Мастер-класс Активные методы обучения на уроках в начальной школе
учебно-методический материал
Дата: 31.01.2024
Описание:
Автор: Митрофанова Ирина Сергеевна
Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе»
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
Задачи:
1. Познакомить участников с АМО.
2. Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 672.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках в начальной школе"
Дата: 31.01.2024
Описание:
Автор: Митрофанова Ирина Сергеевна
Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе»
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
Задачи:
1. Познакомить участников с АМО.
2. Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
(слайд 1) Ход мастер-класса:
1. Организационный момент
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.
-Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга.
(слайд 2) (Читают на слайде стихи.)
Здравствуй друг! Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир! Здравствуй век!
Здравствуй добрый человек!
-Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной. Итак, начнем.
(слайд 3) Не секрет, что человек запоминает:
- 20% услышанного;
- 40% увиденного;
- 60% увиденного + услышанного;.
- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(слайд 4) -Поэтому актуальным является изречение древнего мыслителя и философа из Китая Конфуция
«Я слышу и забываю
Я вижу и запоминаю
Я делаю и понимаю!»
-В наше время роль ученика на уроке изменилась, он из послушного исполнителя становится активным участником образовательного процесса. Учитель из контролирующего органа стал наставником, старшим партнером. В своей практике я стала использовать активные методы обучения ( АМО).
(слайд 5) - Что такое АМО ?
(слайд 6) Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но и активны обучающиеся.
- На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
-Сейчас я расскажу про некоторые методы.
2. Знакомство с основными видами АМО.
(слайд 7) 1-ый этап Активные методы начало урока.
-Активный метод начала урока.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями.
Метод «Поздоровайся глазами»
Метод «Энергизатор»
Метод «Поздоровайся локтями»
Метод «Галерея портретов»
Метод «Улыбка»
Метод «Круг радости»
- Цель таких методов позволяет обеспечить позитивный настрой к началу урока и разгрузить эмоциональную напряжённость ребенка.
(слайд 8) -Мы, например, с вами поздоровались по методу «Энергизатор».
(слайд 9) 2-ой этап активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
На данном этапе учителю необходимо выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Для этого помогут такие активные методы как:
Метод «Фруктовый сад»
Метод «Дерево ожиданий»
Метод «Я хочу научиться»
Метод «120 секунд»
Метод «Поляна снежинок»
Метод «Солнышко и туча»
- Цель этих методов лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой. Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Метод «Поляна снежинок»
- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.
(слайд 10) 3-ий этап активные методы презентации (объяснения) учебного материала.
-(Основной этап представления материала) Эта часть урока должна быть яркой интересной, чтобы ребенок как можно больше смог взять нужного из данной темы т.к. это самый важный этап для получения каких- то новых знаний. В этом нам могут помочь такие методы как:
Метод «Инфо-угадайка»
Метод «Интеллект-карта»
Метод «Мозговой штурм»
Метод «Приоритеты»
Метод «На линии огня»
Метод «Золотой ключик»
Метод «Мозговой штурм»
-Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. (выполняют индивидуально на листочках, коллективная проверка).
Прием «Блиц-опрос»
1. Числа при сложении называются слагаемыми. +
2. Результат деления называется разность.-
3. 1 метр равняется 10 сантиметрам. -
4. Луч- это часть прямой у которого есть начало, но нет конца.+
5. При умножении двух множителей 7 и 8, получается нечетное число.-
6. В 1 дециметре 10 сантиметров.+
7. Числа при делении называются так: делимое, делитель, частное.+
8. Периметр- это пространство, занимаемое внутри границей какой-либо фигуры. –
(слайд 11,12,13) Метод «Интелект-карта»
(слайд 14,15) Сейчас на примере урока окружающий мир я хочу показать, как я учу детей составлять интеллект-карты.
Давайте представим, что мы с вами дети. Закройте глаза. Мысленно переносимся в сказочный городок, в который пригласила нас старая волшебница.
Откройте глаза. Мы с вами стоим перед домиком, в котором живёт старая волшебница.
Скажите, какое время года сейчас в маленьком сказочном городке? (Осень) Как вы определили? (Пожелтевшая листва на деревьях, пожухшая трава.) Какой орган помог вам сделать это заключение? (Глаза – орган зрения).
Как вы думаете, стоя здесь какие звуки мы можем услышать? (Пение птиц, шорох сухих листьев, мяуканье кошки).
Какой орган помог нам сделать это? (Уши – орган слуха).
Как вы думаете, какова сейчас в этом городке температура воздуха? (Прохладно.) Какой орган нам поможет определить это? (Кожа – орган осязания).
Вот мы с вами подходим к домику старой волшебницы из-за двери доносятся до нас вкусные запахи – это хозяйка в ожидании нас печёт пирог. Какой орган нам помог определить запах пирога? (Нос – орган обоняния).
Мы с вами вошли в домик, радостная хозяйка встретила нас и накрыла на стол. А на столе угощения. Как вы думаете, какого вкуса эти угощения? (Сладкие). Какой орган помог вам сделать это заключение? (Язык – орган вкуса).
-Итак, кто догадался о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об органах чувств). Какую цель поставим сегодня на уроке для себя? (Органы чувств, для чего они нужны человеку, т.е. определить значение органов чувств для человека).
-Эта работа может проходить в группах, а может индивидуально. Для этого потребуются фломастеры и карта-инструкция.
(слайд 16) -Давайте, посмотрим, что у нас с вами получилось. Итак, вот такая интеллект-карта у нас с вами получилась.
-Ещё хочу добавить, что интеллект-карты можно использовать на всех уроках и на любом этапе урока.
-В своей работе я применяю этот метод составления интеллект-карт и на других уроках.
(слайд 17) 4-ий активный методы организации самостоятельной работы.
Цель данных методов систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Метод «Карусель»
Метод «Автобусная остановка»
Метод «Ульи»
Метод «Кластер»
Метод «Написание синквейна»
Метод «Ярмарка»
(слайд 18) Метод «Кластер»
-Цель данного метода- это подготовка к восприятию нового материала, раскрепощение ума, активирование словарного запаса, определение цели изучения темы, развитию мыслительных навыков ребенка.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить кластер по теме «Имя существительное», используя предыдущую таблицу.
- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.
(слайд 19) Метод «Написание синквейна»
-Цель данного метода в том, что дети обогащают словарный запас, напоминают себе знания о частях речи, работают с синонимами.
-Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
- На пятой строчке- это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме русской народной сказки «колобок»
Колобок
Круглый веселый
Убежал спел лежал
Всем людям радость дарил.
Хлебец
(слайд 20) 5-ый активный метод релаксации.
- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод «Роботы»
Метод «Постройся по росту»
Метод «Красная Шапочка и Серый Волк»
(слайд 16) Метод «Четыре стихии»
-Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.
(слайд 21,22) 6-ый активный методы подведения итогов.
Метод «Мухомор»
Метод «Мудрый совет»
Метод «Все у меня в руках!»
Метод «Ресторан»
Метод «Прогноз погоды»
Метод «Ромашка»
Метод «Ромашка»
-Цель метода помогает грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.
Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
-С каким методом обучения мы сегодня работали?
-Какой активный метод вам запомнился больше всего?
- Что из себя представляет активный метод «Кластер»?
-Что из себя представляет активный метод «Написание сиквейна»?
-Понравился ли Вам мастер- класс на тему «Активные методы обучения на уроках в начальных классах»?
-Что из себя представляет активный метод «Интелект-карта»»?
(слайд 23) 3.Итог
- Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку». Не бойтесь применять инновационные методы.
-Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Исследовательский метод обучения на уроках в начальной школе
Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение...

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.
Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....



