Персонализированная программа наставничества
учебно-методический материал
Персонализированная программа наставничества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Персонализированная программа наставничества
на 20___ – 20___ год
Составитель: наставник ФИО
Форма наставничества : «Учитель – учитель»
Ролевая модель: «Молодой педагог – опытный учитель»
г.о. Мытищи, 2020 г.
Персонализированная программа наставничества
(учитель – учитель)
Чистоклетова Ирина Сергеевна –Анохина Анастасия Андреевна
Пояснительная записка
Персонализированная программа наставничества разработана на основе программы развития «МАОУ СОШ № 19».
Наставничество является одной и главных тем в образовании. Оно остаётся одним из важных элементом в адаптации молодых специалистов
Наставничество направлено на создание ситуации успешности работы молодого учителя, способствует развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, формированию индивидуального стиля его деятельности. Оно позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему затруднения
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года. Начало реализации программы наставничества с 27.01.2021 г., срок окончания - 31.05 2023 года.
Цель: успешная адаптация молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессионально среды, позволяющей реализовывать педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Выявить профессиональные затруднения молодого учителя и оказать необходимую помощь в их преодолении.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации;
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.для образовательной организации:
- успешная адаптация молодого специалиста;
- повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательных организациях района.
Параметры реализации программы
Программа « Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- Вхождение в профессиональное образовательное пространство.
- Профессиональное самоопределение.
- Творческая самореализация.
- Проектирование профессиональной карьеры.
- Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Форма наставничества: «учитель–учитель»
- индивидуальное консультирование;
- активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, семинары, практические занятия, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы наставников, тестирование, анкетирование участие в различных очных, прохождение курсов. и др).
Модель взаимодействия: «опытный учитель–молодой специалист».
Виды наставничества:
- традиционное наставничество (наставничество «одиннаодин»);
- ситуационное наставничество.
Режим работы: очный.
Содержание программы
Основные участники программы и их функции.
Наставляемый: Анохина А.А.- молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до З лет.
Наставник для молодого специалиста: Чистоклетова И.С. – учитель высшей категории
Требования, предъявляемые к наставнику:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог — молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Организация контроля и оценки.
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
- администрация школы;
- наставник - участник программы.
Организация наставничества
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:
- адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
- стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Оценка результатов программы и ее эффективности
Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемого, наставника и всей программы в целом будет заместитель директора по УВР Марулина Т. Д.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых.
Формы контактов наставника и наставляемого
Форма | Описание |
Прямое | Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке. |
Опосредованное | Осуществление формального контакта путем советов, рекомендаций. |
Индивидуальное | Закрепление за наставником одного наставляемого. |
Открытое | Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого. |
Скрытое | Наставник незаметно воздействует на наставляемого. |
План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2020 – 2021 г.
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
1. | Обсуждение кандидатур наставников. Составление приказа об организации наставничества. | Сентябрь | Председатель ШМО, администрация |
2 | Знакомство молодых специалистов с должностными инструкциями и приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» «Квалификационные характеристики должностей работников образования» | Сентябрь | Отдел кадров |
3 | Оказание помощи в составлении рабочих программ по предметам и составление плана в закрепленных классах | Сентябрь | Зам. директора по УВР , наставник |
4 | Проведение инструктажа по оформлению электронного журнала, индивидуальных занятий и внеурочной деятельности | Сентябрь | Зам. директора по информационным технологиям, наставник |
5 | Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации», документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов школы | Октябрь | Зам. директора по УВР |
6 | Выбор темы по самообразованию. Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов | Октябрь | Наставник |
7 | Участие в заседании методического объединения Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета | Ноябрь | Председатель ШМО, наставник |
8 | Методика подготовки и проведения промежуточной и итоговой аттестации | Ноябрь | Наставник |
9 | Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету. Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету. Анализ работы за первое полугодие. | Декабрь | Наставник |
10 | Современные образовательные технологии в образовательном процессе | Январь | Председатель ШМО, наставник |
11 | Общие положения портфолио педагога. Структура, содержание и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио. | Февраль | Наставник |
12 | Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). Мероприятия по предмету с учащимися | Март | Председатель ШМО, наставник |
13 | Практикум. « Анализ урока. Виды анализа урока» Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический) | Апрель | Наставник |
14 | Отчет молодого специалиста о проделанной работе. Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого специалиста на следующий учебный год. | Май | Наставник |
15 | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп | В течении года | Педагог-психолог, наставник |
План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2021 – 2022 г.
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Проведение собеседования с наставниками. Обучение наставников. | Сентябрь | Директор, заместитель директора по УВР |
2. | Организация групповой встречи наставников и наставляемых:
| Октябрь | Заместитель директора по УВР , наставник |
3 | Беседы с молодым педагогом по результатам первого модуля. Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий наставником. | Ноябрь | Наставник |
4. | Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий наставником. | Декабрь | Наставник |
3 | Проведение рабочей встречи наставника и наставляемого: «Самоанализ урока», «Организация индивидуальной работы с обучающимися». Наблюдение уроков ( взаимопесещение), внеклассных и воспитательных мероприятий. | Январь | Наставник, наставляемый |
4 | Взаимопосещение уроков и встреча наставников, наставляемых: «Самообразование педагога». | Февраль | Наставник наставляемый |
5 | Взаимопосещение уроков, встреча наставника и наставляемого: беседа «Участие молодого учителя в анализе уроков». | Март | Наставник, наставляемый , заместитель директора по УВР |
6. | Встреча наставника и наставляемого: Подготовка к годовым контрольным работам. Составление итоговых тестов для проверки. | Апрель | Наставник, наставляемый |
7 |
| Май-июнь | Директор, заместитель директора по УВР, наставник , наставляемый |
План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2022 – 2023 г.
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | Сентябрь- октябрь | Наставник, наставляемый |
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития | |||
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей | |||
2 | Консультации по КТП в Соответствии с обновлённым ФГОС и ФОП НОО | Сентябрь | Наставник, наставляемый |
Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации | Зам. директора по информационным технологиям, наставник | ||
Изучение нормативных документов (Кодекса этики, правил внутреннего трудового распорядка и т.д.) Изучение нормативных документов в области образования | Зам. директора по УВР, наставник | ||
Консультации по подбору методической литературы Включение в деятельность ШМО | В течении года | Председатель ШМО, наставник | |
Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ и самоанализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению Эффективности уроков. | Наставник | ||
3 | Беседы « Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с обновлённым ФГОС и ФОП НОО» | Октябрь | Наставник |
Беседа «Психофизиологические особенности детей начального школьного возраста» Методические рекомендации «Молодой педагог - классный руководитель» | Октябрь | Наставник | |
4. | Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при их проведении. Беседа «Как удержать внимание обучающихся на уроках». Рекомендации молодому учителю «Как организовать дисциплину в классе?» | Ноябрь | Наставник |
5 | Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков. Беседа «Контроль на уроках в начальной школе» | Декабрь | Наставник |
6. | Изучены возможности применения верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предметов начальной школы. | Январь | Зам. директора по информационным технологиям, наставник |
7. | Изучение вопросы организации проектной деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности. Беседа «Внеурочная деятельность обучающихся и применение проектной деятельности» | Февраль | Наставник |
8. | Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д | В течении года | Наставник |
9 | Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | В течении года | Зам. директора по УВР, наставник |
10 | Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности | Март | Зам. директора по УВР, наставник |
11 | Включение в деятельность педагогических сообществ. Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога» Советы «Как быть успешным педагогом» | Апрель | Зам. директора по УВР, наставник |
12 | Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью. Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости). | Май | Зам. директора по УВР, наставник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Персонализированная программа наставничества поможет составить план работы в школе учителям-наставникам с молодыми педагогами. Данный материал содержит уже разработанную и проверенную на практике прог...
Персонализированная программа наставничества с молодым специалистом
Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – восп...






