Главные вкладки

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
    рабочая программа (1 класс) на тему

        Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа «Юным умникам  и умницам. Информатика, логика, математика»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет)». 

    Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

     Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной информатики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – информатика, логика, математика.

    Новизна данного курса определена ФГОС НОО. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

    Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

    Цель данного курса: развитие познавательных способностей  учащихся на основе системы развивающих занятий.

    Основные задачи курса:

    • Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    •  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    • Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;
    • Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи;
    • Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
    • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
    • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

    Общая характеристика курса

    В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    Систематический курс, построенный на таком разнообразном не- учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми логически- поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания). У других детей может происходить снижение завышенной самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

    Методическое обеспечение программы        

    Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

    - двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

    - методического руководства для учителя;

    - программы курса.

    Адресат и длительность занятий

    Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).

    Рекомендуемая модель занятия.

    • «Мозговая гимнастика» (1 – 2 минуты).
    • Разминка (3 минуты).
    • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 – 15 минут).
    • Веселая переменка ( 3 – 5 минут).
    • Логически – поисковые задания (10 – 12 минут).
    • Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
    • Графический диктант, штриховка (10 минут).

    Планируемые результаты

    Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД :

    • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.
    • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других.
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Учиться выполнять различные роли в группе.

    Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

    • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
    • Сравнивать между собой предметы и явления
    • Выделять существенные признаки предметов
    • Обобщать, делать несложные выводы
    • Классифицировать явления и предметы
    • Определять последовательность событий
    • Судить о противоположных явлениях
    • Давать определения  тем или иным понятиям

                 

    Календарно - тематическое планирование

    № занятий

    Дата

    Наименование тем

    Кол-во часов

    1

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

    1

    2

    Развитие концентрации внимания.

    Графический диктант

    1

    3

    Тренировка внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    4

    Тренировка слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант.

    1

    5

    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    6

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    7

    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

    1

    8

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    9

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    10

    Тренировка внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант.

    1

    11

    Развитие слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    12

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    13

    Развитие аналитических способностей.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    14

    Совершенствование воображения.

    Задания по перекладыванию спичек.

    Рисуем по образцу.

    1

    15

    Развитие логического мышления.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    16

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    17

    Тренировка внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант.

    1

    18

    Развитие слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    19

    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    20

    Развитие аналитических способностей.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    21

    Совершенствование воображения.

    Задания по перекладыванию спичек.

    Рисуем по образцу.

    1

    22

    Развитие логического мышления.

     Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    23

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    24

    Тренировка внимания.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    25

    Тренировка  слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    26

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    27

    Развитие аналитических способностей.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    28

    Совершенствование воображения.

    Задания по перекладыванию спичек.

    Рисуем по образцу.

    1

    29

    Развитие логического мышления.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    1

    30

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    1

    31-32

    Тренировка внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    2

    33-34

    Тренировка  слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    2

    35-36

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    2

    Итого

    36 часа в год

    Список использованной литературы

    1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд. перераб.  – М.: Издательство РОСТ.- 270 с.
    2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

           Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Музыка» для 1 класса УМК «Школа России» 33 часа (Автор: Критская Е.Д.)

    Рабочая программа по музыке в 1 классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями (ФГОС)...

    Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А....

    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»

    Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курс "Здоровый образ жизни" 1 класс

    Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности  курс "Здоровый образ жизни" 1 класс...