Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Шевцова Наталья Николаевна

Программа по внеурочной деятельности 1 класс, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost_1a.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области    

Управление образования администрации Беловского района Курской области    

Беловская СОШ                                                                                                                          

Утверждено

приказом №  88/1 - ОД

от  25 августа 2023 г.

Директор Беловской СОШ

__________ Курбатова О.А.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

Название: «Функциональная грамотность»

Направление:

                                      Класс  1А

 Сл. Белая, 2023 год

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1  класса  «Функциональная грамотность» разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 и Положением Беловской СОШ о рабочей программе курсов внеурочной деятельности, на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и  «Математическая грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Продолжительность 1 занятия – 25 мин.

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        1класс

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

       ЭОР

1

Читательская грамотность

          8

В.Бианки «Лис и мышонок; Русская народная сказка «Мороз и заяц»; В.Сутеев «Живые грибы»; Г.Цыферов «Петушок и солнышко»; М.Пляцковский «Урок дружбы»; Грузинская сказка «Лев и заяц»; Русская народная сказка «Как лиса училась летать»; Е.Пермяк «Четыре брата»;

 Парная, индивидуальная, коллективная, слушание объяснений учителя, просмотр презентаций, чтение наизусть, прослушивание произведений, чтение сложных для понимания слов;  выполнение упражнений по артикуляции, дидактические игры, иллюстрирование произведения, чтение текста литературного произведения про себя, вслух, вполголоса, поочередное чтение текста в парах.  

 Уважительное отношение к вечным ценностям человека;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;осознание себя как члена общества, представителя страны.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

2

Математическая грамотность

          8

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца; Про козу, козлят и капусту; Про петушка и жерновцы; Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки; Про наливные яблочки; про Машу и трёх медведей; Про старика, старуху, волка и лисичку; Про медведя, лису и мишкин мёд.

Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, конкурсы, соревнования, викторины.Умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности. Фронтальная, групповая, индивидуальная; толерантное отношение к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i

Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/

3

Финансовая грамотность

          8

За покупками; Находчивый колобок; День рождения Мухи- Цокотухи; Буратино и карманные деньги; Кот Василий продаёт молоко; Лесной банк; Как мужик и медведь прибыль делили; Как мужик золото менял.

Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, конкурсы, соревнования, викторины. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.  Сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.

Осознание личной ответственности за свои поступки.

Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/

 Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

4

Естественно-научная грамотность

          9

Как Иванушка хотел попить водицы; Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик; Про репку и другие корнеплоды; Плывёт, плывёт кораблик; Про Снегурочку и превращения воды; Как делили апельсин; Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду; Иванова соль; В.Сутеев «Яблоко».

Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с научно-популярной литературой, просмотр учебных фильмов, зарисовка схем, практические работы; умение слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе.

http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ  ПО ПРОГРАММЕ

         33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...