Мастер-класс Активные методы обучения на уроках в начальной школе
учебно-методический материал

Митрофанова Ирина Сергеевна

Дата: 31.01.2024

Описание:

Автор: Митрофанова Ирина Сергеевна

Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе»

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

Задачи:

1.     Познакомить участников с АМО.

2.     Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_amo_31.01.2024.docx672.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках в начальной школе"

Дата: 31.01.2024

Описание:

Автор: Митрофанова Ирина Сергеевна

Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе»

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

Задачи:

1.     Познакомить участников с АМО.

2.     Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

(слайд 1) Ход мастер-класса:

 1. Организационный момент

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

-Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. 

(слайд 2) (Читают на слайде стихи.)

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

-Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной. Итак, начнем.

(слайд 3) Не секрет, что человек запоминает:

  • 20% услышанного;
  • 40% увиденного;
  • 60% увиденного + услышанного;.
  • И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

(слайд 4)  -Поэтому актуальным является изречение древнего мыслителя и философа из Китая Конфуция

«Я слышу и забываю

Я вижу и запоминаю

Я делаю и понимаю!»

-В наше время роль ученика на уроке изменилась, он из послушного исполнителя становится активным участником образовательного процесса. Учитель из контролирующего органа стал наставником, старшим партнером. В своей практике я стала использовать активные методы обучения ( АМО).

(слайд 5) - Что такое АМО ?

(слайд 6) Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но и активны обучающиеся.

- На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

-Сейчас я расскажу про некоторые методы.

     2. Знакомство с основными видами АМО.

(слайд 7) 1-ый этап Активные методы начало урока.

-Активный метод начала урока.        

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями.

Метод «Поздоровайся глазами»

Метод «Энергизатор»

Метод «Поздоровайся локтями»

Метод «Галерея портретов»

Метод «Улыбка»

Метод «Круг радости»
 - Цель таких методов позволяет обеспечить позитивный настрой к началу урока и разгрузить эмоциональную напряжённость ребенка.

(слайд 8) -Мы, например, с вами поздоровались по методу «Энергизатор».

(слайд 9) 2-ой этап активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.

На данном этапе учителю необходимо выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Для этого помогут такие активные методы как:

Метод «Фруктовый сад»

Метод «Дерево ожиданий»

Метод «Я хочу научиться»

Метод «120 секунд»

Метод «Поляна снежинок»

Метод «Солнышко и туча» 

- Цель этих методов лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой. Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. 

Метод «Поляна снежинок»

- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

(слайд 10) 3-ий этап активные методы презентации (объяснения) учебного материала.

-(Основной этап представления материала) Эта часть урока должна быть яркой интересной, чтобы ребенок как можно больше смог взять нужного из данной темы т.к. это самый важный этап для получения каких- то новых знаний.   В этом нам могут помочь такие методы как:

Метод «Инфо-угадайка»

Метод «Интеллект-карта»

Метод «Мозговой штурм»

Метод «Приоритеты»

Метод «На линии огня»

Метод «Золотой ключик»

Метод «Мозговой штурм»

-Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. (выполняют индивидуально на листочках, коллективная проверка).

Прием «Блиц-опрос»

1. Числа при сложении называются слагаемыми. +

2. Результат деления называется разность.-

3. 1 метр равняется 10 сантиметрам. -

4. Луч- это часть прямой у которого есть начало, но нет конца.+

5. При умножении двух множителей 7 и 8, получается нечетное число.-

6. В 1 дециметре 10 сантиметров.+

7. Числа при делении называются так: делимое, делитель, частное.+

8. Периметр- это пространство, занимаемое внутри границей какой-либо фигуры. –

(слайд 11,12,13) Метод «Интелект-карта»

https://fs.znanio.ru/d5af0e/bf/59/2bd9f87a3b320254d36c54bed7de2e0d0b.jpg

(слайд 14,15) Сейчас на примере урока окружающий мир я хочу показать, как  я  учу  детей  составлять интеллект-карты.

Давайте представим, что мы с вами дети. Закройте глаза. Мысленно переносимся в сказочный городок, в который пригласила нас старая волшебница.

Откройте глаза. Мы с вами стоим перед домиком, в котором живёт старая волшебница.

Скажите, какое время года сейчас в маленьком сказочном городке? (Осень) Как вы определили? (Пожелтевшая листва на деревьях, пожухшая трава.) Какой орган помог вам сделать это заключение? (Глаза – орган зрения).

Как вы думаете, стоя здесь какие звуки мы можем услышать? (Пение птиц, шорох сухих листьев, мяуканье кошки).

Какой орган помог нам сделать это? (Уши – орган слуха).

Как вы думаете, какова сейчас в этом городке температура воздуха? (Прохладно.) Какой орган нам поможет определить это? (Кожа – орган осязания).

Вот мы с вами подходим к домику старой волшебницы из-за двери доносятся до нас вкусные запахи – это хозяйка в ожидании нас печёт пирог. Какой орган нам помог определить запах пирога? (Нос – орган обоняния).

Мы с вами вошли в домик, радостная хозяйка встретила нас и накрыла на стол. А на столе угощения. Как вы думаете, какого вкуса эти угощения? (Сладкие). Какой орган помог вам сделать это заключение? (Язык – орган вкуса).

-Итак, кто догадался о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об органах чувств). Какую цель поставим сегодня на уроке для себя? (Органы чувств, для чего они нужны человеку, т.е.  определить значение органов чувств для человека).

-Эта работа может проходить в группах, а может индивидуально. Для этого потребуются фломастеры и карта-инструкция. 

(слайд 16) -Давайте, посмотрим, что у нас с вами получилось. Итак, вот такая интеллект-карта у нас с вами получилась.

-Ещё хочу добавить, что интеллект-карты можно использовать на всех уроках и на любом этапе урока.

-В своей работе я применяю этот метод составления интеллект-карт и на других уроках. 

(слайд 17) 4-ий активный методы организации самостоятельной работы.

Цель данных методов систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Метод «Карусель»

Метод «Автобусная остановка»

Метод «Ульи»

Метод «Кластер»

Метод «Написание синквейна»

Метод «Ярмарка»

(слайд 18) Метод «Кластер»

-Цель данного метода- это подготовка к восприятию нового материала, раскрепощение ума, активирование словарного запаса, определение цели изучения темы, развитию мыслительных навыков ребенка.

https://shareslide.ru/img/thumbs/f4969fd76b800b10dc3030f7f0014af2-800x.jpg

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить кластер по теме «Имя существительное», используя предыдущую таблицу. 

https://fs.znanio.ru/d5af0e/e2/fd/7f125ef4535dc8ced45ebccd305a86a48b.jpg

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

(слайд 19) Метод «Написание синквейна»

-Цель данного метода в том, что дети обогащают словарный запас, напоминают себе знания о частях речи, работают с синонимами.

-Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 

  1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
  2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

  1. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

  1. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
  2. На пятой строчке- это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме русской народной сказки «колобок»

Колобок

Круглый веселый

Убежал спел лежал

Всем людям радость дарил.

Хлебец

(слайд 20) 5-ый активный метод релаксации.

- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод «Роботы»

Метод «Постройся по росту»

Метод «Красная Шапочка и Серый Волк»

(слайд 16)  Метод «Четыре стихии»

-Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

(слайд 21,22) 6-ый активный методы подведения итогов.

Метод «Мухомор»

Метод «Мудрый совет»

Метод «Все у меня в руках!»

Метод «Ресторан»

Метод «Прогноз погоды»

Метод «Ромашка»

Метод «Ромашка»

-Цель метода помогает грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

 Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

-С каким методом обучения мы сегодня работали?

-Какой активный метод вам запомнился больше всего?

- Что из себя представляет активный метод «Кластер»?

-Что из себя представляет активный метод «Написание сиквейна»?

-Понравился ли Вам мастер- класс на тему «Активные методы обучения на уроках в начальных классах»?

-Что из себя представляет активный метод «Интелект-карта»»?

(слайд 23) 3.Итог

- Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.

-Спасибо за внимание!    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Исследовательский метод обучения на уроках в начальной школе

Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение...

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.

Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....