Модель наставничества в МБОУ Опалиховская СОШ г.Красногорск
методическая разработка по логопедии

Новикова Татьяна Александровна

Представлена модель развития наставнической деятельности в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наставничество90.94 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение модели наставничества с применением ИКТ-технологий в МБОУ Опалиховская СОШ

Автор-составитель: Новикова Татьяна Александровна, зам. директора по УВР МБОУ Опалиховская СОШ, учитель-логопед.

МБОУ Опалиховская СОШ – одна из базовых школ г. Красногорск, основанная в 1967г.

Постоянное совершенствование материально-технической базы школы, высококвалифицированный педагогический состав, инновационная деятельность, является прочным фундаментом для реализации высокого потенциала образовательной организации.  В школе реализуется профильное обучение и предпрофильная подготовка обучающихся на основном и среднем уровнях общего образования с включением индивидуальных учебных планов, что отражает необходимые организационно-педагогические условия для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО. Активно применяются дистанционные и электронные формы обучение, что позволяет существенно расширить образовательные горизонты обучающихся.

Сегодня образовательная организация работает в режиме активного развития и творческого поиска, эффективно решает различные общеобразовательные задачи, создает благоприятные условия, для личностного роста и самореализации учащихся и непрерывного роста профессиональных компетенций педагогического состава.

Исходя из требований времени, учителя школы применяют в своей деятельности инновационные образовательные технологии, участвуют в профессиональных конкурсах. Активно развивается направление сетевого взаимодействия образовательной организации с организациями среднего специального и высшего уровней образования.

Данное направление деятельности реализуется на базе экспериментальной площадки научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС по теме: «Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций в условиях введения профессионального стандарта».

 Внедрение системы наставничества в образовательную организацию предполагает установление такой формы партнерских отношений между «учителем-учителем», «студентом-учеником», «учителем-учеником», которая способствует максимальному раскрытию профессиональных и развитию личностных компетенций участников взаимодействия.

Таким образом, наставничество сейчас приобретает новое звучание и новые формы, в том числе с включением дистанционных и электронных форм взаимодействия между участниками образовательных отношений.

 Описание модели наставничества.

Разработка и внедрение модели наставничества в МБОУ Опалиховская СОШ опирается на следующую нормативно-правовую базу:

-Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Национальный проект «Образование»;

-Федеральные  проекты: «Учитель будущего», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. №3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников российской федерации, включая национальную систему учительского роста»;

- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

-Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Термины и определения

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.  

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

 Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Цель внедрения наставничества в воспитательно-образовательное и профессиональное пространство МБОУ Опалиховская СОШ.

Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие личностного и профессионального потенциала наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современных условиях. Создание условий для формирования эффективной системы поддержки и развития профессиональных компетенций педагогического состава образовательной организации, а также самоопределения и профессиональной ориентации учащихся 5-11 классов.

Задачи реализации модели наставничества:

  • улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной сферах;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
  • создание благоприятной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа молодых специалистов, закрепившихся в профессии и в образовательной организации;
  • создание единого информационного пространства на сайте образовательной организации для реализации дистанционных и электронных форм наставничества, создание электронного банка эффективных педагогических технологий.

 Процесс реализации модели наставничества в МБОУ Опалиховская СОШ предполагает разработку ряда документов и издание распорядительных актов:    

  • принятие решения о внедрении модели наставничества на уровне образовательной организации на заседании Педагогического совета;
  • утверждение Плана реализации программы наставничества в образовательной организации;
  • утверждение Положения о наставничестве в образовательной организации;
  • приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации за данное направление работы;  
  • приказ о закреплении наставнических пар (групп).

Одним из ключевых аспектов реализации модели наставничества в нашей образовательной организации -   участие в качестве экспериментальной площадки научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС по теме: «Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций в условиях введения профессионального стандарта». Участие в экспериментальной деятельности под руководством опытных наставников и в сотрудничестве с образовательными организациями из разных регионов страны дает возможность внедрить модель наставничества в образовательный процесс с учетом передовых наработок по данному направлению.

Форма наставничества – это способ реализации модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Каждая из форм взаимодействия предполагает решение определенного круга задач с использованием единой методологии наставничества.

В процессе обсуждения с педагогическим коллективом и куратором экспериментальной площадки модели и формы наставничества в нашей организации, перспектив развития данного направления работы, мы пришли к выводу, что наставничество, как партнерская форма взаимодействия, может стать основой и для реализации требований ФГОС к ранней профилизации и профильной подготовки обучающихся. Реализовать данное направление работы возможно через организацию сетевого взаимодействия преподавателей и студентов последних курсов высшего учебного заведения с учителями и учащимися нашей образовательной организации в рамках углубленного изучения профильных предметов и проектной деятельности.

        Таким образом, в МБОУ Опалиховская СОШ внедряется несколько форм наставничества:

  • «учитель – учитель»,
  • «студент-ученик»,
  • «учитель – ученик».

Форма наставничества «учитель – учитель».

        Предполагает взаимодействие по двум направлениям:

1) молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

2) взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;  

          Возможно рассматривать и другие варианты наставничества внутри формы «учитель – учитель». Они могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:  

 

●        взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

●        взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д).

Цели и задачи по направлению «Молодой специалист - опытный педагог».

         Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.  

Цель и задачи по направлению «педагог-новатор – консервативный педагог».

Целью такой формы наставничества является успешное освоение инновационных педагогических технологий, развитие ИКТ-компетенций, создание профессиональной среды, которая позволяет непрерывно повышать свой профессиональный уровень и осваивать инновационные педагогические технологии.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:

- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

-развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;

- ускорить процесс профессионального становления учителя;

- сформировать школьное сообщество (как часть учительского);

- способствовать получению необходимых в современном образовательном пространстве навыков, которые позволят опытному специалисту чувствовать свою востребованность и через современные педагогические технологии реализовывать свой педагогический опыт.

          Ожидаемые результаты.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов опытных педагогов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.  

 

Среди оцениваемых результатов

●        повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

●        рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;

●        качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классных коллективах;  

●        рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и опытного педагога.

   Форма наставничества «студент – ученик»

 

Форма предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и студента 3-5 курса высшего профессионального учреждения, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Переход от среднего к старшему подростковому возрасту также отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил. Наставничество обучающихся общеобразовательных организаций студентами позволит снизить негативные проявления подросткового кризиса и помочь проявить свои способности, а также определиться с выбором дальнейшей траектории обучения.  

 

Цели и задачи. Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.   Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.  

 

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности школьников среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.  

 

Среди оцениваемых результатов :

●        повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

●        количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов обучающихся;

●        снижение числа социально и профессионально дезориентированных подростков, подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

●        увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

●        увеличение числа студентов, поступающих на охваченные наставнической практикой факультеты и направления.

Форма наставничества «учитель-ученик»

Данная форма наставнической деятельности предполагает формирование культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся, а именно: организация сопровождения учащегося в работе над проектом учителем-наставником.

Под сопровождением проектной и исследовательской деятельности учащихся понимается педагогическая деятельность, в ходе которой педагог-наставник создает условия и предлагает способы для выявления и осмысления учащимся своего познавательного интереса.

Цели и задачи. Целью такой формы наставничества - построение индивидуальной образовательной траектории учащегося, разработки и реализации индивидуальной проектной и исследовательской программы в какой-либо научной или учебной деятельности. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: стимулировании самостоятельной познавательной активности подростков, в формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития научно-исследовательских умений, освоении подростками культуры проектной и исследовательской деятельности, как особых способов, технологий познания и освоения мира и познания самого себя, создание условий для ранней профилизации и профильной подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников является формирование ценностно-смысловых, общекультурных, информационных и коммуникативных ориентиров у наставляемых учащихся, а именно: углубление предметных и межпредметных знаний; повышение мотивации к самообразованию; развитие общеучебных умений и навыков; развитие личностных качеств обучающихся.

2.6 Создание информационного пространства на сайте образовательной организации для реализации дистанционных и электронных форм наставничества, создание электронного банка эффективных педагогических технологий.

На сайте МБОУ Опалиховская СОШ (https://krgora-whiteschool.edumsko.ru/) расположен подраздел «Академическая площадка». В данном подразделе организованы папки по следующим направлениям:

 Для учителей:

1) нормативные документы – в данной папке размещены документы, регламентирующие деятельность академической площадки.

2)  методические рекомендации – в данном разделе размещаются образцы документов, необходимых в ежедневной работе каждого учителя: образец технологической карты урока, образец календарно-тематического планирования, рабочей программы, презентации по заполнению и формированию основной документации учителя, ведению электронного журнала класса и т.п.  Данная папка может быть полезна как для молодых специалистов, так и для учителей с опытом работы.

3) методическая копилка – в данной папке содержится описание педагогических технологий, которые были продемонстрированы учителями на открытых уроках и получили признание коллег, как наиболее эффективные.

4) ссылка на электронную платформу Zoom -  с помощью данной платформы возможно организовать онлайн встречу наставников и наставляемых.

5) новостная лента - данный инструмент позволяет размещать актуальную информацию о мероприятиях, произошедших или планируемых в рамках работы Академической площадки, а также анкеты и опросы для участников образовательных отношений нашей образовательной организации в рамках данного направления деятельности.

Для учащихся:

1) Научное общество учащихся (НОУ) «Шаг в науку» - в данной папке размещена информация об ученическом научном обществе, документы НОУ (положение, план работы, отчеты), мероприятия и достижения ссылка на электронную платформу Zoom -  с помощью данной платформы возможно организовать онлайн встречу наставников и наставляемых.

Таким образом в нашей образовательной организации сформирована модель наставнической деятельности с включением куратора научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, преподавателей высшей школы, опытных и молодых учителей и учащихся основного и среднего уровней образования МБОУ Опалиховская СОШ. На схеме отражены основные участники взаимодействия (Приложение 1).

 Управление учебно-воспитательным процессов через  организацию наставничества в МБОУ Опалиховская СОШ

Приоритетные цели и проекты в организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Внедрение в образовательной организации института наставничества в формате:

- учитель-учитель;

- учитель – ученик;

- студент – ученик.

     2. Создание необходимых условий для реализации наставничества в образовательной организации:

- директор, заместители директора, лучшие учителя осуществляют мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в гуманистическом, обучающем и поддерживающем режиме. Формат- малые группы, взаимопосещение, демонстрация открытых уроков и внеклассных мероприятий, качественный и профессиональный разбор уроков, мониторинг удовлетворенности родителей и учащихся качеством учебного процесса и отношениями с педагогами.

        В анкету (Приложение  2) были включены вопросы, которые можно разбить на несколько критериев, отражающих удовлетворённость образовательным процессом:

  1. Психологический климат в школе – доброжелательность,  вежливость, компетентность работников ОУ.
  2. Удовлетворённость качеством и полнотой предоставляемых образовательных услуг;
  3. Удовлетворённость работой педагогического коллектива;
  4. Удовлетворённость родителей материально-техническим обеспечением организации;
  5. Информированность родителей различными сторонами школьной жизни;
  6. Полнота, достоверность и своевременность предоставления информации о ребёнке;
  7. Удовлетворённость работой по сохранению здоровья обучающихся (качество питания и медицинского обслуживания);
  8. Удовлетворённость работой школы, направленной на занятость школьников во внеурочное время.
  9. Готовность порекомендовать ОУ родственникам и знакомым.

Таким образом, перед школой и родителями стоит задача при конструировании учебно-воспитательной среды школы тщательно изучать реальные проблемные зоны и находить необходимые педагогические решения с привлечением таких инструментов как наставничество и сетевое взаимодействие образовательных организаций, индивидуальная программа развития профессиональных компетенций педагога, активное участие в работе школьных кафедр, активное включение в свою повседневную работу возможности ИКТ-технологий.

Приложение 1

Структура организации наставничества

в МБОУ Опалиховская СОШ г. Красногорск

Московской области в рамках сетевого взаимодействия с ВУЗами

                

Модель включения наставнической деятельности в  организацию учебно-воспитательного процесса в МБОУ Опалиховская СОШ

                

        

        

Приложение 2

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения

Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент, кандидат психологических наук.

В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности. Однако, как утверждают многие исследователи, в качестве мерила эффективности любой деятельности человека можно выделить два универсальных критерия. Это: продуктивность деятельности; удовлетворенность деятельностью ее участников.

Следует заметить, что в науке и в практике большое внимание уделено разработке диагностик продуктивности и крайне мало - созданию методик, позволяющих определить удовлетворенность участников образовательного процесса. В то же время выяснить степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса происходящим в школе не менее важно, чем определить, насколько продуктивна их деятельность.

Под удовлетворенностью чаще всего понимается эмоционально-оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт деятельности, но и то, насколько он доволен или недоволен этим продуктом, удовлетворен или неудовлетворен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели обученности и воспитанности школьников, и наряду с этим учащиеся и педагоги находятся в состоянии дискомфорта, не горят желанием учиться и работать в ней.

  1. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)


Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен; 3 - скорее, согласен; 2 - трудно сказать; 1 - скорее, не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Утверждения
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.


Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.

II. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней.

Процедура проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого учителю следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

4 - совершенно согласен; 3 - скорее, согласен; 2 - трудно сказать; 1 - скорее, не согласен; 0 - совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.
2. Меня устраивает расписание уроков.
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
11. Мне кажется, что администрация школы справедливо оценивает результаты моей работы.
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны руководства школы. 13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические

требования.
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе. 19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.
20. Я доволен размером заработной платы и свое-временностью ее выплаты.

Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагога жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 20). Если коэффициент У равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

- организация труда (утверждения 1-4);

- возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);

- отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);

-отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);
- обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).


Коэффициент удовлетворенности педагога перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью описанных выше вычислительных операций.

III. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы: 4 - совершенно согласен; 3 - скорее, согласен; 2 - трудно сказать; 1 - скорее, не согласен; 0 - совершенно не согласен.
Утверждения
1. Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным. 43210
2. В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно. 43210
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку. 43210
4. Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией школы, в которой учится мой ребенок. 43210
5. В классе, где учится мой ребенок, хороший классный руководитель. 43210
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе моего ребенка. 43210
7. Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 43210
8. Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка. 43210
9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку. 43210
10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок. 43210
11. Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания. 43210
12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка. 43210
13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.
43210
14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка. 43210
15. Школа по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни. 43210

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителя работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Иной вариант методики изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения предложен А.А. Андреевым.

Список литературы:

  1. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  2. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) / Профессиональное образование в России и за рубежом, 2018. - №4
  3. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Модели наставничества и индивидуальные программы развития для персонифицированной поддержки профессионального роста педагога» (09.04.2020 г.)
  4. Журнал «Практика административной работы в школе», 2002- №6;
  5. Научно-практический журнал «Завуч», 2020 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель наставничества

Модель наставничества в школе...

Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.

Взаимодействие наставника и наставляемого в урочной и внеурочной деятельности....

Эссе "Модель наставничества"

Главным помощником учителя-стажёра является наставник. Но идя в ногу со временем, понятно, что функции наставничества ограничены. Поэтому в нашей работе были соединены принципы работы наставника и коу...

Внедрение целевой модели наставничества

В настоящее время происходит возрождение опыта советских времен, а именно вновь актуализируются практики организации наставничества на производстве, в бизнесе и образовании. Без сомнения, это пе...

Модель "Наставничество "ученик - ученик"

Материал о модели наставничества "ученик -ученик"....

приказ о внедрении целевой модели наставничества

приказ "О внедрении целевой модели наставничества."...