Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектируем и исследуем"
рабочая программа

Анна Владимировна Зубкова

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1- 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_proektiruy_i_issleduy_2.docx713.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 "Танзыбейская   школа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2023 / 2024 учебный год

                              Предмет: Внеурочная деятельность " Проектируем  и исследуем

                               Класс: 1-4

                               

                                                   

п.Танзыбей, 2023г

Пояснительная записка

                                                                             

Рабочая программа курса «Проектируем  и исследуем» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;
  • методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189»Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 ссылками СП 2.4.3648-20  и СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место «Проектируем  и исследуем» в учебном плане.

На проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности " Проектируем  и исследуем "

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Данная программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  • мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») исследовательской деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит, посредством  познавательной деятельности.

Содержание программы

1 класс

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно- исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Первоклассники принимают участие в качестве зрителей в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых- четвертых классов.

Содержание занятий

Тренинг развития исследовательских способностей

1.Давайте познакомимся. Что такое проблема?

Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Как собирать материал? Твои помощники.

Повторение. Давайте вспомним. Проблема. Решение проблемы.

2. Что такое исследование? Методы исследования.

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

3. Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

4. Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.

5. Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

6. Учимся делать умозаключения и выводы.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

7. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».

8. Как делать схемы?

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

9. Как работать с книгой?

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

10. Что такое парадоксы?

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

11. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

12. Как планировать исследования и проекты.

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

13. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Самостоятельная исследовательская практика

1. Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

2. Экспресс-исследование.

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два - три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

3. Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.

С краткими сообщениями выступают только желающие.

4. Экскурсия-исследование.

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

5. Мини-конференция по итогам экскурсии.

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

6. Коллективная игра-исследование.

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

7. Экспресс(исследование «Какие коллекции собирают люди.

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

8. Сообщения о собранных коллекциях.

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности

1. Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

2. Мини-конференция по итогам собственных исследований.

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

3. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.

2 класс

Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей. Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная. Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного исследования, и начинает работу. Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально. Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты. Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

1. Научные исследования и наша жизнь.

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

2. Методы исследования.

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

3. Наблюдение и наблюдательность.

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

4. Эксперимент - познание в действии.

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

5. Гипотезы и провокационные идеи.

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

6. Анализ и синтез.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

7. Как давать определения понятиям.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

8. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

1. Наблюдение и экспериментирование.

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

2. Основные логические операции.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

3. Гипотезы и способы их конструирования.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

4. Искусство задавать вопросы.

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

5. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

6. Ассоциации и аналогии.

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развития ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

7. Суждения, умозаключения, выводы.

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

8. Искусство делать сообщения.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

9. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

1. Как выбрать тему собственного исследования.

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

3. Коллективная игра-исследование.

Методика проведения игрисследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

4. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

5. Семинар.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

1. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2. Подготовка собственных работ к защите.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам

3. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

3 класс

Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь». Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

1. Наблюдение и экспериментирование.

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

2. Методы исследования.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

3. Наблюдение и наблюдательность.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

4. Совершенствование техники экспериментирования.

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

5. Интуиция и создание гипотез.

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

6. Правильное мышление и логика.

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

7. Искусство делать сообщения.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

9. Семинар «Как подготовиться к защите.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

3. Коллективная игра(исследование.

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

4. Семинар.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

5. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

1. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2. Подготовка собственных работ к защите.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

3. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

4класс

Детьми накоплен опыт учебно - исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто

выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

1. Культура мышления.

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать

2. Методы исследования.

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

3. Научная теория.

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

4. Научное прогнозирование.

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

5 Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

7. Ассоциации и аналогии.

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

9. Умение выявлять проблемы.

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

10. Как подготовиться к защите.

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

3. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

4. Семинар.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Мониторинг исследовательской деятельности.

1. Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2. Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

3. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Календарно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечания

План.

Факт.

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

1

4

Как собирать материал?

1

5

Твои помощники.

1

6

Повторение. Давайте вспомним.

1

7

Проблема.

1

8

Проблема. Решение проблемы.

1

9

Что такое исследование? Методы исследования.

1

10

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

1

11

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

1

12

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.

1

13

Учимся делать умозаключения и выводы.

1

14

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

1

15

Как делать схемы?

1

16

Как работать с книгой?

1

17

Что такое парадоксы?

1

18

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

19

Как планировать исследования и проекты.

1

20

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

21

Тренировочное занятие по методике проведения

самостоятельных исследований.

1

22

Экспресс-исследование.

1

23

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.

1

24

Экскурсия-исследование.

1

25

Мини-конференция по итогам экскурсии.

1

26

Коллективная игра-исследование.

1

27

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

28

Сообщения о собранных коллекциях.

1

29

Тест «Чему ты научился?»

1

30

Самостоятельное исследование.

1

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

1

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

1

33

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

1

Календарно - тематическое планирование 2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечания

План.

Факт.

1

Научные исследования и наша жизнь

1

05.09

2

Методы исследования

1

12.09

3

Наблюдение и наблюдательность

1

19.09

4

Эксперимент - познание в действии

1

26.09

5

Гипотезы и провокационные идеи. Входное  тестирование

1

03.10

6

Анализ и синтез

1

10.10

7

Как давать определения понятиям

1

17.10

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

24.10

9

Как выбрать тему собственного исследования»

1

07.11

10

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

14.11

11

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21.11

12

Коллективная игра-исследование

1

28.11

13

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

05.12

14

Творческая работа. Презентация.

1

12.12

15

Совмещение текста с показом презентации.

1

19.12

16

Тест «Чему ты научился?»

1

26.12

17

Наблюдение и экспериментирование

1

09.01

18

Основные логические операции

1

16.01

19

Гипотезы и способы их конструирования

1

23.01

20

Искусство задавать вопросы

1

30.01

21

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

06.02

22

Ассоциации и аналогии

1

13.02

23

Суждения, умозаключения, выводы

1

20.02

24

Искусство делать сообщения

1

27.02

25

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

1

05.03

26

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

12.03

27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

19.03

28

Коллективная игра-исследование

1

09.04

29

Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации.

1

16.04

30

Подготовка собственных работ к защите. Промежуточная  аттестация

1

23.04

31

Подготовка собственных работ к защите.

1

07.05

32

Семинар.

1

14.05

33

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

21.05

34

Благодарственные рисунки – отклики помощникам твоих проектов.

1

28.05

Календарно - тематическое планирование 3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечан

План.

Факт.

1

Наблюдение и экспериментирование

1

07.09

2

Методы исследования

1

14.09

3

Наблюдение и наблюдательность

1

21.09

4

Интуиция и создание гипотез

1

28.09

5

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

05.10

6

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

12.10

7

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

19.10

8

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

26.10

9

Правильное мышление и логика

1

09.11

10

Искусство делать сообщения

1

16.11

11

Коллективная игра-исследование

1

23.11

12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

30.11

13

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

07.12

14

Коллективная игра-исследование

1

14.12

15

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21.12

16

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

28.12

17

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

11.01

18

Семинар «Как подготовиться к защите»

1

18.01

19

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

25.01

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

01.02

21

Коллективная игра-исследование

1

08.02

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

15.02

23

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

22.02

24

Коллективная игра-исследование

1

29.02

25

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

07.03

26

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

14.03

27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

21.03

28

Коллективная игра-исследование

1

04.04

29

Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации.

1

11.04

30

Подготовка собственных работ к защите.

1

18.04

31

Подготовка собственных работ к защите.

1

25.04

32

Семинар.

1

02.05

33

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

16.05

34

Благодарственные рисунки – отклики помощникам твоих проектов.

1

23.05

класс

    Тема занятия

Кол-во часов

4дата

1 четверть (8 часов)

05.09

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

12.09

2

Виды проектов.

1

19.09

3

Исследовательски-творческий проект

1

26.09

4

Творческий проект

1

03.10

5

Ролево-игровой проект

2

10.10

6

17.10

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

24.10

8

                                                                                                               2 четверть (8 часов)

07.11

9

Информационно-исследовательский проект

2

14.11

10

21.11

11

Практико-ориентированный проект

1

28.11

12

Практико-ориентированный проект

1

05.12

13

Монопредметный проект

2

12.12

14

19.12

15

Межпредметный проект

1

26.12

16

Виды презентационных проектов

1

3 четверть (10часов)

09.01

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

16.01

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

23.01

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

30.01

20

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

2

06.02

21

13.02

22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

20.02

23

Типичные ошибки проектантов

1

27.02

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

05.03

25

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

12.03

26

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

1

4 четверть (8 часов)

19.03

27

Практическая работа

1

09.04

28

Тестирование. Самоанализ

16.04

29

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

23.04

30

Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

07.05

31

Твои впечатления от работы над проектом.

1

14.05

32

Пожелания будущим проектантам.

1

21.05

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

28.05

34

Советы мудрого Дельфина на лето.

1

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Внеурочная деятельность.Рабочая программы" «Мы-знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!»

Цель программы:•          формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческ...