Рабочая программа "Орлята России"
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орлята России" для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
- Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1-4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в год).
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
- Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
- Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
- Развивать творческие способности и эстетический вкус.
- Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
- Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
- Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
- Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
Гражданское Патриотическое | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. |
Духовно-нравственное | Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое | Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое | Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
Трудовое | Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое | Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
1 класс
Название трека | Содержание учебного курса |
Трек «Орлёнок – Эрудит». | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. |
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. |
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. |
Трек «Орлёнок – Лидер» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. |
2 класс
Название трека | Содержание учебного курса |
Трек «Орлёнок – Лидер» | Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …». |
Трек «Орлёнок – Эрудит» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. |
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. |
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны |
3-4 классы
Название трека | Содержание учебного курса |
Трек «Орлёнок – Лидер» | Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений |
Трек «Орлёнок – Эрудит» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. |
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. |
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». |
Формы проведения: интеллектуальная игра, коллективное творческое дело, диспуты, флешмобы, просмотры фильмов и мультфильмов, соревнования, викторины, ярмарки, выставки, походы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Гражданско-патриотическе воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
- умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
- умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
- умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
- умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
- умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
- умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
- класс
- умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
- класс
- знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
- понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ЦОР ЭОР |
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | 1 | https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug |
2 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 | https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA |
«Орлѐнок – Эрудит» – 5 часов | |||
3 | «Кто такой эрудит?» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw |
4 | «Эрудит-это...» | 1 | |
5 | «Всезнайка» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Танцевальный флешмобом «Что такое доброта» |
6 | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | 1 | Танцевальный флешмобом «Что такое доброта» |
7 | «Подведѐм итоги» | 1 | |
«Орленок – доброволец» – 4 часа | |||
8 | «От слова к делу» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ |
9 | «Спешить на помощь безвозмездно! » | 1 | |
10 | «Совместное родительское собрание «Наша забота!» | 1 | |
11 | «Доброволец - это доброе сердце» «Подведѐм итоги» | 1 | |
«Орлѐнок – Мастер» - 4 часа | |||
12 | «Мастер – это …» | 1 | Стихотворение С. Маршака «Мастер- ломастер» или просмотр мультфильма по стихотворению. |
13 | «Мастерская Деда Мороза…» | 1 | |
14 | «Класс мастеров» | 1 | |
15 | «Классная елка!» «Новогоднее настроение» | 1 | |
«Орлѐнок – спортсмен» – 4 часа | |||
16 | «Утро начнем с зарядки!» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ |
17 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | |
18 | «Весѐлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» | 1 | |
19 | «Азбука здоровья» | 1 | |
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 4 часа | |||
20 | «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg |
21 | «История школы – моя история» | 1 | |
22 | «Поход в музей» | 1 | |
23 | «Историческое чаепитие» | 1 | |
«Орлѐнок – Эколог» - 5 часов | |||
24 | «ЭКОЛОГиЯ » | 1 | https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw |
25 | «Каким должен быть настоящий эколог?» | 1 | |
26 | «В гости к природе» | 1 | |
27 | «Мы друзья природе» | 1 | |
28 | «Орлята – экологи» | 1 | |
«Орленок-лидер» - 5 часов | |||
29 | «Лидер – это …» | 1 | фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g |
30 | «Я могу быть лидером!» | 1 | |
31 | «С командой действую!» | 1 | |
32 | «Как становятся лидерами?» | 1 | |
33 | «Как становятся лидерами?» | 1 | |
ИТОГО | 33 часа | ||
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ЦОР ЭОР |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 | https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA |
«Орленок-лидер» -4 часов | |||
2 | «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» | 1 | фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ – конвертом копилкой «Эрудита» |
3 | «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» | 1 | |
4 | «С командой действовать готов!» «Верѐвочный курс» | 1 | |
5 | «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет» | 1 | |
«Орлѐнок – Эрудит» – 4 часа | |||
6 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | 1 | https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit |
7 | «Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ» | 1 | |
8 | «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» | 1 | |
9 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать» Итоги трека «На старте новых открытий | 1 | |
«Орлѐнок – Мастер» - 5 часов | |||
10 | «Мастер – это…» | 1 | https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/? ysclid=llokep8qay493518882 https://m.vk.com/orlyata_rus |
11 | Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» | 1 | |
12 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | 1 | |
13 | КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» | 1 | ||||
14 | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | ||||
«Орленок – доброволец» – 4 часа | ||||||
15 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po- drugomu/korobka-hrabrosti | |||
16 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | 1 | ||||
17 | «Добровольцем будь всегда!» | 1 | ||||
18 | «Портрет добровольца» | 1 | ||||
«Орлѐнок – спортсмен» – 4 часа | ||||||
19 | «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Должен быть режим у дня» | 1 | м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A https://m.vk.com/orlyata_rus | |||
20 | «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» | 1 | ||||
21 | «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена» | 1 | ||||
22 | «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» | 1 | ||||
«Орлѐнок – Эколог» - 6 часов | ||||||
23 | «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми- мишки «Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему мультфильм «Мальчик и Земля | |||
24 | «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» | 1 | ||||
25 | «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» | 1 | ||||
26 | «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» | 1 | ||||
27-28 | «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. | 2 | ||||
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 часов | ||||||
29 | «Орлѐнок– Хранитель исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» | 1 | ||||
30 | «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» Кодекс «Орлѐнка – хранителя» | 1 | видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/ https://m.vk.com/orlyata_rus |
31 | «Знать, чтобы хранить» «Историческое чаепитие» | 1 | |
32 | «Расскажи мне о России» | 1 | |
33 | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | |
34 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | |
ИТОГО | 34 часа | ||
3-4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ЦОР ЭОР |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 | https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA |
«Орленок-лидер» -5 часов | |||
2 | «Лидер – это …» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus |
3 | «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» | 1 | |
4 | «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» | 1 | |
5 | КТД «Вместе мы сможем всѐ!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 1 | |
6 | «Мы дружный класс!» | 1 | |
«Орлѐнок – Эрудит» – 4 часа | |||
7 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | 1 | Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q |
8 | «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | |
9 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig Презентация «10 великих изобретений русских учѐных» |
10 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать» Итоги трека «На старте новых открытий | 1 | |
«Орлѐнок – Мастер» - 5 часов | |||
11 | «Мастер – это…» | 1 | Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России https://m.vk.com/orlyata_rus |
12 | «Россия мастеровая» | 1 | |
13 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | 1 | |
14 | «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» | 1 | |
15 | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим | 1 | |
«Орленок – доброволец» – 4 часа | |||
16 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA Мультфильм о волонтѐрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw |
17 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | 1 | |
18 | Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | |
19 | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | 1 | |
«Орлѐнок – спортсмен» – 5 часов | |||
20 | «Движение – жизнь!» | 1 | Танец «Нука-нака» https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку- становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw Мультфильм Спортландия 1 серия |
21 | «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | |
22 | «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» | 1 | |
23 | Спортивная игра «Книга рекордов», «Встреча – подарок» | 1 | https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path= wizard&parent-reqid=1645931995773862- 9789962654526820843- vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL- 9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/i- ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся» https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg |
24 | «Азбука здоровья» | 1 | |
«Орлѐнок – Эколог» - 4 часа | |||
25 | «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» | 1 | Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). видео о красоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России мультфильм «Мальчик и Земля» |
26 | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | |
27 | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | |
28 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | |
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 часов | |||
29 | «Орлѐнок– Хранитель исторической памяти» | 1 | Мультфильм «Мульти-Россия» «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. | ||
30 | «Традиции моей страны» Кодекс «Орлѐнка – хранителя» | 1 | |||
31 | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | 1 | |||
32 | КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» | 1 | |||
33 | « Мы – хранители» | 1 | |||
34 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | |||
ИТОГО | 34 часа | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного универси тета Российского движения школьников.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для обучения на курсах можно зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: «Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»
- Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов).
- Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы».
- Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11 классов».
- Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда».
- Онлайн курс «Школа классных кураторов».
- Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ».
- Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Сайт «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/
- Электронная библиотека сайта «Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

