению и пребыванию в группе.  В этом случае следует предоставить ребенку возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий и увеличить в течение дня количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.

Поведение: ребенок часто кружится, бегает по кругу.

Возможная причина: стимуляция вестибулярной системы.

Помощь:

•        разрешать недолго побегать с умеренной скоростью.

•        Увеличить количество действий и занятий, стимулирующих вестибулярную систему.

Поведение: ребенку трудно сидеть за партой, он постоянно крутится, раскачивается, вскакивает, сползает на пол.

Возможная причина: получение вестибулярных и /или зрительных/ проприоцептивных ощущений.

Помощь:

•        Обеспечить дополнительные сенсорные ощущения и возможность движения во время сидения на разных предметах. С этой целью удобно использовать балансировочную или надувную сенсорную подушки, большой резиновый мяч, на которых ребенок может сидеть во время занятий. К ножкам стула прикрепить широкую эластичную ленту, на которую ребенок может ставить ноги.

Поведение: ребенок слюнявит пальцы и «рисует» на столе, на полу, на любой поверхности.

Возможная причина: получение тактильных ощущений в руках или/и в ротовой полости.

Помощь:

•        Рисовать пальчиковыми красками.

•        Работать с пластилином, кинетическим песком.

•        Использовать кулоны для жевания.

Поведение: ребенок обнюхивает своих одноклассников и учителей. Любит сильные запахи (клея, краски) на занятиях в мастерской. При этом полностью сосредотачивается на них, забывая о полученном задании.

Возможная причина: стимуляция обонятельной системы.

Помощь:

•        Использовать вещества с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов (ароматические масла, фломастеры с запахом, ароматические гелевые шарики и пр.).

•        Также существует вероятность, что ребенок использует обонятельную систему как основной источник получения информации, поскольку у него присутствует фрагментарность зрительного восприятия. В этом случае следует направить усилия на развитие зрительного восприятия.

Принципы организации работы в сенсорной комнате

Для того чтобы занятия в сенсорной комнате были эффективными и не причинили ребенку вред, следует постепенно включать различные сенсорные раздражители и учитывать особенности каждого ребенка, подбирая для него необходимые формы воздействия:

–уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребенка;

–оборудование комнаты должно вызывать интерес у ребенка и соответствовать его уровню развития;

–занятия должны быть обусловлены предпочтениями и интересами ребенка.

Эффективность занятий в сенсорной комнате обеспечивается широким спектром ощущений, а также возможностью выбора воздействия – расслабляющего или активизирующего характера. Можно подобрать специальные упражнения, которые будут способствовать улучшению моторных и когнитивных функций, а также общего эмоционального состояния ребенка, и тем самым создадут основу для усвоения больших объемов информации в школе.

Детям с гипочувствительностью нужно предлагать сильные ощущения – трение щеткой, вибрацию или сжатие в объятиях. Игрушки должны быть приятны на ощупь, можно использовать мягкие игрушки с разными наполнителями.

Гиперчувствительных детей нужно, напротив, погружать в умиротворяющую атмосферу с тихой музыкой, мягким освещением и нежными покачиваниями.

Важное преимущество сенсорной комнаты – возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание узоров и теней, а также снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и помогает обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате способствуют совершенствованию зрительно-моторной координации, активных самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела.

Сенсорные комнаты предназначены для достаточно интенсивной стимуляции, поэтому занятия в них должны проводиться под руководством специалиста при соблюдении следующих условий:

•        Время пребывания в комнате увеличивается постепенно, от 5-7 до 20 минут.

•        Занятие завершается до начала спада активности.

•        Стимуляторы и раздражители вводятся постепенно – от простых к сложным.

•        Для развития коммуникативных способностей нужно использовать только приятные стимулы. Активные зрительные стимулы могут вызывать сильную реакцию и должны использоваться дозировано.

Противопоказаний к проведению занятий с ребенком в сенсорной комнате практически нет, но следует также учитывать некоторые рекомендации и ограничения: при наличии у ребенка эпиактивности и при судорожных состояниях не рекомендуется использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку; при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) педагогу необходимо исключить элементы активной стимуляции; при повышенной тревожности у ребенка следует заранее предупреждать его о переходах от одного стимула к другому.

Эффективное использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС: создание дружелюбной сенсорной среды, применение специальных занятий и видов активности, использование специального оборудования способствует достижению следующих результатов:

  • значительному улучшению чувствительности к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
  • улучшению осознания своего тела в пространстве;
  • снижению уровня двигательного беспокойства;
  • улучшению мышечного тонуса;
  • улучшению двигательной координации;
  • значительному улучшению концентрации внимания;
  • улучшению эмоционального фона;
  • улучшению способности к обучению и коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности».

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе...