РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу внеурочной деятельности «Занимательные буквы» для 1 классов, «Увлекательная страна литературы», для 2 классов, «Азбука здорового образа жизни» для 3 - 4 классов
рабочая программа

Алексеева Наталья Владимировна

Данная программа и календарно КТП по внеуроочной деятельности для 1 - 4 классов - это готовый продукт к использованию учителем в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_programmy_i_ktp_1-4_klassy.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательные буквы» для 1 классов,

«Увлекательная страна литературы», для 2 классов,

«Азбука здорового образа жизни» для 3 - 4 классов

                                                             Составила учитель начальных классов

                                                                                                    Алексеева Н. В.

2020 - 2025

Внеурочная деятельность

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Занимательные буквы»

для 1 классов

Планируемые предметные результаты освоения

учебного курса «Занимательные буквы»

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию

 Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Читать и рассказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

 выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать между собой предметы, явления;

 обобщать, делать несложные выводы;

 классифицировать явления, предметы;

 определять последовательность событий;

 судить о противоположных явлениях;

 давать определения тем или иным понятиям;

 выявлять закономерности и проводить аналогии. 

Ожидаемые результаты на конец года

Занятия должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по литературному чтению и русскому языку.

- способствовать улучшению качественного выполнения заданий различного уровня сложности учащимися;

-  расширению возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

- в создании атмосферы успеха;

- логически мыслить

Результат: участие обучающихся с выступлением учащихся на мероприятиях, проводимых в классе, школе, доме культуры, ДДЮТ.

На конец учебного года: конкурс на лучшего чтеца.

Содержание курса

Алфавит (3ч)

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки.

Практическая деятельность.

Игры: «Буква заблудилась», «Прочитай без запинки!»

Народное творчество (11ч)

Знакомство с потешками, прибаутками, скороговорками, народными песнями, заигрышами, считалками. Разучивают короткие произведения, используют во время практических игровых занятий. Используют иллюстрации к произведениям для анализа произведения.

Практическая деятельность.

Игры: «Доскажи словечко», «Посчитай».

Инсценировки потешек.

Конкурс рисунков к произведениям.

Связная речь (9ч)

Раздел «Связная речь» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Практическая деятельность.

Игры: «Уменьшаем и увеличиваем», «Кому что нужно»

Поэзия (10ч)

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто тексты, а произведения словесного искусства, раскрывающие многообразие и красоту русского языка. Произведения К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.Я. Маршака,

Б. Заходера, С. Михалкова, В. Берестова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Л. Толстого, Н. Носова

Практическая деятельность.

Конкурс чтецов «На поэтическом крылечке»

Игры: «Поместим героя в книжку», «Чей голосок?», «Произнеси с разной интонацией»

Данная программа ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы. 33 часа из расчёта 1 занятие в неделю.

Тематическое планирование курса «Занимательные буквы», 1 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Алфавит.

3

2

Народное творчество.

11

3

Связная речь.

9

4

Поэзия.

10

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе по внеурочной деятельности

«Занимательные буквы»

для 1 классов

№ п/п

По плану

По факту

Тема

Алфавит 3 часа

1-2

Весёлый алфавит

3

Занимательная азбука. С. Я. Маршак.

Народное творчество 11часов

4

Пословицы и поговорки

5

Скороговорки

6

Считалки

7

 Русские народные сказки

8

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

9

Русская народная сказка «Теремок»

10

Герои сказок в лепке. Настольный театр.

11

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

12

Русская народная сказка «лиса и волк»

13

Выставки книг «Любимые сказки»

14

В сказку дверь мы приоткроем

Связная речь 9 часов

15

Работа по сюжетным картинкам

16

Малая конференция «Мой любимый герой»

17

Творческая работа «Продолжи рассказ"

18

Рассказы о природе

19-21

Рассказы о животных

 22

Мой любимый питомец. Составление текста-описания

23

Моя любимая игрушка.

Поэзия 10 часов

24

Любимые мамы. Стихи

25

Стихи А. Л. Барто

26

Стихи об игрушках

27

Викторина «Любимые произведения»

28

С. Михалков «А что у вас?»

29

К. И. Чуковский «Телефон»

30

 

К. И. Чуковский «Путаница»

31

С. Я. Маршак. Стихи.

32

Урок-концерт «Любимые стихи»

33

Конкурс чтецов

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Увлекательная страна литературы»

для 2 классов

Планируемые предметные результаты освоения

учебного курса «Увлекательная страна литературы»

Обучающийся научится:

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
  • Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.
  • Находить необходимую информацию в книге.
  • Характеризовать героев произведения.
  • Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.
  • Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
  • Различать лирическое и прозаическое произведения.
  • Называть отличительные особенности стихотворного текста.
  • Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.
  • Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).
  • Использовать средства художественной выразительности в

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Усвоить основные базовые знания по литературному чтению и русскому языку.      
  • Способствовать улучшению качественного выполнения заданий различного уровня сложности учащимися.    
  • Расширению возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов    
  • В создании атмосферы успеха.
  • Логически мыслить.

Результат: участие обучающихся в выступлениях на мероприятиях, проводимых в классе, школе, ДК, ДДЮТ.

Содержание курса «Увлекательная страна литературы»

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений выбраны прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

Народное творчество

Знакомство с потешками, прибаутками, скороговорками, народными песнями, заигрышами, считалками. Разучивают короткие произведения, используют во время практических игровых занятий. Используют иллюстрации к заигрышами, считалками. Разучивают короткие произведения, используют во время практических игровых занятий. Используют иллюстрации к произведениям для анализа произведения.

Практическая деятельность.

Инсценировки.

Конкурс рисунков к произведениям.

Связная речь

Раздел «Связная речь» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.

Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Практическая деятельность.

Поэзия

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто тексты, а   произведения словесного искусства, раскрывающие многообразие и красоту         русского языка.

Практическая деятельность.

Конкурс чтецов

Данный курс ориентирован на детей 2 классов общеобразовательной         школы.

 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.

Тематическое планирование курса «Увлекательная страна литературы», 2 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Народное творчество.

4

2

Связная речь.

22

3

Поэзия.

8

Тематическое планирование курса

«Увлекательная страна литературы», 2 класс

№ п/п

По плану

По факту

Тема

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом

2

Стихи о школе и детях

3

Сказки о животных

4

Загадки о животных

5

Учись дружить

6

Здравствуй, осень!

7

Худому делу - худой конец.

8

 Стихи о Родине

9

Весёлые стихи

10

«На ярмарке»

11

Сказки о животных

12

Рассказы о животных.

13

Забавные стихи

14

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве

15

Рассказы и стихи о подвигах

16

Тебе смешно, а мне до сердца дошло

17

Сказки о настоящей дружбе.

18

О героизме и трусости

19

Жизнь дана на добрые дела.

20

Произведения о ребятах – сверстниках.

21

Родину – мать учись защищать.

22

Нет лучше дружка, чем родимая матушка

23

Книги о ребятах и их делах

24

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум

25

Басни дедушки Крылова

26

Весна, весна на улице, весенние деньки!

27

Знай и люби родную природу!

28

Произведения о растениях

29

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

30-31

Стихотворения смоленских поэтов.

32

 

«В стране Читалии»

33

Обобщающее занятие «В стране Читалии»

34

Итоговое занятие

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Азбука здорового образа жизни»

для 3-4 классов

Планируемые предметные результаты освоения

учебного курса «Азбука здорового образа жизни»

  Обучающийся научится:                                                                        

                                                                       

  • добывать дополнительную информацию в книге, словаре;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • самостоятельно отбирать словари и справочники;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье, иметь представление о значении спортивно-оздоровительных занятий;
  • соблюдать свой режим дня;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;
  • приобретать первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
  • выполнять правила безопасного поведения на улице, на природе, на проезжей части, дома, в школе;
  • выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;
  • осваивать навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
  • определять причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; медицинской помощи при порезах и ушибах;
  • использовать различные виды закаливания (пребывание на свежем воздухе); обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;
  • знать влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • выполнять упражнения, способствующие гармоничному развитию человека.

Содержание курса «Азбука здоровья» направлено на воспитание интереса к предмету, умение решать учебную задачу творчески. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения важна в связи с резким снижением процента здоровья детей. Причины такого состояния-нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль играет образ его жизни. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Данная программа строится на принципах:

  • научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
  • доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
  • системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса

Дружи с водой. Дать начальные представления, откуда берётся вода для ухода за лицом и телом, какие средства используются для ухода за лицом и телом, почему воду нужно беречь, а краны пользования водой – закрывать.

Забота и ухаживание за собой. Знакомство с правилами ухода за собой.

Правильное питание. Знакомство со здоровой пищей, правилами питания.

Здоровый сон. Дать представление, что все люди нуждаются во сне, и что сон – лучшее лекарство для человека.

Поведение в школе. Знакомство с тем, отчего зависит настроение. Научиться прощать обиды. Знакомство с правилами поведения в школе.

Вредные привычки. Знакомство, что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам.

Если хочешь быть здоров. Знакомство с правилами для поддержания правильной осанки.

Правила поведения на воде. Знакомство с правилами поведения на воде, у воды.

Игры. Знакомство с народными и подвижными играми, с играми на воде.

Почему мы болеем. Знакомство с причинами и признаками болезни. Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптечка.

Правила безопасного поведения. Знакомство со всеми видами опасности, которые подстерегают ребёнка вокруг. Первая помощь.

Различные виды травм. Первая помощь при травмах.

Сегодняшние заботы медицины. Что человеку мешает быть здоровым.

Данный курс ориентирован на детей 3 - 4 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю. 

Тематическое планирование курса «Азбука здорового образа жизни», 3 класс

Разделы предмета

Кол. часов

1.

Дружи с водой

2

2.

Забота и ухаживание за собой

9

3.

Правильное питание

2

4.

Здоровый сон

1

5.

Поведение в школе

4

6.

Вредные привычки

2

7.

Если хочешь быть здоров

3

8.

Правила поведения на воде

6

9.

Игры

5

Итого:

34

 

Тематическое планирование курса «Азбука здорового образа жизни», 4 класс

Разделы предмета

Кол. часов

1.

Почему мы болеем.

9

2

Правила безопасного поведения.

8

Помощь при травмах, отравлениях.

10

2.

Заботы медицины.

3

3.

Игры.

4

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе по внеурочной деятельности

«Азбука здорового образа жизни»

для 3 классов

№ п/п

Дата

Тема

По плану

По факту

Дружи с водой (2 часа)

1

Советы доктора Воды.

2

Друзья Вода и Мыла.

Забота и ухаживание за собой (9 часов)

3

Глаза – главные помощники человека. Гимнастика для глаз.

4

Чтобы уши слышали. Гимнастика для ушей.

5-6

Советы доктора Айболита. «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми».

7

Как сохранить улыбку красивой. Правила ухода за зубами.

8

«Рабочие инструменты» человека.

9-11

Советы доктора Айболита. «Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.»

Правильное питание (2 часа)

12

Разговор с доктором Питания. «Питание – необходимое условие для жизни человека».

13

Здоровая пища для всей семьи. Рисунки на тему.

Здоровый сон (1 час)

14

Советы доктора Сна. «Сон – лучшее лекарство».

Поведение в школе (4 часа)

15

Свободный разговор «Твоё настроение в школе».

16

Режим дня. «Я пришёл из школы». Рисунки по теме.

17-18

«Я – ученик». Свободный разговор «Какие правила должен выполнять ученик в школе».

Вредные привычки (2 часа)

19-20

Советы от доктора Айболита «Вредные привычки».

Если хочешь быть здоров (3 часа)

21-22

Если хочешь быть здоров. Скелет – наша опора. Гимнастические упражнения.

23

Советы доктора Красивой осанки «Секрет стройной спины». Гимнастические упражнения.

Правила поведения на воде (6 часов)

24

Правила безопасности на воде.

25-29

Секреты доктора Здоровья. «В здоровом теле –здоровый дух».

Игры (5 часов)

30-34

Подвижные игры.

Всего

                    34 часа

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе по внеурочной деятельности

«Азбука здорового образа жизни»

для 4 классов

 Тема

Дата

п/п

По плану

По факту

Почему мы болеем (9 часов)

1.

Причины болезни и признаки.

2.

Как здоровье?

3.

Как организм помогает себе сам.

4.

Здоровый образ жизни.

5.

Какие врачи нас лечат.

6.

Прививки от болезней.

7.

Инфекционные болезни.

8.

Какие лекарства мы выбираем.

9.

Домашняя аптечка.

Правила безопасного поведения (8 часов)

10.

Опасность в нашем доме.

11.

Как вести себя на улице.

12.

Если солнечно и жарко.

13.

Если на улице дождь и град.

14.

Вода – наш друг.

15.

Чтобы огонь не причинил вреда.

16.

Чем опасен электрический ток.

17.

Надёжная защита организма.

Помощь при травмах, отравлениях (10 часов)

18.

Травмы.

19.

Укусы насекомых, змей.

20.

Что мы знаем про собак и кошек.

21.

Отравление ядовитыми веществами.

22.

Отравление угарным газом.

23.

Тепловой удар.

24.

Уберечься от мороза.

25.

Растяжение связок и вывих костей.

26.

Попадание инородных тел в глаз, ухо, нос.

27.

Ушибы и порезы.

Заботы медицины (3 часа)

28.

Расти здоровым.

29.

Воспитай себя.

30.

Я выбираю движение.

Игры (4 часа)

31 – 34.

Подвижные игры.

                                                   Всего: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Хочу знать"

Планирование содержит:-пояснительную записку;-содержание программы;-планирование уроков на год;-планируемые результаты изучения курса;-условия и ресурсы реализации программы;-учебно-методическую литер...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"

Планирование содержит:-пояснительную записку-содержание программы-планирование уроков на год-планируемые результаты изучения программыресурсы и условия реализации программы-учебно-методическую литерат...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности кружка «Основы православной культуры» Литовченко Н.Н., утвержденной решением педагогического совета протокол  ...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин России""

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на но...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Материал содержит тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"...