Особенности современного урока по ФГОС в начальной школе: от знаний к компетенциям.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Коломыйченко Надежда Юрьевна

Ключевые особенности современного урока по ФГОС в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современного урока по ФГОС в начальной школе: от знаний к компетенциям

Современный урок в начальной школе, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), кардинально отличается от традиционного. Он больше не является просто передачей знаний от учителя к ученику. Теперь это динамичный процесс, направленный на формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), развитие их компетентностей и личностных качеств.

Давайте рассмотрим ключевые особенности современного урока по ФГОС в начальной школе:

1. Ориентация на деятельностный подход:

  • Ученик – активный участник: Урок строится таким образом, чтобы ученик не просто слушал и запоминал, а активно участвовал в процессе познания. Он самостоятельно добывает знания, исследует, экспериментирует, анализирует и делает выводы.
  • Проблемное обучение: Учитель создает проблемные ситуации, которые стимулируют познавательную активность учеников и побуждают их к поиску решений.
  • Практическая направленность: Знания, полученные на уроке, должны быть применимы в реальной жизни. Ученики учатся использовать их для решения практических задач.

2. Формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД: Развитие мотивации к учению, формирование ценностных ориентаций, самооценки и осознания своей идентичности.
  • Регулятивные УУД: Умение планировать свою деятельность, ставить цели, контролировать процесс и результат, оценивать свои достижения и исправлять ошибки.
  • Познавательные УУД: Умение искать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, строить логические рассуждения, решать проблемы и творчески мыслить.
  • Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других, выражать свои мысли устно и письменно, сотрудничать в группе, вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.

3. Использование современных образовательных технологий:

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Использование интерактивных досок, мультимедийных презентаций, образовательных онлайн-платформ и других цифровых инструментов для повышения наглядности и интерактивности урока.
  • Проектная деятельность: Организация проектной работы, которая позволяет ученикам самостоятельно исследовать интересующие их темы, развивать творческие способности и навыки сотрудничества.
  • Игровые технологии: Использование игр для активизации познавательной деятельности, создания положительной эмоциональной атмосферы и развития коммуникативных навыков.
  • Технология критического мышления: Развитие умения анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы.

4. Индивидуализация и дифференциация обучения:

  • Учет индивидуальных особенностей: Учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, его темп обучения, уровень подготовки и интересы.
  • Дифференцированные задания: Предоставление ученикам заданий разного уровня сложности, чтобы каждый мог работать в зоне своего ближайшего развития.
  • Индивидуальные образовательные маршруты: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учеников, нуждающихся в особой поддержке или имеющих повышенные способности.

5. Оценивание результатов обучения:

  • Формирующее оценивание: Оценивание, направленное на поддержку обучения и выявление проблем, с которыми сталкиваются ученики.
  • Критериальное оценивание: Оценивание, основанное на четких критериях, которые известны ученикам заранее.
  • Самооценка и взаимооценка: Развитие умения оценивать свою работу и работу других




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения уроков информатики для учителя начальной школы

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отраж...

Современный урок филологического цикла в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

На уроке: - создание эмоционального настроения-извлечение  информации из схем-самооценка-анализ вопросов-ориентирование  по развороту учебника-прогнозирование на основе работы с учебник...

ФГОС. Современный урок русского языка в начальной школе.

В статье рассказывается об аспектах реализации требований ФГОС, о требованиях, предъявляемых к современному уроку, о формах представляемого материала, о подготовке к такому уроку....

Особенности конструирования урока физической культуры в начальной школе в свете реализации ФГОС

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — одна  из главных целей развития отечественной системы школьного образования....

Статья «Особенности структуры урока русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС"

До недавнего времени Россия была самой читающей страной, но времена меняются. В век компьютеризации книги отошли на второй план, и научить детей правильно излагать свои мысли, грамотно писать- это то,...

Статья «Особенности структуры урока русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...