Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

    Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Юным умникам  и умницам. Информатика, логика, математика»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет)». 

Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

 Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной информатики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – информатика, логика, математика.

Новизна данного курса определена ФГОС НОО. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей  учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи;
  • Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
  • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Общая характеристика курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном не- учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми логически- поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания). У других детей может происходить снижение завышенной самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Методическое обеспечение программы        

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

- двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

- методического руководства для учителя;

- программы курса.

Адресат и длительность занятий

Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).

Рекомендуемая модель занятия.

  • «Мозговая гимнастика» (1 – 2 минуты).
  • Разминка (3 минуты).
  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 – 15 минут).
  • Веселая переменка ( 3 – 5 минут).
  • Логически – поисковые задания (10 – 12 минут).
  • Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
  • Графический диктант, штриховка (10 минут).

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
  • Сравнивать между собой предметы и явления
  • Выделять существенные признаки предметов
  • Обобщать, делать несложные выводы
  • Классифицировать явления и предметы
  • Определять последовательность событий
  • Судить о противоположных явлениях
  • Давать определения  тем или иным понятиям

             

Календарно - тематическое планирование

№ занятий

Дата

Наименование тем

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант

1

3

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

10

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

11

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

12

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

13

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

14

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

15

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

17

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

18

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

19

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

20

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

21

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

22

Развитие логического мышления.

 Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

23

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

24

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

25

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

26

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

27

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

28

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

29

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

30

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

31-32

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

33-34

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

35-36

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

Итого

36 часа в год

Список использованной литературы

  1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд. перераб.  – М.: Издательство РОСТ.- 270 с.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курс "Здоровый образ жизни" 1 класс

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности  курс "Здоровый образ жизни" 1 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...