Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._funktsionalnaya_gramotnost.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №  1  от 31.08.2023г.

Руководитель МО ______

Байрамгулова Л.Я.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_от 31.08.2023г.

Руководитель МС ______Выдрина С.Ф.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №543 от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

2 класс

на 2023 -2024 учебный год

Составитель:

Соловьёва Алёна Александровна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск, 2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»

Читательская грамотность:

  • понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
  • жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
  •  составление характеристики героев прочитанных произведений;
  • деление текстов на части, составление плана;
  • ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность:

  • нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
  • задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность:

  • деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность:

  • наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Технологии организации внеурочной деятельности

- Уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающая технология.

Основные формы работы

   Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой,  практической и исследовательской  деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания, создание  проектов.

Методы        

- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

- Проблемный 

- Частично-поисковый – (творческие задания).

- Объяснительно-иллюстративный.

   

   Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч.  

Формы представления результатов.

- Анкетирование.

- Тестировании.

- Выполнении творческих заданий.

- Оформление фотовыставок.

- Оформление выставок работ.

- Портфолио.

Место учебного курса «Функциональная грамотность» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение курса Введение в экономику во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы 1 год.    

Рабочая программа ориентирована на УМК:

Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

   Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

   Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Экономика».

Первый уровень результатов – школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень результатов – школьник ценит общественную жизнь, формируются позитивные отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень результатов – школьник самостоятельно действует в общественной жизни, получение опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

  Содержание курса внеурочной деятельности

          Читательская грамотность:

  • понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
  • жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
  •  составление характеристики героев прочитанных произведений;
  • деление текстов на части, составление плана;
  • ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность:

  • нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
  • задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность:

  • деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность:

  • наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Материально – техническое обеспечение курса

- Компьютерная техника.

- Аудиотехника.

- Мультимедийная система.

 Цифровые образовательные ресурсы:

 


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность»

(34 часа, 1 ч. в неделю) 2 класс,  

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

1.

Михаил Пришвин. Беличья память

1

беседа

04.09

2.

Про беличьи запасы

1

диалог

11.09

3.

Беличьи деньги

1

беседа

18.09

4.

Про белочку и погоду

1

игра

25.09

5.

И. Соколов-Микитов.В берлоге

1

диалог

02.10

6

Медвежье потомство

1

игра

09.10

7.

Повреждённые и фальшивые деньги

1

беседа

16.10

8.

Лесные сладкоежки

1

тест

23.10

9.

Лев Толстой. Зайцы

1

беседа

 13.11

10.

Про зайчат и зайчиху

1

дискуссия

20.11

11.

Банковская карта

1

дискуссия

27.11

12.

Про Зайчишку и овощи

1

игра

04.12

13.

Николай Сладков. Весёлая игра

1

дискуссия

11.12

14.

Лисьи забавы

1

диалог

18.12

15.

Безопасность  денег на банковской карте

1

беседа

25.12

16.

Лисьи норы

1

беседа

15.01

17.

Обыкновенные кроты

1

викторина

22.01

18.

Про крота

1

игра

29.01

19.

Про кредиты

1

дискуссия

05.02

20.

Корень – часть растения

1

игра

12.02

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд

1

игра

 19.02

22.

Про ежа

1

викторина

26.02

23.

Про вклады

1

 беседа

04.03

24.

Занимательные особенности яблока

1

дискуссия

11.03

25.

Полевой хомяк

1

тест

18.03

26.

Про полевого  хомяка

1

беседа

27.

Ловушки для денег

1

беседа

28.

Про хомяка и его запасы

1

дискуссия

29.

Про бобров

1

игра

30.

Бобры-строители

1

викторина

31.

Такие  разные деньги

1

беседа

32.

Материал для плотин

1

экскурсия

33.

Позвоночные животные

1

 тест

34.

Встреча друзей

беседа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс

Рабочая      программа      курса      внеурочной      деятельности«Функциональная грамотность...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс

Программа по внеурочной деятельности 1 класс, 1 час в неделю...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» для 4 класса...