Рабочая программа по внеурочной деятельности. Финансовая грамотность. 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Финансовая грамотность. 3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № 1 от 30.08.2024г. Руководитель МО ______ Байрамгулова Л.Я. | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_1_от 30.08.2024г. Руководитель МС ______Выдрина С.Ф. | Утверждено Директор МБОУ «СШ№25» ________Н.Ф.Белавина Приказ №___ от 30.08.2024г. |
РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
3 класс
на 2024 -2025 учебный год
г. Нижневартовск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Целью изучения учебного курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- пониманию причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- пониманию проблем, возникающие при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умению приводить примеры товарных денег;
- умению объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- умению описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умению называть основные источники доходов, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умению называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умению считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умению объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- пониманию роли банков, умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знанию ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- умению объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные УУД:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
У обучающегося будут сформированы познавательные УУД :
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- использовать логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
У обучающегося будут сформированы коммуникативные УУД :
- умение осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы личностные УУД:
- осознание себя как члена семьи, общества;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Содержание курса
Что такое деньги и для чего они нужны - 14 часов
Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?(4 ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (4 ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (2 ч)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.
Ассигнация.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (4 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Что такое семейный бюджет - 20 часов
Тема 5. Откуда в семье деньги (6 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия.
Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема 6. На что тратятся деньги (5 ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (4 ч)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Тема 8. Как делать сбережения (5 ч)
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
индивидуально-групповые,
фронтальные,
классные и внеклассные.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- урок-практикум,
- дискуссия, обсуждение.
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Интернет-источники
1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
3.Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru
5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/
Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике
6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Что такое деньги, и откуда они взялись? | 4 |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. | 4 |
3 | Какие деньги были раньше в России. | 2 |
4 | Современные деньги России и других стран. | 4 |
5 | Откуда в семье деньги. | 6 |
6 | На что тратятся деньги. | 5 |
7 | Как с умом управлять своими деньгами. | 4 |
8 | Как делать сбережения. | 5 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
курса «Финансовая грамотность»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 3 класс
| Дата |
| Кол-во | |
№ | План | Факт | Тема | часов |
1 |
| Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен товарами. | 1 | |
2 |
| Что такое деньги и откуда они взялись. Появление первых денег. | 1 | |
3 |
| Что такое деньги и откуда они взялись. Появление монет. | 1 | |
4 |
| Что такое деньги и откуда они взялись. Бумажные деньги. | 1 | |
5 |
| Рассмотрим деньги поближе. Гурт. Подделка монет. | 1 | |
6 |
| Рассмотрим деньги поближе. Аверс и реверс. Номинал. | 1 | |
7 |
| Рассмотрим деньги поближе. Номинал банкнот. | 1 | |
8 |
| Рассмотрим деньги поближе. Защита банкнот от подделок. | 1 | |
9 |
| Какие деньги были раньше в России. Клады. Первые русские монеты. | 1 | |
10 |
| Какие деньги были раньше в России. Рубль, гривенник и полтинник. | 1 | |
11 |
| Современные деньги России и других стран. Монеты России. | 1 | |
12 |
| Современные деньги России и других стран. Банкноты России. | 1 | |
13 |
| Современные деньги России и других стран. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. | 1 | |
14 |
| Современные деньги России и других стран. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. | 1 | |
15 |
| Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. | 1 | |
16 |
| Откуда в семье деньги. Заработная плата. | 1 | |
17 |
| Откуда в семье деньги. Заработная плата. | 1 | |
18 |
| Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. | 1 | |
19 |
| Откуда в семье деньги. Аренда. | 1 | |
20 |
| Откуда в семье деньги. Проценты в банке. Кредит. | 1 | |
21 |
| На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. | 1 | |
22 |
| На что тратятся деньги. Коммунальные платежи. | 1 | |
23 |
| На что тратятся деньги. Сбережения и непредвиденные расходы. | 1 | |
24 |
| На что тратятся деньги. Вредные привычки. | 1 | |
25 |
| На что тратятся деньги. Хобби. | 1 | |
26 |
| Как с умом управлять своими деньгами. Расходы и доходы. | 1 | |
27 |
| Как с умом управлять своими деньгами. Считаем деньги. | 1 | |
28 |
| Как с умом управлять своими деньгами. Учимся экономить. | 1 | |
29 |
| Как с умом управлять своими деньгами. Учимся экономить. | 1 | |
30 |
| Как делать сбережения. Как откладывать деньги. | 1 | |
31 |
| Как делать сбережения. Как откладывать деньги. | 1 | |
32 |
| Как делать сбережения. Как распорядиться своими сбережениями. | 1 | |
33 |
| Как делать сбережения. Как распорядиться своими сбережениями. | 1 | |
34 |
| Итоговое занятие. | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Программа по финансовой грамотности повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность расчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
