Статья "Как развить творческие способности у учащихся" 2025 год
статья (2 класс)
Статья "Как развить творческие способности у учащихся" 2025 год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить творческие способности у учащихся в учебной и внеклассной деятельности
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
1.Изменение роли ученика.
Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно- деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
2.Комфортная психологическая обстановка.
Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность.
3.Создание внутренней мотивации учения.
Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
4.Корректная педагогическая помощь ребенку.
Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
5.Сочетание разнообразных форм работы.
Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
6.Межпредметность.
В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
7.Создание ситуации успеха.
Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
8.Самостоятельность выполнения творческого задания.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их
представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей младших школьников в начальной школе - проблема, над которой я работаю не первый год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие.
Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.
Большую роль в формировании успешности и развитии творческого потенциала
учащихся играет сотрудничество с родителями. Они верят в способности и возможности своих детей, помогают детям раскрыться, сами принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в классе и школе.
Успешность младшего школьника определяется его самореализацией в различных сферах деятельности. Детское творчество неисчерпаемо. Это всегда восхождение к чему то новому.
Творчество – это активность, которая проявляется у человека в способности изменять окружающую действительность. Питательная среда творчества – порыв к доброте и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество»- сказал А. Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости.
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Рабочая тетрадь для воспитанников «Как развить свои творческие способности»
"Творчество - это деятельность,направленная на создание чего-топринципиально нового. Именнов этом ценность каждого творца" Рабочая тетрадь содержит различные упражнения и задания, которые п...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Рекомендации родителям «Как развить математические способности детей дома»
Несколько советов, как развить математические способности детей дома:...

Как развить творческий подход к преподаванию: методики и идеи для молодых учителей
Способность к творчеству – креативность – умение человека видет обычные вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы учимся искать необычные способы применения обычных вещей....
