Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы логики и алгоритмики. 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы логики и алгоритмики. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._osnovy_logiki_i_algoritmiki.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №  1  от 31.08.2023г.

Руководитель МО ______

Байрамгулова Л.Я.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_от 31.08.2023г.

Руководитель МС ______Выдрина С.Ф.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №543 от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы логики и алгоритмики»

2 класс

на 2023 -2024 учебный год

           Составитель:

                                                                                              Соловьёва Алёна Александровна,

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                   

г. Нижневартовск, 2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Основы логики и алгоритмики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Основы логики и алгоритмики» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.  

Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:

  • развитие алгоритмического и критического мышлений;
  • формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
  • формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:

  • формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения;
  • формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
  • формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач;
  • формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
  • формирование умений и навыков составления простых программ по построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
  • формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»).

Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся.

Место в учебном плане

Программа курса составлена из расчёта 135 учебных часов — по 1 часу в неделю. В 1 классе — 33 часа, во 2—4 классах — по 34 часа.

Срок реализации программы — 4 года.

Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При этом обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.

Содержание курса

2 класс

1. Цифровая грамотность

Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок. Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами. Файлы и папки.

2. Теоретические основы информатики

Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия. Носитель информации. Хранение, передача и обработка как информационные процессы. Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по способу представления. Введение в логику. Объект, имя объектов, свойства объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний. Высказывания с отрицанием.

3. Алгоритмы и программирование

Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального пути.

4. Информационные технологии

Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.

Формы организации занятий и виды деятельности

Форма организации: курс проводится в классе с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.

Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при оформлении некоторых результатов выполнения заданий).

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса

В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты.

Личностные результаты

Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.

Эстетического воспитания:

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • проявление бережного отношения к природе;
  • неприятие действий, приносящих вред природе.

Ценности научного познания:

  • формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные учебные действия:

базовые логические действия:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- оценивать свой вклад в общий результат.

Универсальные регулятивные учебные действия:

самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

2 класс

К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся на-

учится:

1. Цифровая грамотность:

различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;

- иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;

- иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка»).

2. Теоретические основы информатики:

- правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;

- различать органы восприятия информации;

- различать виды информации по способу восприятия;

- использовать понятие «носитель информации»;

- уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;

- уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;

- знать виды информации по способу представления;

- уметь оперировать логическими понятиями;

- оперировать понятием «объект»;

- определять объект по свойствам;

- определять истинность простых высказываний;

- строить простые высказывания с отрицанием.

3. Алгоритмы и программирование:

- определять алгоритм, используя свойства алгоритма;

- использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;

- составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;

- осуществлять работу в среде формального исполнителя.

4. Информационные технологии:

- создавать текстовый документ различными способами;

- набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора;

- знать клавиши редактирования текста;

- создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;

- уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

курса «Функциональная грамотность»

(34 часа, 1 ч. в неделю) 2 класс,  

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

1.

Теория информации

1

Информация и информационные процессы

05.09

2.

Теория информации

1

Информация и информационные процессы

12.09

3.

Теория информации

1

Информация и информационные процессы

19.09

4.

Теория информации

1

Информация и информационные процессы

26.09

5.

Теория информации

1

Информация и информационные процессы

03.10

6

Устройство компьютера

1

Компьютер - универсальное устройство обработки данных

10.10

7.

Устройство компьютера

1

Компьютер - универсальное устройство обработки данных

17.10

8.

Устройство компьютера

1

Программы и данные

24.10

9.

Устройство компьютера

1

Программы и данные

 07.11

10.

Устройство компьютера

1

Программы и данные

14.11

11.

Текстовый редактор

1

Текстовые документы

21.11

12.

Текстовый редактор

1

Текстовые документы

28.11

13.

Текстовый редактор

1

Текстовые документы

05.12

14.

Текстовый редактор

1

Текстовые документы

12.12

15.

Алгоритмы и логика

1

Элементы математической

логики

19.12

16.

Алгоритмы и логика

1

Элементы математической

логики

26.12

17.

Алгоритмы и логика

1

Исполнители и алгоритмы.

Алгоритмические конструкции

09.01

18.

Алгоритмы и логика

1

Исполнители и алгоритмы.

Алгоритмические конструкции

16.01

19.

Алгоритмы и логика

1

Исполнители и алгоритмы.

Алгоритмические конструкции

23.01

20.

Графический редактор

1

Компьютерная графика

30.01

21.

Графический редактор

1

Компьютерная графика

 06.02

22.

Графический редактор

1

Компьютерная графика

13.02

23.

Графический редактор

1

Компьютерная графика

20.02

24.

Графический редактор

1

Компьютерная графика

27.02

25.

Систематизация знаний

1

Систематизация знаний

05.03

26.

Систематизация знаний

1

Систематизация знаний

12.03

27.

Систематизация знаний

1

Систематизация знаний

19.03

28.

Систематизация знаний

1

Систематизация знаний

29.

Резерв

1

Повторение

30.

Резерв

1

Повторение

31.

Резерв

1

Повторение

32.

Резерв

1

Повторение

33.

Резерв

1

Повторение

34.

Резерв

1

Повторение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" разработана на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности С.Гин...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"- 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Мир логики" составлена нат основе авторских программ  С. Гин "Развитие творческогог воображения. Мир фантазии. Мир логики."Программа носит р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс

Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой,  Е. Гоппе  «Финансовая грамотность»....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы логики и конструирования" в 1 классе

Данный курс имеет пропедевтический (подготовительный) характер по отношению к внеурочной деятельности в области «Робототехника», а также таким дисциплинам, как информатика, математика (в с...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы логики и алгоритмики. 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы логики и алгоритмики. 3 класс...