"Развитие сенсорных способностей у детей с РАС"
материал
Актуальность темы «Развитие сенсорных способностей у детей с РАС» обусловлена тем, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность выбора методической темы «Развитие сенсорных способностей у детей с РАС» обусловлена тем, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра.
Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:
1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.
Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.
Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с сенсорными проблемами, создать доброжелательную среду и разработать индивидуальную «сенсорную диету» для минимизирования воздействия раздражителей, приводящих к возникновению неприятных ощущений, необходимо выявить и оценить имеющиеся у него особенности функционирования сенсорных систем.
С этой целью я познакомилась с предлагаемым вопросником, созданным О.Б. Богдашиной, который позволяет построить сенсорный профиль для каждого конкретного ребенка.
Сенсорный профиль оценивает особенности функционирования сенсорных систем, а именно:
• Зрение.
• Слух.
• Тактильную чувствительность (осязание).
• Обоняние.
• Вкус.
• Проприоцепцию.
• Вестибулярный анализатор.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой сфере, – 20.
Чем больше баллов, тем более выражена проблема.
Анализ сенсорного профиля позволяет выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дают возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.
Работу по сенсорной интеграции у детей необходимо осуществлять по нескольким направлениям, а именно:
- В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
- В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.
4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
Помощь детям с повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям
В тех случаях, когда дети имеют повышенную чувствительность к сенсорным стимулам, следует создать благоприятную сенсорную среду и защитить ребенка от неприятных для него ощущений.
Поведение: ребенок часто закрывает руками уши и зажмуривается, реагируя на различные звуки. Если кто-то рядом громко говорит или поет, то ребенок может ударить этого человека. Во время школьных праздников ребенок часто плачет или кричит, отказывается идти на уроки музыки.
Возможная причина: повышенная чувствительность к слуховым стимулам.
Помощь:
• Научить ребенка пользоваться шумопоглощающими наушниками или берушами.
• Сажать ребенка дальше от источников шума: открытых окна, дверей, гудящих аквариумов и пр.
• Предложить провести перемену в тихом месте (библиотеке, сенсорной комнате).
• Во время шумных массовых мероприятий посадить ребенка ближе к выходу, чтобы он имел возможность выйти в коридор и отдохнуть.
• В шумных местах предлагать использовать плеер, чтобы слушать любимую музыку через наушники.
Поведение: ребенок отказывается находиться в кругу детей, стоять или идти рядом с другими детьми. Кричит, стремится убежать или отказывается идти на занятия, где требуется находиться близко к сверстникам.
Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным стимулам, стремление защитить себя от неприятных ощущений.
Помощь:
• Позволить ребенку находиться на некотором расстоянии от других (стоять последним в ряду, сидеть не в круге, а сзади, и т.п.).
• Разрешить держать в руках тактильные игрушки (игрушки Fidget).
• Возможно, это поведение связано также с повышенной чувствительностью к слуховым стимулам. В этом случае следует пользоваться шумопоглощающими наушниками.
Поведение: ребенок закрывает нос руками, находясь в столовой. В школе отказывается мыть руки перед едой. При приближении взрослых может отворачивать голову в сторону или стремится отойти.
Возможная причина: повышенная чувствительность к запахам.
Помощь:
• Разрешить ребенку обедать в отдельной комнате (вместо столовой).
• Педагогам, которые работают с ребенком, рекомендуется не использовать парфюмерные средства с сильным запахом (духи, дезодоранты и пр.).
• Разрешить ребенку пользоваться привычным мылом для рук.
Поведение: ребенок сопротивляется обучению «рука в руке».
Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным раздражителям.
Также возможно, что это поведение обусловлено непереносимостью запаха, исходящего от человека, который в этом случае находится близ- ко к ребенку.
Помощь:
• Не использовать обучение «рука в руке».
• Постепенно и осторожно приучать ребенка к прикосновениям: на короткое время слегка прикасаться к руке, совмещая это с чем-то приятным для ребенка, постепенно увеличивая время прикосновения.
• Регулярно сильно сжимать руки.
• До тех пор пока ребенок не начнет спокойно реагировать на прикосновения, учить другими способами, например, посредством имитации.
Поведение: ребенок щурится, закрывает глаза, становится беспокойным или невнимательным при ярком освещении или в классе с большим количеством зрительных стимулов.
Возможная причина: повышенная чувствительность к зрительным раздражителям.
Помощь:
• Носить кепки с козырьком, шляпы, капюшоны, солнцезащитные очки.
• По возможности избегать яркого освещения, особенно люминесцентного, использовать лампы низкой мощности с матовым стеклом: они дают мягкий и равномерный свет.
• Использовать очки для блокировки бликов.
• Если ребенку сложно списывать с доски, положить ему дубликат с текстом на парту. Лучше, если образец будет лежать на приподнятой/наклонной поверхности.
• Не перегружать класс разнообразными зрительными стимулами (плакаты, картины и пр.) или сажать ребенка таким образом, чтобы он находился к ним спиной.
Поведение: ребенок каждое утро со скандалом надевает школьную форму. В школе испытывает трудности при переодевании после урока физкультуры (отказывается надевать форму, хочет ходить в спортивном костюме). Не дает расчесать и поправить себе волосы, кричит, бросает расческу.
Возможная причина: повышенная чувствительность к тактильным стимулам.
Помощь:
• Надевать под школьную форму мягкую футболку или леггинсы (а также любую незаметную одежду, в которой будет комфортно).
• Удалить с одежды ярлыки.
• Использовать бесшовные носки и нижнее белье.
• Научить ребенка причесываться самостоятельно, чтобы он мог регулировать свои действия.
• Любую новую обувь разносить дома, прежде чем брать ее в школу.
Поведение: у ребенка слишком сильный/слабый нажим при письме.
Возможная причина: снижение проприоцептивной чувствительности.
Помощь:
• Упражнения с использованием специальных тренировочных материалов (массы для лепки, жвачки для рук и пр.).
• Предлагать мячики для разработки кисти.
• Перед письмом поработать степлером (помогает научиться регулировать прилагаемое усилие).
• Для детей, которые делают слишком сильный нажим, полезны тренировки, когда лист бумаги кладется на коврик для компьютерной мышки. Такие упражнения дают возможность учиться регулировать усилие (чтобы не продырявить лист бумаги).
• Использовать при письме механический карандаш, а в более старшем возрасте - гелевые ручки.
• Писать и рисовать вибрирующими ручками.
• Пользоваться ручками с утяжелителями.
• При слишком слабом нажиме полезно пользоваться копиркой, чтобы добиваться достаточной силы нажима для получения следа на бумаге.
• Писать мягким карандашом или фломастером
Поведение: ребенок не реагирует на свое имя.
Возможная причина: пониженная чувствительность к звуковым стимулам, отсроченная реакция на раздражители, проблемы фильтрации в слуховой сфере.
Помощь:
• Дать ребенку некоторое время (несколько секунд), не повторять его имя насколько раз подряд.
• Уменьшить шум в помещении (выключить телевизор).
• Увеличить активность, воздействующую на вестибулярную систему, тесно связанную со слуховой.
• Использовать методы, направленные на обучение способности выделять определенные звуки и слова (имя) из фона.
Поведение: ребенок на уроке качается на стуле, лежит на столе. На перемене подходит очень близко к другим детям и обижается, если они его отталкивают (может при этом начать бить себя). Перемещаясь по коридору, постоянно врезается в других людей, стены и предметы.
Возможная причина: пониженная чувствительность проприоцептивной системы.
Помощь:
• Предлагать ребенку посидеть на перемене в кресле-мешке, «яйце совы».
• Предоставлять ребенку крепкие объятия, делать на перемене массаж.
• Использовать во время урока утяжеляющие жилеты, подушки на колени, поясные накладки.
• Обучить правилу «вытянутой руки» для понимания ребенком дистанции относительно других людей.
Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением
Как говорилось выше, у детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся стереотипные действия (стимминг), которые помогают ребенку успокоиться и улучшить саморегуляцию.
Внешне аналогичные формы поведения могут иметь и другую функцию, например, для улучшения восприятия поступающей информации при сниженной чувствительности или для того чтобы получить приятные ощущения. Подобные формы поведения нередко становятся привычными, постоянно воспроизводятся и могут препятствовать обучению и пребыванию в группе. В этом случае следует предоставить ребенку возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий и увеличить в течение дня количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
Поведение: ребенок часто кружится, бегает по кругу.
Возможная причина: стимуляция вестибулярной системы.
Помощь:
• разрешать недолго побегать с умеренной скоростью.
• Увеличить количество действий и занятий, стимулирующих вестибулярную систему.
Поведение: ребенку трудно сидеть за партой, он постоянно крутится, раскачивается, вскакивает, сползает на пол.
Возможная причина: получение вестибулярных и /или зрительных/ проприоцептивных ощущений.
Помощь:
• Обеспечить дополнительные сенсорные ощущения и возможность движения во время сидения на разных предметах. С этой целью удобно использовать балансировочную или надувную сенсорную подушки, большой резиновый мяч, на которых ребенок может сидеть во время занятий. К ножкам стула прикрепить широкую эластичную ленту, на которую ребенок может ставить ноги.
Поведение: ребенок слюнявит пальцы и «рисует» на столе, на полу, на любой поверхности.
Возможная причина: получение тактильных ощущений в руках или/и в ротовой полости.
Помощь:
• Рисовать пальчиковыми красками.
• Работать с пластилином, кинетическим песком.
• Использовать кулоны для жевания.
Поведение: ребенок обнюхивает своих одноклассников и учителей. Любит сильные запахи (клея, краски) на занятиях в мастерской. При этом полностью сосредотачивается на них, забывая о полученном задании.
Возможная причина: стимуляция обонятельной системы.
Помощь:
• Использовать вещества с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов (ароматические масла, фломастеры с запахом, ароматические гелевые шарики и пр.).
• Также существует вероятность, что ребенок использует обонятельную систему как основной источник получения информации, поскольку у него присутствует фрагментарность зрительного восприятия. В этом случае следует направить усилия на развитие зрительного восприятия.
Принципы организации работы в сенсорной комнате
Для того чтобы занятия в сенсорной комнате были эффективными и не причинили ребенку вред, следует постепенно включать различные сенсорные раздражители и учитывать особенности каждого ребенка, подбирая для него необходимые формы воздействия:
–уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребенка;
–оборудование комнаты должно вызывать интерес у ребенка и соответствовать его уровню развития;
–занятия должны быть обусловлены предпочтениями и интересами ребенка.
Эффективность занятий в сенсорной комнате обеспечивается широким спектром ощущений, а также возможностью выбора воздействия – расслабляющего или активизирующего характера. Можно подобрать специальные упражнения, которые будут способствовать улучшению моторных и когнитивных функций, а также общего эмоционального состояния ребенка, и тем самым создадут основу для усвоения больших объемов информации в школе.
Детям с гипочувствительностью нужно предлагать сильные ощущения – трение щеткой, вибрацию или сжатие в объятиях. Игрушки должны быть приятны на ощупь, можно использовать мягкие игрушки с разными наполнителями.
Гиперчувствительных детей нужно, напротив, погружать в умиротворяющую атмосферу с тихой музыкой, мягким освещением и нежными покачиваниями.
Важное преимущество сенсорной комнаты – возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание узоров и теней, а также снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и помогает обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате способствуют совершенствованию зрительно-моторной координации, активных самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела.
Сенсорные комнаты предназначены для достаточно интенсивной стимуляции, поэтому занятия в них должны проводиться под руководством специалиста при соблюдении следующих условий:
• Время пребывания в комнате увеличивается постепенно, от 5-7 до 20 минут.
• Занятие завершается до начала спада активности.
• Стимуляторы и раздражители вводятся постепенно – от простых к сложным.
• Для развития коммуникативных способностей нужно использовать только приятные стимулы. Активные зрительные стимулы могут вызывать сильную реакцию и должны использоваться дозировано.
Противопоказаний к проведению занятий с ребенком в сенсорной комнате практически нет, но следует также учитывать некоторые рекомендации и ограничения: при наличии у ребенка эпиактивности и при судорожных состояниях не рекомендуется использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку; при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) педагогу необходимо исключить элементы активной стимуляции; при повышенной тревожности у ребенка следует заранее предупреждать его о переходах от одного стимула к другому.
Эффективное использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС: создание дружелюбной сенсорной среды, применение специальных занятий и видов активности, использование специального оборудования способствует достижению следующих результатов:
- значительному улучшению чувствительности к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
- улучшению осознания своего тела в пространстве;
- снижению уровня двигательного беспокойства;
- улучшению мышечного тонуса;
- улучшению двигательной координации;
- значительному улучшению концентрации внимания;
- улучшению эмоционального фона;
- улучшению способности к обучению и коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»
На занятиях в ГПД развиваюncz математические способности первоклассников через игру и занимательные упражнения по...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...
Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности».
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе...


