Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № 1 от 30.08.2024г. Руководитель МО ______ Байрамгулова Л.Я. | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_1_от 30.08.2024г. Руководитель МС ______Выдрина С.Ф. | Утверждено Директор МБОУ «СШ№25» ________Н.Ф.Белавина Приказ №___ от 30.08.2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
3 класс
на 2024 -2025 учебный год
г. Нижневартовск 2024
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Основные принципы, на которых построена программа:
- принцип доступности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
- принцип наглядности. Иллюстративность, наличие дидактических материалов;
- принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Общая характеристика курса
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Основные формы работы:
занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
- игра;
- беседа;
- диалог;
- дискуссия;
- тренинги;
- диагностика;
- викторины;
- конкурсы;
- турниры;
- работа над проектами;
- работа с литературой;
- работа в библиотеке;
- защита проектов;
Программа данного курса представляет систему занятий по общеинтеллектуальному направлению для учащихся начальных классов. Во 2 классе на изучение курса Функциональная грамотность отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Функциональная грамотность».
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Материально – техническое обеспечение курса
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- uchi.ru .
- znanio.ru
- nsportal.ru
- infourok.ru
- yaklass.ru
- prodlenka.org.
- Онлайн-читать.рф
- Videourok.net
- Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/05/08/prazdnik-razgovor-o-pravilnom-pitanii
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/119803-programma-dlja-1-klassa-razgovor-o-pravilnom-
- https://weburok.com/251050
- https://vlanamed.com/gipovitaminoz/
- https://uchitelya.com/pedagogika/127809-instrukciya-tb-pravila-lichnoy-gigieny-shkolnika.html
- Энциклопедии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Автор, год издания. Название пособия | Вид пособия |
1. | М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности– М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением). | Методическое пособие |
2. | М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников– М.: Планета, 2022. – 112 с. – (Учение с увлечением). | Тренажер для школьников |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов план | Формы проведения | Дата | Примечание Причина корректировки | |
план | факт | |||||
1. | Про дождевого червяка. | 1 | беседа | |||
2. | Дождевые черви. | 1 | диалог | |||
3. | Кальций. | 1 | беседа | |||
4. | Полезный кальций. | 1 | игра | |||
5. | Сколько весит облако? | 1 | викторина | |||
6. | Про облака. | 1 | работа с литературой | |||
7. | Хлеб – всему голова. | 1 | беседа | |||
8. | Про хлеби дрожжи. | 1 | дискуссия | |||
9. | Про мел. | 1 | дискуссия | |||
10. | Интересное вещество – мел. | 1 | игра | |||
11. | Про мыло. | 1 | викторина | |||
12. | Чем интересно мыло и как оно «работает». | 1 | игра | |||
13. | История свечи. | 1 | беседа | |||
14. | Про свечи. | 1 | работа с литературой | |||
15. | Магнит. | 1 | работа с литературой | |||
16. | Волшебный магнит. | 1 | тренинг | |||
17. | Проверь себя. | 1 | беседа | |||
18. | Что такое «бюджет»? | 1 | беседа | |||
19. | Расходы и доходы бюджета. | 1 | викторина | |||
20. | Семейный бюджет. | 1 | беседа | |||
21. | Планируем семейный бюджет. | 1 | дискуссия | |||
22. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | беседа | |||
23. | Подсчитываем семейный доход. | 1 | игра | |||
24. | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. | 1 | диалог | |||
25. | Пенсии и пособия. | 1 | викторина | |||
26. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш. | 1 | беседа | |||
27. | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | беседа | |||
28. | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | работа в библиотеке | |||
29. | Подсчитываем расходы. | 1 | беседа | |||
30. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 | игра | |||
31. | Расходы на обязательные платежи. | 1 | викторина | |||
32. | Как сэкономить семейные деньги. | 1 | работа над проектами | |||
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | защита проектов | |||
34. | Проверь себя. | 1 | игра | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 «а» класса МОУ «СОШ Хойтобэе на 2021- 2022 учебный год учителя: Доржиевой Жаргалмы Сырен-Доржеевны
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Функциональная грамотность...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс
Программа по внеурочной деятельности 1 класс, 1 час в неделю...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса...
