Доклад Развитие логического мышления как способ формирования математической грамотности в начальной школе.
материал (3 класс)

Лебедева Юлия Мансуровна

Развитие логического мышления как способ формирования математической грамотности в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lebedeva_logika.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления как способ формирования математической грамотности в начальной школе.

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей внеурочной работы. В своем классе я провожу кружок «Юным умникам и умницам». Это курс по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста.

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений.

Логика в начальной школе интегрируется в разные предметные области:

Наиболее реальные предпосылки для развития логического мышления дает такая образовательная область как математика.На уроках математики логическое мышление формируется через решение задач, конструирование и анализ последовательностей. Учащиеся учатся распознавать числа и их свойства, работать с геометрическими фигурами и развивают критическое мышление, сравнивая разные подходы к решению задач. 

На уроках окружающего мира логическое мышление проявляется через исследовательскую деятельность. Дети учатся задавать вопросы, формулировать гипотезы и проверять их, что способствует развитию аналитических способностей. Проекты и эксперименты по темам экологии и биологии учат детей системно мыслить и создавать связи между различными явлениями природы.

В изучении языков интеграция логического мышления возможна через задания на анализ текстов, выявление причинно-следственных связей, сравнение персонажей и их поступков. Это не только развивает навыки чтения, но и способствует более глубокому пониманию социальных и культурных аспектов жизни. 

Развивая логическое мышление, ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Такие задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения.

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Большинство профессий в современном мире требуют креативного подхода, активизации творческого начала.

Работая учителем начальных классов, приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения, развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение. Занимаясь с разными категориями обучающихся, перед учителем встаёт задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися.

Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Ведь младший школьный возраст является самым продуктивным в развитии логического мышления. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся.

Для совершенствования мыслительных процессов рационально использовать внеурочную деятельность, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Программа, которую я использую в своей работе составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Чаще всего мы работаем по рабочим тетрадям Ольги Александровны Холодовой «Юным умникам и умницам»

Основными задачами курса является:

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

На слайдах я представила вам задания из рабочих тетрадей и фотографии наших занятий, мы проводим работу не только в тетрадях, но и работаем в парах, работаем в группах, устраиваем «мозговой штурм», проводим викторины, играем в шашки, выполняем проектные работы и защищаем их.

Я думаю, что развивать логическое мышление школьников необходимо не только в начальной школе. На протяжении всего обучения учителя могут использовать различные задания-пятиминутки на развитие логики на своих уроках.

Ведь в результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активизируется. Использование учителем различных форм и методов развития логического мышления на уроках и во внеурочное время -  является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы семинара -практикума для педагогов по теме "Формирование математической грамотности в начальной школе"

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это направление функциональной грамотности, которое тесно взаимосвязано с другими ее направлениями. Сегодня функциональная грамотность – один из главных результатов ...

Приемы формирования математической грамотности в начальной школе

Тема занятия:  «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной   деятельности»   составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-...

Формирование математической грамотности в начальной школе

Математика. Статья. ПрезентацияДля родителей. Статья. Эстетическое воспитание младшего школьника...

Формирование математической грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Под математической грамотностью понимается «спосо...