Персонализированная программа наставничества
учебно-методический материал

Чистоклетова Ирина Сергеевна

Персонализированная программа наставничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл personalizirovannaya_programma_nastavnichestva_.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

Персонализированная программа наставничества

                                         на 20___ – 20___ год

                                      Составитель: наставник ФИО

                             Форма наставничества : «Учитель – учитель»

                               Ролевая модель: «Молодой педагог – опытный учитель»

г.о. Мытищи, 2020 г.


Персонализированная программа наставничества

(учитель – учитель)

Чистоклетова Ирина Сергеевна –Анохина Анастасия Андреевна

Пояснительная записка

Персонализированная программа наставничества разработана на основе программы развития «МАОУ СОШ № 19».

Наставничество является одной и главных тем в образовании. Оно остаётся одним из важных элементом в адаптации молодых специалистов

Наставничество направлено на создание ситуации успешности работы молодого учителя, способствует развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, формированию индивидуального стиля его деятельности. Оно позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему затруднения

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 3 года. Начало реализации программы наставничества с 27.01.2021 г., срок окончания - 31.05 2023 года.

Цель: успешная адаптация молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессионально среды, позволяющей реализовывать педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Выявить профессиональные затруднения молодого учителя и оказать необходимую помощь в их преодолении.
  3. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
  4. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  5. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  6. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
  7. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
  8. Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  9. Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.

Ожидаемые результаты для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации;
  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.для образовательной организации:
  • успешная адаптация молодого специалиста;
  • повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательных организациях района.

Параметры реализации программы

Программа « Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство.
  2. Профессиональное самоопределение.
  3. Творческая самореализация.
  4. Проектирование профессиональной карьеры.
  5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Форма наставничества: «учитель–учитель»

  • индивидуальное консультирование;
  • активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, семинары, практические занятия, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы наставников, тестирование, анкетирование участие в различных очных, прохождение курсов. и др).

Модель взаимодействия: «опытный учитель–молодой специалист».

Виды наставничества:

  • традиционное наставничество (наставничество «одиннаодин»);
  • ситуационное наставничество.

Режим работы: очный.


  1. Содержание программы

Основные участники программы и их функции.

Наставляемый: Анохина А.А.- молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до З лет.

Наставник для молодого специалиста: Чистоклетова И.С. – учитель высшей категории

Требования, предъявляемые к наставнику:

  •  знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
  •  изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  •  знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  •  вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  •  контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  •  оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  •  личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  •  участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  •  подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

  •  изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  •  выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  •  постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  •  учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  •  совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  •  периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог — молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Организация контроля и оценки.

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

  •  администрация школы;
  •  наставник - участник программы.
  1. Организация наставничества

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

  •  адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
  •  стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
  •  преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
  1. Оценка результатов программы и ее эффективности

Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемого, наставника и всей программы в целом будет заместитель директора по УВР Марулина Т. Д.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых.

Формы контактов наставника и наставляемого

Форма

Описание

Прямое

Непосредственный         контакт         с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке.

Опосредованное

Осуществление формального контакта путем советов, рекомендаций.

Индивидуальное

Закрепление         за         наставником         одного наставляемого.

Открытое

Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого.

Скрытое

Наставник         незаметно         воздействует         на наставляемого.

План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2020 – 2021 г.

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1.

Обсуждение кандидатур наставников. Составление приказа об организации наставничества.

Сентябрь

Председатель ШМО, администрация

2

Знакомство молодых специалистов с должностными инструкциями и приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Сентябрь

Отдел кадров

3

Оказание помощи в составлении рабочих программ по предметам и составление плана в закрепленных классах

Сентябрь

Зам. директора по УВР , наставник

4

Проведение инструктажа по оформлению электронного журнала, индивидуальных занятий и внеурочной деятельности

Сентябрь

Зам. директора по информационным технологиям, наставник

5

Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации», документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов школы

Октябрь

Зам. директора по УВР

6

Выбор темы по самообразованию. Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов

Октябрь

Наставник

7

Участие в заседании методического объединения

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

Ноябрь

Председатель ШМО, наставник

8

Методика подготовки и проведения промежуточной и итоговой аттестации

Ноябрь

Наставник

9

Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету.

Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету.

Анализ работы за первое полугодие.

Декабрь

Наставник

10

Современные образовательные технологии в образовательном процессе

Январь

Председатель ШМО, наставник

11

Общие положения портфолио педагога. Структура, содержание и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио.

Февраль

Наставник

12

Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования).

Мероприятия по предмету с учащимися

Март

Председатель ШМО, наставник

13

Практикум. « Анализ урока. Виды анализа урока»

Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический)

Апрель

Наставник

14

Отчет молодого специалиста о проделанной работе.

Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого специалиста на следующий учебный год.

Май

Наставник

15

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

В течении года

Педагог-психолог, наставник

План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2021 – 2022 г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Проведение собеседования с наставниками. Обучение наставников.

Сентябрь

Директор,

заместитель директора по УВР

2.

Организация групповой встречи наставников и наставляемых:

  • Изучение нормативно правовой базы школы, дорожной карты внедрения целевой модели наставничества.
  • Требования к оформлению школьной документации.
  • Проведение организационной встречи наставника и наставляемого.
  • Составление плана работы молодого специалиста

Октябрь

Заместитель директора по УВР , наставник

3

Беседы с молодым педагогом по результатам первого модуля. Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий наставником.

Ноябрь

Наставник

4.

Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий наставником.

Декабрь

Наставник

3

Проведение рабочей встречи наставника и наставляемого:

«Самоанализ урока», «Организация индивидуальной работы с обучающимися».

Наблюдение уроков ( взаимопесещение), внеклассных и воспитательных мероприятий.

Январь

Наставник, наставляемый

4

Взаимопосещение уроков         и встреча наставников, наставляемых:

«Самообразование педагога».

Февраль

Наставник наставляемый

5

Взаимопосещение уроков, встреча наставника и наставляемого: беседа «Участие молодого учителя в анализе уроков».

Март

Наставник,

наставляемый ,

заместитель директора по УВР

6.

Встреча наставника         и наставляемого: Подготовка к годовым контрольным работам.

Составление итоговых тестов для проверки.

Апрель

Наставник,

наставляемый

7

  1. Взаимопосещение уроков.
  2. Участие молодого специалиста в заседании ШМО «Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе».
  3. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
  4. Проведение групповой заключительной встречи всех пар наставников и наставляемых

Май-июнь

Директор,

заместитель директора по УВР,

наставник ,

наставляемый

План работы учитель - наставника с молодым специалистом на 2022 – 2023 г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1

Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

Сентябрь- октябрь

Наставник, наставляемый

Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития

Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей

2

Консультации по КТП в Соответствии с обновлённым ФГОС и ФОП НОО

Сентябрь

Наставник, наставляемый

Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации

Зам. директора по информационным технологиям, наставник

Изучение нормативных документов (Кодекса этики, правил внутреннего трудового распорядка и т.д.)

Изучение нормативных документов в области образования

Зам. директора по УВР, наставник

Консультации по подбору методической литературы

Включение в деятельность ШМО

В течении года

Председатель ШМО, наставник

Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ и самоанализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению Эффективности уроков.

Наставник

3

Беседы « Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с обновлённым ФГОС и ФОП НОО»

Октябрь

Наставник

Беседа «Психофизиологические особенности детей начального школьного возраста»

Методические рекомендации «Молодой педагог - классный руководитель»

Октябрь

Наставник

4.

Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при их проведении. Беседа «Как удержать внимание обучающихся на уроках».

Рекомендации молодому учителю «Как организовать дисциплину в классе?»

Ноябрь

Наставник

5

Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков. Беседа «Контроль на уроках в начальной школе»

Декабрь

Наставник

6.

Изучены возможности применения верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предметов начальной школы.

Январь

Зам. директора по информационным технологиям, наставник

7.

Изучение вопросы организации проектной

деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности. Беседа «Внеурочная деятельность обучающихся и применение проектной деятельности»

Февраль

Наставник

8.

Посещение уроков опытных

педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д

В течении года

Наставник

9

Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности

В течении года

 Зам. директора по УВР, наставник

10

Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности

Март

Зам. директора по УВР, наставник

11

Включение в деятельность педагогических сообществ. Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога»

Советы «Как быть успешным педагогом»

Апрель

Зам. директора по УВР, наставник

12

Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью.

Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости).

Май

Зам. директора по УВР, наставник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Персонализированная программа наставничества поможет составить план работы в школе учителям-наставникам с молодыми педагогами. Данный материал содержит уже разработанную и проверенную на практике прог...

Персонализированная программа наставничества с молодым специалистом

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – восп...