Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_funktsionalnaya_gramotnost._3_klass.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №  1  от 30.08.2024г.

Руководитель МО ______

Байрамгулова Л.Я.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_от 30.08.2024г.

Руководитель МС ______Выдрина С.Ф.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №___ от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

3 класс

на 2024 -2025 учебный год

г. Нижневартовск 2024

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Цельюизучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Основные принципы, на которых построена программа:

  • принцип доступности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
  • принцип наглядности. Иллюстративность, наличие дидактических материалов;
  • принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.

Общая характеристика курса

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Основные формы работы:

занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:

  • игра;
  • беседа;
  • диалог;
  • дискуссия;
  • тренинги;
  • диагностика;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • турниры;
  • работа над проектами;
  • работа с литературой;
  • работа в библиотеке;
  • защита проектов;

Программа данного курса представляет систему занятий по общеинтеллектуальному направлению для учащихся начальных классов. Во 2 классе на изучение курса Функциональная грамотность отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Функциональная грамотность».

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных

знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностныерезультаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Материально – техническое обеспечение курса

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  • Цифровые образовательные ресурсы:
  • Интернет-ресурсы:
  • Энциклопедии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Автор, год издания. Название пособия

Вид пособия

1.

М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности– М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

Методическое пособие

2.

М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников– М.: Планета, 2022. – 112 с. – (Учение с увлечением).

Тренажер для школьников

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность»

(34 часа, 1 ч. в неделю) 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

план

Формы проведения

Дата

Примечание

Причина корректировки

план

факт

1.

Про дождевого червяка.

1

беседа

2.

Дождевые черви.

1

диалог

3.

Кальций.

1

беседа

4.

Полезный кальций.

1

игра

5.

Сколько весит облако?

1

викторина

6.

Про облака.

1

работа с литературой

7.

Хлеб – всему голова.

1

беседа

8.

Про хлеби дрожжи.

1

дискуссия

9.

Про мел.

1

дискуссия

10.

Интересное вещество – мел.

1

игра

11.

Про мыло.

1

викторина

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает».

1

игра

13.

История свечи.

1

беседа

14.

Про свечи.

1

работа с литературой

15.

Магнит.

1

работа с литературой

16.

Волшебный магнит.

1

тренинг

17.

Проверь себя.

1

беседа

18.

Что такое «бюджет»?

1

беседа

19.

Расходы и доходы бюджета.

1

викторина

20.

Семейный бюджет.

1

беседа

21.

Планируем семейный бюджет.

1

дискуссия

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

беседа

23.

Подсчитываем семейный доход.

1

игра

24.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

диалог

25.

Пенсии и пособия.

1

викторина

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш.

1

беседа

27.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

беседа

28.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

 работа в библиотеке

29.

Подсчитываем расходы.

1

беседа

30.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

 игра

31.

Расходы на обязательные платежи.

1

викторина

32.

Как сэкономить семейные деньги.

1

работа над проектами

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

защита проектов

34.

Проверь себя.

1

игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс

Рабочая      программа      курса      внеурочной      деятельности«Функциональная грамотность...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс

Программа по внеурочной деятельности 1 класс, 1 час в неделю...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» для 4 класса...