ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
материал

1.   Пояснительная записка.

Настоящая целевая модель наставничества школы осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях успешной личной и профессиональной самореализации педагогов в современных условиях.

 

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех  педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов  СОШ.

Создание целевой модели наставничества  позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tselevoy_modeli_nastavnichestva.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2024 год

  1. Пояснительная записка.

Настоящая целевая модель наставничества школы осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях успешной личной и профессиональной самореализации педагогов в современных условиях.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех  педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов  МКОУ школы-интерната.

Создание целевой модели наставничества  позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в

конкретных формах для получения ожидаемыхрезультатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствованиянаставляемого.

Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программынаставничества.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательныхорганизациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и  соображений,  уточнения,  паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником инаставляемым.

Буллинг- проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальныхсетях.

Метакомпетенции- способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательныммаршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и организует стажировки ит.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

  1. Нормативные основы целевой моделинаставничества.

Нормативные правовые акты международного уровня.

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1.
  • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
  • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставленияшколы".

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

  • Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания».
  • Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.

Нормативные правовые акты

  • Устав МКОУ школа-интернат
  • Программа развития МКОУ школа-интернат
  • Положение о педагогическомсовете
  • Положение о школьном методическомсовете

  1. Задачи целевой модели наставничества
  1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
  2. Разработка и реализация программнаставничества.
  3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программенаставничества.
  4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программахнаставничества.
  6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества вшколе.
  7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучшихпрактик.
  8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

4.  Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества (примеры, выберите или добавьте нужные вам)

  1. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочныхипсихологическикомфортныхкоммуникацийнаосновепартнерства.
  2. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытныхспециалистов.
  3. Адаптация учителя в новом педагогическомколлективе.
  4. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков иметакомпетенций.
  5. Рост мотивации к учебе и саморазвитиюучащихся.
  6.         Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иныхвозможностях.
  7.         Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  8.         Снижение        конфликтности        и        развитые        коммуникативных        навыков,        для горизонтального и вертикального социальногодвижения.

  1. Структурауправленияреализациейцелевоймоделинаставничества

Уровниструктуры

Направлениядеятельности.

Управление образования Администрации городского округа Павловский Посад Московской области

Осуществление государственного управления в сфере образования.

Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества;

Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества.

Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества.

Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов

Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д.

Координатор

Формирование базы наставников инаставляемых.

Организация обучения наставников

Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

Контроль проведения программнаставничества.

Участие в оценке вовлеченности в различные формынаставничества.

Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализациимодели.

Мониторинг результатов эффективности реализации целевой моделинаставничества.

Наставники

Реализациянаставническогоцикла.  

  1. Кадровая система реализации целевой модели наставничества

В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные,приобретаетновыйопытиразвиваетновыенавыкиикомпетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного  и  профессионального,  способный  и  готовый  поделиться этим  опытом  и  навыками,  необходимыми  для  поддержки   процессов   самореализации и самосовершенствованиянаставляемого.
  3. Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программынаставничества, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам.

Реализация наставнической программы происходит через работу координатора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы.

  • Формирование базынаставляемых:

  • из числапедагогов:
  • молодыхспециалистов;
  • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящихся в процессе адаптации на новом местеработы;
  • желающими        овладеть        современными        программами,        цифровыми навыками, ИКТ компетенциями ит.д.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости  от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законныхпредставителей).

  1. Этапы реализации целевой модели наставничества в МКОУ школа-интернат

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий        для запуска программы наставничества

  1. Создание благоприятных условий для запускапрограммы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальныхнаставляемых.
  3. Выбор        аудитории для поиска наставников.
  4. Информирование и выбор форм наставничества.
  5. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Формированиебазынаставляемых

  1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.
  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальныхнаставляемых.

Формированная база наставляемых с картой запросов.

Формированиебазынаставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,спортивных,
  • творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков поинтересам,
  • театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);
  • педагогов, заинтересованных        в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющихсоветов,
  • организаторов досуговой деятельности в образовательной организации идругих
  • представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированиюбазы

наставниковизчисла:

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своейшколы;
  • сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовкебудущих
  • кадров (возможно пересечение с выпускниками);
  • успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют
  • потребностьпередатьсвойопыт;
  • представители других  организаций, с которыми есть партнерскиесвязи.

Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучениенаставников

  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретнойпрограммы.
  2. Обучение наставников для работы снаставляемыми.
  1. Заполнены анкеты        в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками.
  2. Собеседование        с наставниками
  3. Программаобучения.

Организация

хода

наставнической

программы

  1. Закрепление        гармоничных        и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так,

чтобы        они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

  1. Работа в каждой паре/группе включает:
  • встречу-знакомство,
  • пробнуюрабочуювстречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекспоследовательныхвстреч,
  • итоговуювстречу.

Мониторинг:

  • сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых        и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершениепрограммынаставничества

  1. Подведение итогов работы каждой пары/группы.
  2. Подведениеитоговпрограммышколы.
  3. Публичное подведение итогов и популяризацияпрактик.
  • Собранылучшиенаставническиепрактики.
  • Поощрениенаставников.

  1. Формы наставничества

Исходя из образовательных потребностей МКОУ школа-интернат выбрана следующая форма наставничества:  учитель – учитель.

8.1  «Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональнойдеятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своейдеятельности.
  4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательнойорганизации.
  5. Ускорить процесс профессионального становленияпедагога.

Результат:

  1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагоговв педагогическую работу и культурную жизнь образовательнойорганизации.
  2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогическогопотенциала.
  3. Улучшение психологического климата в образовательнойорганизации.
  4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой иулучшение психоэмоционального состоянияспециалистов.
  5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательногоучреждения.
  6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефныхнаставляемых классах игруппах.
  7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительскимсообществами.
  8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Наставник

Наставляемый

Молодойспециалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные                успехи (победитель        различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьногосообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными        и коммуникативныминавыками,

хорошоразвитойэмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности        с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся                в процессе        адаптации на        новом        месте работы,                которому необходимо получать представление                о традициях, особенностях, регламенте                                и принципах образовательной организации.

Типынаставников

Педагог, находящийся        в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник -

консультант

Наставник        -

предметник

Создает комфортные условия                для реализации профессиональных качеств,        помогает        с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого                –

педагогичексих        и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную

работу молодого специалиста        или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и        молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическуюподдержкупреподаванияотдельных

дисциплин.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель»

Формывзаимодействия

Цель

«Опытныйпедагог – молодойспециалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков изакрепления на месте

работы.

Руководитель – молодойспециалист»

Приобретение профессиональных навыков в работе с классным

коллективом и закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающийпроблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педагогноватор – консервативныйпедагог»

Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

«Опытныйпредметник – неопытныйпредметник»

Методическая поддержка по конкретному предмету.

Руководитель – молодойспециалист»

Приобретение профессиональных навыков в работе с классным

коллективом и закрепления на месте работы.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»

Этапыреализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Учитель – учитель».

Педагогическийсовет. Методическийсовет.

Проводится отбор наставников из числа активных        и        опытных        педагогов        и

педагогов,        самостоятельно выражающих желание помочьпедагогу.

Анкетирование.        Использование        базынаставников.

Обучениенаставников.

Проводитсяпринеобходимости.

Проводится        отбор        педагогов, испытывающий                профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участиев

программенаставничества.

Анкетирование.        Листы        опроса. Использование базынаставляемых.

Формированиепар, групп.

Послевстреч, обсуждениявопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление        в        профессии.        Творческая

деятельность. Успешнаяадаптация.

Тестирование.        Проведение        мастер        – классов, открытыхуроков.

Рефлексия        реализации        формы

наставничества.

Анализ        эффективности        реализации

программы.

Наставник        получает        уважаемый        и

заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или

методический совете школы.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Наставник

Наставляемый

Молодойспециалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные                успехи (победитель        различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьногосообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными        и коммуникативныминавыками,

хорошоразвитойэмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности        с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся                в процессе        адаптации на        новом        месте работы,                которому необходимо получать представление                о традициях, особенностях, регламенте                                и принципах образовательной организации.

Типынаставников

Педагог, находящийся        в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник -

консультант

Наставник        -

предметник

Создает комфортные условия                для реализации профессиональных качеств,        помогает        с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого                –

педагогичексих        и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную

работу молодого специалиста        или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и        молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическуюподдержкупреподаванияотдельных

дисциплин.

  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программынаставничества

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ееэлементах.

Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс  наставничества,  какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своейдеятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программынаставничества;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательныхрезультатов.

  1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

  1. оценка качества реализуемой программынаставничества;
  2. оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций илииндивидов.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (методанкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личностинаставника;
  • контроль хода программынаставничества;
  • описание        особенностей        взаимодействия        наставника        и        наставляемого        (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программынаставничества;
  • контроль показателей социального и профессиональногоблагополучия.

Оформление результатов.

ПорезультатамопросаврамкахпервогоэтапамониторингабудетпредоставленSWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредствоманкеты.

Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований ктрем формам наставничества. SWOT-анализ проводит координатор программы.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным  в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,  используется  анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

9.2Мониторинг        и оценка влияния программ на всех участников

Этап 2.        

Второй этап мониторинга позволяет оценить:

  • мотивационно-личностный профессиональный рост участников программы наставничества;
  • развитие  метапредметных  навыков и  уровнявовлеченностиобучающихся образовательную деятельность;        
  • качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;        
  • динамику образовательных результатов сучетом эмоционально-личностных, интеллектуальных,     мотивационных     и     социальных чертучастников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно  выдвинуть  предположение  о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый".

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участниковпрограммы.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества измененийв освоении обучающимися образовательныхпрограмм).
  3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".

Задачи мониторинга:

  • научное        и        практическое        обоснование        требований        к        процессу        организации программы наставничества, к личностинаставника;
  • экспериментальное        подтверждение        необходимости        выдвижения        описанных        в целевой модели требований к личностинаставника;
  • определение условий эффективной программынаставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировоквовсеэтапыреализациипрограммывсоответствиисрезультатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемойпрограммы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемойпрограммы.

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести  поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущаяроль.

Мероприятия по популяризации роли наставника:

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьномуровне.
  • Выдвижение        лучших        наставников        на        конкурсы        и        мероприятия        на муниципальном, региональном и федеральномуровнях.
  • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара»,«Наставник+";
  • Награждение школьными грамотами "Лучшийнаставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числаобучающихся.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель наставничества

Модель наставничества в школе...

Модель наставничества в МБОУ Опалиховская СОШ г.Красногорск

Представлена модель развития наставнической деятельности в образовательной организации...

Внедрение целевой модели наставничества

В настоящее время происходит возрождение опыта советских времен, а именно вновь актуализируются практики организации наставничества на производстве, в бизнесе и образовании. Без сомнения, это пе...

приказ о внедрении целевой модели наставничества

приказ "О внедрении целевой модели наставничества."...

Программа целевой модели наставничества

В данном материале представлена программа целевой модели наставничества, которая включает пояснительную записку, нормативные основы, задачи , ожидаемые результаты и др. реализации программы по формам ...

Система работы с целевой моделью наставничество "учитель-учитель"

Презентация раскрывает мероприятия, направленные на реализацию целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 3 г. Шарыпово....