Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
рабочая программа (2 класс)

Программа «Шахматы» — это дополнительное образование, которое направлено на физическое и спортивное развитие детей младшего и среднего школьного возраста.
 
Шахматы — это не просто игра, которая приносит детям радость и удовольствие. Это также эффективный инструмент для развития их умственных способностей.
 
Изучение основ шахматной игры помогает детям научиться ориентироваться на плоскости, развивает аналитическое мышление, учит делать выводы и умозаключения. Также дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать информацию и предвидеть результаты своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа физкультурно-спортивной                                  направленности

 «Шахматы»

                                  Возраст обучающихся: 7-10 лет

                            Срок реализации: 9 месяцев

Составитель: Теблоева Л.С.,

учитель начальных классов

г. Владикавказ, 2024             

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы…        3

Введение…        4

Пояснительная записка        5

Новизна        5

Актуальность        6

Педагогическая целесообразность        7

Цели и задачи        7

Отличительные особенности        9

Возраст обучающихся…        9

Сроки реализации программы        9

Режим занятий…        9

Форма организации занятий…        9

Методы обучения        11

Планируемые результаты……………...........................             11

Формы аттестации…        11

Методические материалы…        12

Материально-техническое оснащение…        13

Кадровое обеспечение…        13

Содержание программы        15

Календарный учебный график…        18

Список литературы…        20

  1. Паспорт программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы».

Автор-составитель программы: Теблоева Лейла Славовна, учитель начальных классов.

Организация- исполнитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ № 28 им. Гагиева А.М. 

Адрес РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. М. Горького, 39.

 тел. 8(8672) 41-11-26

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Социальный статус: обучающиеся г. Владикавказ

Цель программы: развитие творческих способностей, формирование интереса к шахматам, воспитание целеустремлённости к достижению своей цели.

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Вид программы: общеразвивающий

Уровень освоения программы: базовый

Способ освоения содержания образования: креативный

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» имеет физкультурно – спортивную направленность и предполагает обучение шахматной игре детей младшего и среднего школьного возраста. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у учащихся способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В то же время обучение шахматной игре имеет и существенное воспитательное значение. Ребенок через разнообразные доступные методы и приемы работы развивает личностные качества, накапливает опыт практической деятельности, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее. Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

Программный материал рассчитан на 1 год обучения. Возраст обучающихся – 7-10 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Дополнительная общеобразовательная программа «Белая ладья» (шахматы) разработана с учетом

Нормативно-правовая база:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024);

  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);

  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2023 N 1230-р);

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 21.04.2023 № 302);

 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (ред. от 01.01.2021) ;

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

  Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678;

 Приказ «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 22.02.2023 № 197/129;

 План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. //Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;

  Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239 (ред. от 18.09.2021);

    Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года N 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания (с изменениями на 07 июля 2023 года);

      Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 25.10.2018 №371-р «О внедрении целевой модели развития системы дополнительного образования детей Республики Северная Осетия Алания».

  • Устав МБОУ СОШ №28

Актуальность

          Создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества.

Программа        «Шахматы»        базируется        на        современных        требованиях модернизации        системы        образования,        способствует        соблюдению        условий

социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

Классические игры в шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Они положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, начальные формы волевого управления поведением, способствуют формированию абстрактного и логического мышления, накоплению полезных знаний.

Программа по обучению игры в шахматы отвечает психофизиологическим требованиям и возможностям детей младшего и среднего школьного возраста. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на занятиях шахматами является неотъемлемой частью организации образовательного младшего и среднего школьного возраста.

Возраст от 7 до 10 лет наиболее благоприятный для дальнейшего развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, развивается словесно-логическое, закладываются базовые мыслительные способности. Цели и задачи работы педагога – в дальнейшем развитии познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, умения анализировать и прогнозировать. На уроках шахмат в этом возрасте для педагога становится важным воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, самоконтроля. Педагог должен прививать детям умение анализировать результаты своих действий, исправлять ошибки, добиваться положительных изменений.

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» является модифицированной. Программа разработана на основе комплекса пособий: Н.И. Журавлева «Шаг за шагом», Ч.И. Майзелиса «Шахматы», Ю.Авербаха, М.Бейлина  «Путешествие  в  шахматное  королевство»,   Г.М.  Лисицина

«Стратегия и тактика шахмат», И. Бондаревского «Атака на короля», Ю. Авербаха «Что надо знать о эндшпиле», А. Суэтина «Как играть дебют» и публикаций журнала «64 – Шахматное Обозрение».

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей

Новизна программы заключается:

  • в поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • в методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированных методах обучения при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом, данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии;
  • в системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к

каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

Отличительной особенностью программы является использование во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.

Цель программы: развитие творческих способностей, формирование интереса к шахматам, воспитание целеустремлённости к достижению своей цели.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения шахмат, шахматной доской, шахматными фигурами и правилами игры;
  • учить рассуждать, запоминать, сравнивать, обобщать, строить логические цепи, предвидеть результаты своей деятельности;
  • научить учащихся записывать шахматную партию;
  • научить решать шахматные задачи. Развивающие:
  • развивать логику и пространственное мышление;
  • развивать внимание и усидчивость;
  • развивать внимание;
  • формировать характер и волю; Воспитательные:
  • воспитывать положительные качества личности;
  • воспитывать уважение к чужому мнению;
  • воспитать целеустремлённость, честность, порядочность.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 часов.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 20-40 человек. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Для детей, успешно прошедших всю программу и желающих продолжить обучение разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

Дети принимаются без ОВЗ.

Все занятия проводятся по комбинированной форме.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Режим обучения: занятия проводятся по 1 часа, 1 раз в неделю для каждой группы.

Формы и методы проведения занятий: очная, групповая.

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят сообщения по программе «Шахматы». Практические занятия также разнообразны по своей форме – это игровые занятия, турниры, сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению шахматных комбинаций, этюдов,

Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  1. Метод упражнений;
  2.  Игровой метод;  3.Соревновательный;
  1. Метод круговой тренировки.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения данной программой обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

По        окончании        изучения        программного        материала        ожидается,        что обучающиеся будут знать и уметь:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, ставить мат.

                                           УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Темы

Кол-во

часов

В том числе

Формы

аттестации/контроля

теория

практика

1

Первое знакомство с

Шахматным        

 королевством.

Краткий исторический обзор.

1

1

Анкетирование

2

ПРАВИЛА ИГРЫ

13

4

9

Наблюдение

3

ДЕБЮТ

4

4

Наблюдение

4

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

4

4

Наблюдение

5

ЭНДШПИЛЬ

14

3

11

Наблюдение

Всего

36

8

28

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема 1

Первое знакомство с шахматным королевством

Теоретические сведения. Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Чатуранга. Шатрандж. Шахматы в Европе, Азии, России. Современный облик шахмат. Турниры и матчи за шахматную корону. Шахматные разряды и звания. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Тема 2 Шахматная доска.

Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями:

  • Горизонтали
  • Вертикали
  • Диагонали
  • Центр, фланги.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ. (Например: «Диагональ е1 — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. Игра «Почтальон».

ТЕМА 3

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Теоретические сведения. «Тронул – ходи!». Белая и чёрная армия. Названия и расстановка фигур. Правило «Ферзь любит свой цвет».

Практика:

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

                 ТЕМА 4

                  БЛАГОРОДНЫЕ ПЕШКИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ ДОСКИ

Теоретические сведения. «Маленькая, да удаленькая. Всю доску прошла – фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практическая работа. Дидактические игры и задания: «В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры».

                  ТЕМА 5

                 ЛАДЬЯ – ПРЯМОЛИНЕЙНАЯ БЕСХИТРОСТНАЯ

Теоретические сведения. Ход ладьёй. Взятие ладьёй. Где сильнее: на краю, в центре, в углу?

Практическая работа. Дидактические игры и задания: «Один против пешек»,

«Лабиринт»,        «Захват        контрольного        поля»,        «Защита        контрольного поля», «Кратчайший путь». Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

ТЕМ 6 СЛОН

Теоретические сведения. Ход, Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу?

Практическая работа. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

ТЕМА 7 КОНЬ

Теоретические сведения. «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила.   Необычный шаг.

Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол.

Практическая работа. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля"

ТЕМА 8

ЛЁГКАЯ И ТЯЖЁЛАЯ ФИГУРА. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА (КОНЯ)

Теоретические сведения. Лёгкие фигуры – конь и слон. Тяжёлые фигуры – ладья и ферзь. Ладья против коня. Ладья против слона.

Практическая работа. Игра «Ладья против коня». «Ладья против слона»

ТЕМА 9

                  «МОГУЧАЯ ФИГУРА» ФЕРЗЬ

Теоретические сведения. «Лучший нападающий». Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона, коня.

Практическая работа. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".

ТЕМА 10

КОРОЛЬ – САМАЯ ВАЖНАЯ, ГЛАВНАЯ ФИГУРА

Теоретические сведения. Ход короля. И король в поле воин (взятие).

Практическая работа. Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение»,

«Один в поле воин».

ТЕМА 11

СРАВНИТЕЛЬНАЯ        ХАРАКТЕРИСТИКА        И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ  ЦЕННОСТЬ ФИГУР

Теоретические сведения. Ценность фигур (в пешках). Сравнительная сила фигур (сильные и слабые стороны).

Практическая работа. Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны».

ТЕМА 12

ДОСТИЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПЕРЕВЕСА

Теоретические сведения. Способы достижения материального перевеса. Практическая работа. Дидактические игры и задания: «Выигрыш материала», «Защита».

ТЕМА 13

ШАХ. ЗАЩИТА ОТ ШАХА.

Теоретические сведения. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практическая работа. Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". "Дай шах". "Пять шахов". "Защита от шаха". "Первый шах".

ТЕМА 14

МАТ – ЦЕЛЬ ИГРЫ

Теоретические сведения. Что такое мат. Понятие о мате. Мат ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практическая работа. Дидактические игры и задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король».

РАЗДЕЛ

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ ТЕМА 15.1.

МАТ ДВУМЯ ЛАДЬЯМИ (ЛИНЕЙНЫЙ)

Теоретические сведения. Техника матования одинокого короля двумя ладьями. Практическая работа. Упражнения на постановку мата двумя ладьями.

ТЕМА 15.2.

МАТ ЛАДЬЁЙ И ФЕРЗЁМ

Теоретические сведения.Техника матования        одинокого        короля        ладьёй и ферзём.

Практическая работа. Упражнения на постановку мата ладьёй и ферзём.

ТЕМА 15.3.

МАТ ЛАДЬЁЙ И КОРОЛЁМ

Теоретические сведения. Техника матования одинокого короля ладьёй и королём.

Практическая работа. Упражнения на постановку мата ладьёй и королём.

ТЕМА 15.4.

МАТ ФЕРЗЁМ И КОРОЛЁМ

Теоретические сведения.Техника матования одинокого короля ферзём и королём.

Практическая работа. Упражнения на постановку мата ферзём и королём.

ТЕМА16 НИЧЬЯ

Теоретические        сведения.        Варианты        ничьей.        Пат.        Отличие        пата        от мата.

Примеры на пат.

Практическая работа. Дидактическое задание: "Пат или не пат".

ТЕМА 17

РОКИРОВКА

Теоретические сведения. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практическая работа. Дидактическое задание: "Рокировка".

ТЕМА 18

ПРАВИЛО КВАДРАТА

Теоретические сведения. Правило квадрата – проскочит пешка в ферзи или нет? Практическая работа. Дидактическое задание: "Правило квадрата".

ТЕМА 19

КОРОЛЬ И ПЕШКА ПРОТИВ КОРОЛЯ

Теоретические сведения. Способы проведения пешки в ферзи при поддержке короля, если вам противостоит только король соперника.

Практическая работа. Разыгрывание позиций «Король и пешка против короля».

ТЕМА 20

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. НАЧАЛО ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ – ДЕБЮТ.

Теоретические сведения.Три        стадии шахматной партии–дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Особенности каждой стадии.

Практическая работа. Игра всеми фигурами из начального положения

ТЕМА 21

ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ ДЕБЮТА.

Теоретические сведения. Три закона дебюта: наискорейшая мобилизация сил, борьба за центр, пешечная структура.

Практическая работа. Разбор ошибок, сделанных в дебюте, на примере учебных партий. Примеры разыгрывания дебюта.

ТЕМА 22

ЛОВУШКИ В ДЕБЮТЕ.

Теоретические сведения. Знакомство с различными дебютными ловушками и способами защиты от них. Как не попасть в дебютную ловушку.

Практическая работа. Разыгрывание дебютных вариантов, в которых есть ловушки.

ТЕМА 23

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

Практическая работа. Решение шахматных задач на мат в 1 и 2 хода.

ТЕМА 24

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Практическая работа. Игра в шахматы с партнёром или тренером.

ТЕМА 25

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СОРЕВНОВАНИЯ, ТУРНИРЫ.

Практическая работа. Участие в соревнования и турнирах по шахматам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия        включают        организационную, теоретическую        и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; обучающиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером

  • основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

  • процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
  • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.

При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками:

умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.

Метод упражнения.

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные - теоретические;
  • типичные        -        классификация        по        стратегическим        или        тактическим признакам;
  • фрагменты из партий - различное игровое содержание;
  • этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;
  • оперативного мышления;
  • функции внимания;
  • восприятия;
  • оценочной функции.

Формы и методы реализации программы:

практика;

Средства реализации программы:

-тематические планы;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях используются:

1 штука;

6 штук;

ахматных фигур с досками – 6 штук.

      Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо 15 от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Приложения.

  1. Определение понятий "Мат", "Пат", "Ничья".

          «Мат» - когда королю шах и он не может никуда уйти, или закрыться от шаха   какой - либо своей фигурой, или взять фигуру противника, которая дает шах.

          «Пат» - когда королю нет шаха, но ему некуда ходить и не могут ходить   другие шахматные фигуру из его армии        или их вообще нет «Ничья» - бывает теоретическая ничья, когда остаются одни короли или король с легкой фигурой (конь или слон), Пат это тоже ничья.

  1. Описание дидактической игры «Один в поле воин»:

           Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья,   слон, конь или пешка) и 8 – 14 черных фигур. Белая фигура должны побить все фигуры черных. При этот ходит только белая фигуру, а черные – как бы «заколдованы», они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение достигается единственными ходами.

          Это задание с интересом решается детьми обычно за 10 – 50 секунд.

  1. Описание дидактической игры «Кратчайший путь»:

Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья, слон, конь или пешка) и 4– 10 черных фигур, которые изображают мины Белая фигура должны добраться до определенного поля, на котором стоит ракета, избегая заминированные поля и не перепрыгивая их.

Это задание с интересом решается детьми обычно за 5 – 25 секунд.

  1. Одна из типовых задач на мат в один ход Белые; Кр b1, F f6, Lh6, Kd5, п. b2, Черные: Kp g8, Fa6, Lf8, Cc4, п. f7.

Белые начинают и дают мать в один ход. Необходимо найти 5решений.

  1. Одна из типовых задач на использование связки. Белые; Кр b1, Cd2,

Черные: Kp g5, Lf4.

Белые начинают и выигрывают ладью в два хода.

  1. Одна из типовых задач на «спертый мат». Белые; Кр b1,Fe2, Kg5, п. b2,

Черные: Kp g5, Fa5, Lа1, п. g7, h7.

Белые начинают и дают мат в пять ходов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации».
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении и осуществления образовательной        деятельности        по        дополнительным общеобразовательным программам
  4. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  5. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
  6. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
  7. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
  8. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
  9. Мульдияров В.И. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону.:»Феникс», 2009.
  10. Нимцович А.И., Моя система. - М.: Физкультуpа и споpт , 1984 г.
  11. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
  12. Пожарский В.А., Шахматный учебник – Рязань: 1996.
  13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск,1998.
  14. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,1999.
  15. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,2002.
  16. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.
  17. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.
  18. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.
  19. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов IV- II разрядов. Москва, 2007.
  20. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.
  21. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. М.,1986.
  22. Шахматы. Энциклопедический словаpь - М.: Советская энциклопедия, 1990.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М., 2000.
  2. Авербах Ю.Л. Что нужно знать об эндшпиле. – М., ФиС, 1979.
  3. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
  4. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
  5. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.
  6. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
  7. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
  8. Давыдюк        С.И.        Hачинающим        шахматистам.        Упpажнения.        Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
  9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.
  10. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
  11. Конотоп        В.А.,        Конотоп        С.В.,        Тесты        по        тактике        для        начинающих шахматистов. – Краснодар: Кубанькино, 2005.
  12. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
  13. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ- Классик, 2006.
  14. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.
  15. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.
  16. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.

Календарно-учебный график

Год

обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Всего

учебных недель

Кол-во часов

Режим занятий

2024г.-2025г.

01.09.2024

31.05.2025

36

36

13:35-14:15

  

Календарно-тематическое планирование

п/п

Месяц

число

Время проведения занятий

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

13:35-14:15

1

1

Первое знакомство с Шахматным королевством.

Краткий исторический обзор.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

2

13:35-14:15

1

1

1.ПРАВИЛА ИГРЫ

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

3

13:35-14:15

1

1

Шахматная доска и

шахматные фигуры.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

4

13:35-14:15

1

1

Пешки – солдаты шахматной доски

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

5

13:35-14:15

1

1

Плывёт ладья по доске.

Запись ходов.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

6

13:35-14:15

1

1

Слон. Как ходит шахматный

слон.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

7

13:35-14:15

1

1

Скачем на шахматном коне.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

8

13:35-14:15

1

1

Первое знакомство с Шахматным королевством.

Краткий исторический обзор.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

9

13:35-14:15

1

1

«Могучая фигура» Ферзь.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

10

13:35-14:15

1

1

Его величество - король.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

11

13:35-14:15

1

1

Сравнительная характеристика и

относительная ценность

фигур.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

12

13:35-14:15

1

1

Шах. Понятие о шахе.

Защита от шаха.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

13

13:35-14:15

1

1

Мат - цель игры.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

14

13:35-14:15

1

1

Пат (Ничья)

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

15

13:35-14:15

1

1

Шахматная рокировка и всё о ней.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

16

13:35-14:15

1

1

Шахматная нотация. Запись позиции.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

17

13:35-14:15

1

1

2.ДЕБЮТ

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

18

13:35-14:15

1

1

Начало шахматной партии – дебют.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

19

13:35-14:15

1

1

Как записывать шахматную партию.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

20

13:35-14:15

1

1

Правила и законы дебюта.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

21

13:35-14:15

1

1

Ловушки в дебюте.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

22

13:35-14:15

1

1

3. МИТТЕЛЬШПИЛЬ

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

23

13:35-14:15

1

1

Нападение и защита. Выигрыш материала.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

24

13:35-14:15

1

1

Двойной удар

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

25

13:35-14:15

1

1

Связка

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

26

13:35-14:15

1

1

Открытое нападение

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

27

13:35-14:15

1

1

4.ЭНДШПИЛЬ

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

28

13:35-14:15

1

1

Мат двумя ладьями.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

29

13:35-14:15

1

1

Мат ладьёй и ферзём

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

30

13:35-14:15

1

1

Мат ладьёй и королём.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

31

13:35-14:15

1

1

Мат ферзём и королём

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

32

13:35-14:15

1

1

Правило квадрата.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

33

13:35-14:15

1

1

Король и пешка против короля.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

34

13:35-14:15

1

1

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

35

13:35-14:15

1

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

36

13:35-14:15

1

1

Спортивно-массовые мероприятия,

соревнования, турниры.

МБОУ СОШ № 28

Наблюдение

Всего

36

8

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....