Индивидуализация учебной деятельности младших школьников в процессе обучения
методическая разработка (4 класс)
Учёт всех индивидуальных особенностей детей невозможен. Во внимание принимаются лишь те их черты, которые оказываются наиболее значимыми в процессе обучения.
В педагогической науке индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при деятельности, как средство формирования познавательного интереса. которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способностей к учению. В процессе обучения индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей, обучающихся во всех его формах и методах.
Очень важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. Таким образом, индивидуальный подход учителя к младшим школьникам – эффективное средство в формировании познавательных интересов в учебной деятельности.
В ходе работы мною разработаны и применены меры для облегчения учебной деятельности учеников, для поддержания у них познавательного интереса. По отношению к учащимся с различными типами нервной системы я подхожу индивидуально.
Детей со слабой нервной системой никогда не ставлю в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. По отношению к ним соблюдаю следующие правила:
- предоставляю достаточное время на обдумывание вопроса; опрос провожу в начале урока;
- не требую отвечать новый, только что усвоенный материал;
- путём правильной тактики опросов и поощрений формирую уверенность в своих силах; обязательно поощряю за старание, даже если результат далёк от желаемого;
- осторожно оцениваю неудачи этих учеников, так как они сами болезненно относятся к ним;
- в минимальной степени стараюсь отвлекать от работы; создаю спокойную обстановку;
- учу переживать неудачи;
- стараюсь вовлекать детей в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
Из наблюдений можно сделать вывод, что деятельность таких детей, согретая радостью познания, достижений, становится успешной, творческой. Следовательно, всё это укрепляет их познавательные интересы в учебной деятельности.
По отношению к детям с сильной нервной системой применяю другую тактику.
В ходе работы я выявила, что если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, то она вызывает истощение умственных сил у учащихся, у них исчезает интерес. Ученикам с сильной нервной системой разрешаю непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Например, с целью разнообразить их деятельность, при выполнении однотипных заданий направляю их на поиск других способов работы, чередую задания разных типов.
Мною выявлено, что в целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато усвоение учебного материала часто требует от них перестройки привычных способов работы. Они не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения. Учебный материал усваивают поверхностно и бессистемно, не замечая важных деталей. Они не склонны к повторению материала.
На этих учеников обращаю особое внимание в ситуации, когда нужно было выполнить какие-либо поэтапные действия, контролирую выполнение ими требований постепенности, последовательности. Этих учеников я не только контролирую, но и побуждаю к самоконтролю.
Индивидуально подхожу и к подвижным и к инертным детям, так как определённые трудности в учении влекут за собой потерю познавательного интереса и активности.
На занятиях при работе с инертными учениками:
- не требую от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно;
- учитываю, что они могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них отказываются выполнять задания;
- не требую быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;
- не спрашиваю их в начале урока;
- в момент выполнения заданий не отвлекаю их;
- избегаю ситуаций, когда нужно было получить быстрый ответ;
- не требую отвечать только что усвоенный материал.
В ходе наблюдения я обнаружила, что ученики с подвижной нервной системой ведут себя иначе, чем с инертной. Они с большой охотой участвуют в работе, имеющей разнообразное содержание, успешно работают в высоком темпе, быстро переключают внимание на новый вид деятельности. В ходе работы мною выявлено, что, несмотря на явные преимущества, они также испытывают специфические трудности. У этих детей происходит быстрая утрата интереса к повторяющимся заданиям, и если нет помощи от учителя, то они начинают отвлекаться. Эти дети нуждаются в постоянном руководстве и контроле учителя. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида к другому – вот те ситуации, которые предлагаю детям с подвижной нервной системой.
Таким образом, мною исследованы особенности учебной деятельности детей, различающихся по характеристикам силы и подвижности нервной системы, индивидуальный учёт которых помогает развивать и укреплять познавательные интересы младших школьников в учёбе, повышая эффективность обучения.
Во-первых, изучив индивидуальные особенности ученика, учитель имеет представление, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием; насколько уверен в себе, как переживает неудачу; быстро и прочно усваивает учебный материал. Знать эти качества детей – значит сделать важный шаг к организации его продуктивной работы; развитию познавательных интересов.
Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель сам более эффективно трудиться.
Можно сделать вывод, что индивидуальный подход является одним из принципов обучения. В работе я ориентируюсь на индивидуально-типологические особенности детей. Включаю в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения, индивидуальный подход, в качестве средства формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности, проявляется в выборе методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ.
В процессе работы стараюсь создавать такие условия, которые позволяют каждому ученику раскрыться во всей полноте его неповторимых задатков и способностей. Считаю, что индивидуальный подход – важное средство формирования познавательных интересов.
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.
Успех формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности во многом определяется тем, насколько педагоги учитывают индивидуальные различия детей. Возможно ли, используя современные методы, решить проблемы школы, связанные с неуспеваемостью, нежеланием многих детей учиться? Для этого необходимо поставить в центр процесса обучения ребёнка с его интересами, способностями. Так как педагог учит конкретного ученика с его характером, с его специфическими природными качествами, условиями жизни.
В процессе обучения обычно индивидуализацию понимают как учёт индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Конечно же, невозможно принять во внимание все индивидуальные особенности детей. Учитываются лишь те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения.
Конечно, учитель может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием обучающихся, и, давать каждой группе задания разной трудности. Но, такое качество, как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Те учителя, которые ориентируются лишь только на умственное развитие и личностные черты ребёнка, должны помнить о том, что эти индивидуальные особенности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью.
Важный способ индивидуализации – это помощь обучающемуся в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
Индивидуальный стиль учебной деятельности я помогаю вырабатывать своим ученикам, основываясь на их типологические свойства. Провожу индивидуальные беседы с детьми, групповые и индивидуальные консультации для их родителей, составляю характеристики на детей. До каждого родителя довожу сведения об индивидуально – типологических свойствах его ребёнка. Работа с родителями направлена на разъяснение им важной роли выработки индивидуального стиля учебной деятельности их детей. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в поиске их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям.
На любом возрастном этапе человек старается создавать те модели своего поведения, которые приносят желаемый результат, и, наоборот стремиться избавиться от неэффективных моделей. Индивидуальный опыт ребёнка достоин уважения. Ошибкой взрослых является то, что они часто проецируют на детей свои личные особенности и ждут ответных реакций, формирования моделей поведения, похожих на их собственные.
Таким образом, стремление не считаться со стойкими индивидуальными особенностями, учить всех одинаково, влечёт за собой потерю познавательных интересов в учебной деятельности.
Я считаю, если учитель ищет оптимальный метод преподавания, пытается научить детей эффективным учебным приёмам, то он не формирует у них индивидуальный стиль учебной деятельности. Ведь никто и ничто не может приспособить ребёнка к жизни лучше, чем он сам.
Я придаю большое значение в обучении собственной активности ученика. Считаю, что обучение достигает своей цели – развития ребёнка, если умело направлена его собственная деятельность.
В моём распоряжении не только различные методы обучения, та или иная организация учебного процесса. В ходе своей работы я разъясняю детям, в чём состоят преимущества их индивидуальных особенностей, а в чём недостатки. С одной стороны, это позволяет направить усилия самих школьников на закрепление положительных для данной деятельности проявлений, с другой стороны – на преодоление или компенсацию нежелательных. Таким образом, складывается индивидуальный стиль учебной деятельности, являющийся важным способом индивидуализации, способствующий формированию познавательного интереса у обучающихся.
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация учебной деятельности младших школьников
в процессе обучения
Учёт всех индивидуальных особенностей детей невозможен. Во внимание принимаются лишь те их черты, которые оказываются наиболее значимыми в процессе обучения.
В педагогической науке индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при деятельности, как средство формирования познавательного интереса. которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способностей к учению. В процессе обучения индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей, обучающихся во всех его формах и методах.
Очень важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. Таким образом, индивидуальный подход учителя к младшим школьникам – эффективное средство в формировании познавательных интересов в учебной деятельности.
В ходе работы мною разработаны и применены меры для облегчения учебной деятельности учеников, для поддержания у них познавательного интереса. По отношению к учащимся с различными типами нервной системы я подхожу индивидуально.
Детей со слабой нервной системой никогда не ставлю в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. По отношению к ним соблюдаю следующие правила:
- предоставляю достаточное время на обдумывание вопроса; опрос провожу в начале урока;
- не требую отвечать новый, только что усвоенный материал;
- путём правильной тактики опросов и поощрений формирую уверенность в своих силах; обязательно поощряю за старание, даже если результат далёк от желаемого;
- осторожно оцениваю неудачи этих учеников, так как они сами болезненно относятся к ним;
- в минимальной степени стараюсь отвлекать от работы; создаю спокойную обстановку;
- учу переживать неудачи;
- стараюсь вовлекать детей в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
Из наблюдений можно сделать вывод, что деятельность таких детей, согретая радостью познания, достижений, становится успешной, творческой. Следовательно, всё это укрепляет их познавательные интересы в учебной деятельности.
По отношению к детям с сильной нервной системой применяю другую тактику.
В ходе работы я выявила, что если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, то она вызывает истощение умственных сил у учащихся, у них исчезает интерес. Ученикам с сильной нервной системой разрешаю непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Например, с целью разнообразить их деятельность, при выполнении однотипных заданий направляю их на поиск других способов работы, чередую задания разных типов.
Мною выявлено, что в целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато усвоение учебного материала часто требует от них перестройки привычных способов работы. Они не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения. Учебный материал усваивают поверхностно и бессистемно, не замечая важных деталей. Они не склонны к повторению материала.
На этих учеников обращаю особое внимание в ситуации, когда нужно было выполнить какие-либо поэтапные действия, контролирую выполнение ими требований постепенности, последовательности. Этих учеников я не только контролирую, но и побуждаю к самоконтролю.
Индивидуально подхожу и к подвижным и к инертным детям, так как определённые трудности в учении влекут за собой потерю познавательного интереса и активности.
На занятиях при работе с инертными учениками:
- не требую от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно;
- учитываю, что они могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них отказываются выполнять задания;
- не требую быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;
- не спрашиваю их в начале урока;
- в момент выполнения заданий не отвлекаю их;
- избегаю ситуаций, когда нужно было получить быстрый ответ;
- не требую отвечать только что усвоенный материал.
В ходе наблюдения я обнаружила, что ученики с подвижной нервной системой ведут себя иначе, чем с инертной. Они с большой охотой участвуют в работе, имеющей разнообразное содержание, успешно работают в высоком темпе, быстро переключают внимание на новый вид деятельности. В ходе работы мною выявлено, что, несмотря на явные преимущества, они также испытывают специфические трудности. У этих детей происходит быстрая утрата интереса к повторяющимся заданиям, и если нет помощи от учителя, то они начинают отвлекаться. Эти дети нуждаются в постоянном руководстве и контроле учителя. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида к другому – вот те ситуации, которые предлагаю детям с подвижной нервной системой.
Таким образом, мною исследованы особенности учебной деятельности детей, различающихся по характеристикам силы и подвижности нервной системы, индивидуальный учёт которых помогает развивать и укреплять познавательные интересы младших школьников в учёбе, повышая эффективность обучения.
Во-первых, изучив индивидуальные особенности ученика, учитель имеет представление, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием; насколько уверен в себе, как переживает неудачу; быстро и прочно усваивает учебный материал. Знать эти качества детей – значит сделать важный шаг к организации его продуктивной работы; развитию познавательных интересов.
Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель сам более эффективно трудиться.
Можно сделать вывод, что индивидуальный подход является одним из принципов обучения. В работе я ориентируюсь на индивидуально-типологические особенности детей. Включаю в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения, индивидуальный подход, в качестве средства формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности, проявляется в выборе методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ.
В процессе работы стараюсь создавать такие условия, которые позволяют каждому ученику раскрыться во всей полноте его неповторимых задатков и способностей. Считаю, что индивидуальный подход – важное средство формирования познавательных интересов.
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.
Успех формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности во многом определяется тем, насколько педагоги учитывают индивидуальные различия детей. Возможно ли, используя современные методы, решить проблемы школы, связанные с неуспеваемостью, нежеланием многих детей учиться? Для этого необходимо поставить в центр процесса обучения ребёнка с его интересами, способностями. Так как педагог учит конкретного ученика с его характером, с его специфическими природными качествами, условиями жизни.
В процессе обучения обычно индивидуализацию понимают как учёт индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Конечно же, невозможно принять во внимание все индивидуальные особенности детей. Учитываются лишь те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения.
Конечно, учитель может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием обучающихся, и, давать каждой группе задания разной трудности. Но, такое качество, как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Те учителя, которые ориентируются лишь только на умственное развитие и личностные черты ребёнка, должны помнить о том, что эти индивидуальные особенности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью.
Важный способ индивидуализации – это помощь обучающемуся в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
Индивидуальный стиль учебной деятельности я помогаю вырабатывать своим ученикам, основываясь на их типологические свойства. Провожу индивидуальные беседы с детьми, групповые и индивидуальные консультации для их родителей, составляю характеристики на детей. До каждого родителя довожу сведения об индивидуально – типологических свойствах его ребёнка. Работа с родителями направлена на разъяснение им важной роли выработки индивидуального стиля учебной деятельности их детей. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в поиске их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям.
На любом возрастном этапе человек старается создавать те модели своего поведения, которые приносят желаемый результат, и, наоборот стремиться избавиться от неэффективных моделей. Индивидуальный опыт ребёнка достоин уважения. Ошибкой взрослых является то, что они часто проецируют на детей свои личные особенности и ждут ответных реакций, формирования моделей поведения, похожих на их собственные.
Таким образом, стремление не считаться со стойкими индивидуальными особенностями, учить всех одинаково, влечёт за собой потерю познавательных интересов в учебной деятельности.
Я считаю, если учитель ищет оптимальный метод преподавания, пытается научить детей эффективным учебным приёмам, то он не формирует у них индивидуальный стиль учебной деятельности. Ведь никто и ничто не может приспособить ребёнка к жизни лучше, чем он сам.
Я придаю большое значение в обучении собственной активности ученика. Считаю, что обучение достигает своей цели – развития ребёнка, если умело направлена его собственная деятельность.
В моём распоряжении не только различные методы обучения, та или иная организация учебного процесса. В ходе своей работы я разъясняю детям, в чём состоят преимущества их индивидуальных особенностей, а в чём недостатки. С одной стороны, это позволяет направить усилия самих школьников на закрепление положительных для данной деятельности проявлений, с другой стороны – на преодоление или компенсацию нежелательных. Таким образом, складывается индивидуальный стиль учебной деятельности, являющийся важным способом индивидуализации, способствующий формированию познавательного интереса у обучающихся.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...

"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"
Организация коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке.
Тема:"Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке".Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается ...

Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100
Тема: Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...