Формирование математической грамотности в начальной школе
статья
Математика. Статья. Презентация
Для родителей. Статья. Эстетическое воспитание младшего школьника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание младших школьников.
1.1 Сущность эстетического воспитания
Понятие эстетическое воспитание тесно связано с эстетикой, т.е. наука о прекрасном. Значение слова «эстетика» уходит своими корнями в древний греческий язык. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством), исходя из этого, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Все прекрасное в эстетике связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное.
В наше время дети и взрослые очень часто сталкиваются с эстетическими явлениями. Например, в различных сферах: будь то духовная жизнь, повседневный труд, общение с искусством, природой, быт, межличностное общение. Красота помогает стимулировать трудовую активность, делает приятными встречи с близкими людьми и просто доставляет удовольствие. Безобразное же будет нас всегда отталкивать от себя. Трагическое - позволяет проявить сочувствие. А комическое - помогает людям бороться со своими недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности, задачах, целях эстетического воспитания менялись на протяжении долгого времени: со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения были вызваны развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является всё прекрасное. Именно это легло в основу системы эстетического воспитания.
В наше время перед школой стоит одна из важнейших задач эстетического воспитания – развить личность младшего школьника и сформировать ее эстетическую культуру. Описанная проблема была разработана в достаточно доступной и полной форме в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов. Среди таких: Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В литературе есть множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей, а так же средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" есть такое высказывание, что советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.
В кратком словаре по эстетике этот термин формулируется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве".
В этих определениях говорится о том, что эстетическое воспитание учит вырабатывать и совершенствовать в личности способности воспринимать всё прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, а так же правильно понимать и оценивать его.
Рассмотрев вышеизложенные формулировки, мы можем сделать вывод о том, что эти определения не идеальны, имеют свои недостатки. Например, в первом определении не учли созидательную сторону эстетического воспитания, а во втором делают акцент на том, что эстетическое воспитание не ограничивается только созидательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Неординарное понимание сущности эстетического воспитания представляет перед нами различные подходы к его целям. Именно поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания младших школьников на уроках в начальных классах требует особого внимания.
Л.П. Печко что целью эстетического воспитания является активизация способностей творчески трудиться, постоянно усовершенствовать свои результаты труда, как духовного так и физического.
Не смотря на то, что эстетическое воспитание формирует у детей эстетическое отношение к действительности и искусству, оно так же играет особую роль в их всесторонним развитии. Благодаря этому оно помогает расширить познания о мире, обществе и природе, а еще помогает сформировать нравственность у младших школьников.
Стоит отметить, что необходимо проводить с детьми различные творческие занятия, для того чтобы поспособствовать развитию у младших школьников мышления, воображения, воли, дисциплинированности, организованности, настойчивости.
Конечную цель эстетического воспитания мы можем наблюдать у Рукавицына М.М., который утверждает, что гармоничная личность является конечной целью эстетического воспитания, так как включает в себя такие качества как: образованность, высоко нравственность, многогранность, прогрессивность, а так же желание творить и понимать красоту жизни и искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
1.2 Задачи эстетического воспитания.
Цель эстетического воспитания не может рассматриваться без задач. Многие педагоги, выделяют три ведущие задачи:
Во – первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без них не смогут возникнуть склонность, тяга, а также интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
Данная задача говорит нам о том, что необходимо накапливать различный запас впечатлений: звуковых, цветовых и пластических. Педагог должен уметь быстро подбирать предметы и явления по тем параметрам, которые бы отвечали их представлениям о красоте. Благодаря чему будет формироваться эмоционально - чувственный опыт младших школьников. Также необходимы определенные знания о природе, самом себе и о мире художественных ценностей. Г.С. Лабковская говорит, что разносторонность и богатство знаний являются основой для формирования широких интересов, способностей и потребностей, проявляющихся в том, что их обладатель ведет себя как творящая эстетическая личность.
Во – вторых, это развитие способностей художественного и эстетического восприятия и формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств человека, обеспечивают возможность эстетически оценивать значимые предметы и явления, а так же эмоционально переживать и наслаждаться ими.
Сутью этой задачи является то, что дети интересуются, только на общеобразовательном уровне. Например, живопись. Младшие школьники долго не задерживаются около одной картины при просмотре, потому что ничто не вызывает в них изумления и наслаждения совершенством произведения. Они лишь бегло просматривают картину и пытаются запомнить её название, художника, который её написал, а затем переходят к следующей. Б.Т. Лихачев отмечает, что такой вид беглого знакомства с шедеврами искусства исключает – любование, которое является одним из основных элементов эстетического отношения.
Наряду с эстетическим любованием стоит общая способность к глубокому переживанию, ведь оно неразрывно с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.
Можем сделать вывод, что формирование качеств ребенка, позволивших дать ему самостоятельную критическую оценку с учетом возрастных возможностей, любому произведению, высказать суждение по поводу него является одной из составных данной задачи.
В – третьих, это формирование эстетической творческой способности у каждого воспитуемого. Главной целью является воспитание и развитие таких качеств, потребностей и способностей личности, превращающих индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, а так же позволяющих ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Вышеизложенная задача заключает в себя то, что школьники должны не только знать о прекрасном, но и уметь им любоваться и оценивать, а так же активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту только тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные задачи, конечно, не полностью отражают сущность эстетического воспитания.
Помимо вышеизложенных педагогических подходов, так же существуют и психологические. Их суть в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые могут позволить судить о степени эстетической культуры человека и отражают психологическую сущность эстетического воспитания.
В современном мире систематически знакомиться с искусством ребенок может не только дома, но и в школе, так как учителю не составит труда обращать внимание учащегося на эстетические качества жизни и искусства. Благодаря этому, у учащегося постепенно будет развиваться комплекс представлений, которые будут характеризовать его личные предпочтения, симпатии.
Опираясь на вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод о том, что для развития ребенка в эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном планах, нужно решить следующие задачи:
школьнику необходимо овладеть знаниями художественно-эстетической культуры;
необходимо развить способности к художественно - эстетическому творчеству;
развить эстетически психологические качества человека, которые выражены различными психическими аспектами эстетического воспитания.
1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного возраста устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. Ведь это именно тот возраст, который совпадает с обучением ребенка в начальной школе. В этом возрасте происходит продолжение физического и психофизиологического развития, которое дает возможность систематически обучаться ребенку в школе.
Приход ребенка в школу уже является одной из особенностей развития. Ведь здесь ведущая деятельность становится учебной, так как она определяет главные изменения, которые будут происходить в развитии психики у младших школьников. Так как в этом возрасте ребенок очень сильно зависит: от внешнего влияния, от успеваемости в школе, от оценки взрослыми, то он начинает впитывать в себя не только интеллектуальные, но и нравственные знания. Определяющую роль в достижении таких знаний играет учитель, но при этом степень успешности будет зависеть не только от учителя, но и от отношений с учениками.
В таком возрасте младшие школьники определяют для себя главный мотив - избегание неудач, так как в данный возрастной период возрастает стремление детей к новым достижениям.
Эмоционально – оценочное отношение взрослого отвечает за развитие нравственных чувств и индивидуального отношения к правилам, с которыми ребенок знакомится в жизни. Так же социальное пространство расширяется благодаря тому, что школьники большую часть времени проводят в школе, общаясь с учителем и одноклассниками по определенным правилам.
На данном этапе развития учитель становится главным человеком для ребенка. Ведь он помог преодолеть ему первые шаги и трудности, с которыми сталкивается любой школьник в начале образовательного пути. Через учителя дети познают мир, поэтому все привычки, движения, предпочтения и вкусы дети впитывают в себя со своего учителя, начинают стремиться стать такими же.
Эстетическое развитие личности начинает закладываться еще в раннем детстве. Особое внимание нужно обращать на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста для того, чтобы человек вырос духовно богатым.
Еще одной особенностью является изменение, которое происходит в сфере познавательных процессов.
Очень длительный и сложный процесс – это формирование эстетических идеалов у детей. В процессе воспитания идеалы могут претерпевать изменения. На это влияют различные факторы: произведения искусства, товарищи, взрослые, жизненные ситуации и потрясения.
Так же ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом для детей младшего школьного возраста являются: кино, мультипликационные фильмы, детская литература, различные театральные постановки и другое.
У героев сказок, мультфильмов мы находим отражение таких качеств как: добро и зло, справедливость, жестокость, милосердие, лживость, сострадание, сочувствие и множество других. Ребенок, видя все это, становится на сторону добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже можно назвать становлением идеала как части мировоззрения у младших школьников. Важно, конечно, чтобы первые идеальные представления ребенка не остались на уровне вербально-образного выражения. Для этого необходимо постоянно побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении, в действиях и поступках брали пример с любимых героев, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность отражать это в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.
Ощущение красоты природы, находящихся вокруг людей или вещей делает в ребенке особенные эмоционально-психические состояния, возбуждает конкретное внимание к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. С ранешнего возраста дети живут конкретной, крайне эмоциональной жизнью. Крепкие чувственные эмоции на долгое время сберегаются в памяти, зачастую преобразуются в мотивы и стимулы поведения, упрощают процесс выработки убеждений, способностей и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко рассказывается, собственно что "педагогическое внедрение чувственного дела ребенка к миру - один из главных стезей проникания в детское понимание, его расширения, углубления, закрепления, конструирования".
На основе вышесказанного можно сделать вывод, собственно, что особым возрастом для эстетического воспитания, где ключевую роль в жизни подростка играет наставник, считается младший школьный возраст. Воспользовавшись этим, опытные преподаватели готовы не только основать долговечный фундамент эстетически развитой личности, но и при помощи эстетического воспитания заложить истинное миропонимание человека, так как именно в данном возрасте складывается отношение младшего школьника к миру и случается становление сущностных эстетических свойств будущей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».
Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...

Материалы семинара -практикума для педагогов по теме "Формирование математической грамотности в начальной школе"
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это направление функциональной грамотности, которое тесно взаимосвязано с другими ее направлениями. Сегодня функциональная грамотность – один из главных результатов ...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Математическая грамотность в начальной школе
Статья раскрывает теоретичкую основу формирования математической грамотности у учеников начальной школы....

Приемы формирования математической грамотности в начальной школе
Тема занятия: «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной деятельности» составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-...

Доклад Развитие логического мышления как способ формирования математической грамотности в начальной школе.
Развитие логического мышления как способ формирования математической грамотности в начальной школе....

Формирование математической грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Под математической грамотностью понимается «спосо...
