Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальные и групповые занятия"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальные и групповые занятия"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 708 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности: «Индивидуальные и групповые занятия» разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ, с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности 1 – 4 классов МБОУ «Горная СШ».
Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусмотрена для организации внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой, направлена на развитие речи и познавательных способностей обучающихся начальной школы.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями программы являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов
- в основу программы заложены ценностные ориентиры и воспитательные результаты
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
- достижение планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе развивающих занятий. Задачи программы:
- формировать систему интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся
- обеспечить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, имеющим трудности в обучении формировать и развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения
- расширять кругозор
- формировать коммуникативные умения младших школьников: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей
- развивать познавательные способности
- воспитывать у учеников стремление совершенствовать свою речь
- формировать доверие к окружающему миру через ситуацию успеха, как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем
В основе программы «Индивидуальные и групповые занятия» лежит педагогическая идея организации в игровой форме коррекционно-развивающих внеурочных занятий, обеспеченных познавательным методическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, во внеурочное время.
Деятельность обучающихся в рамках программы организована в игровой форме и включает работу по выполнению занимательных познавательно-развивающих заданий в устной и письменной формах, позволяющих решить проблему развития речи обучающихся, математического (логического) мышления, испытывающих трудности в обучении.
Содержание программы основано на психолого-педагогическом принципе. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и, как следствие - достижению хороших результатов в учёбе. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также дает понятие о русском языке или математике, как о строгой, четко организованной системе. В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на межпредметную связь с программным материалом на основе содержательной линии УМК «Школа России».
Содержание и методы обучения курса «Умницы и умники» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, математики обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: сказочные сюжеты, элементы фольклора, воображаемые путешествия, элементы сюжетно-дидактической игры, дидактический и раздаточный материал, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность
- научность
- сознательность и активность
- наглядность
- доступность
- связь теории с практикой
- индивидуальный подход
Программа - общеинтеллектуального направления, представляет собой систему интеллектуально – развивающих занятий для детей 1 – 4 класса. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- коррекция зрительно-слухового восприятия
- коррекция зрительно-слуховой памяти и внимания
- уточнение и обогащение словарного запаса
- развитие морфологических и синтаксических обобщений
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
- формирование волевой регуляции деятельности
- обучение способам снятия напряжения
- формирование адекватной самооценки
Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования и т.д.
- класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 17 ч. |
внеаудиторные занятия | 16 ч. |
- класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 17 ч. |
внеаудиторные занятия |
|
3класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 16 ч. |
внеаудиторные занятия |
|
4 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 17ч. |
внеаудиторные занятия | 17 ч. |
Внеаудиторные занятия – проведение экскурсий, КВН ов, олимпиад, постановка спектаклей, посещение выставок, музеев, непосредственное участие в конкурсном мероприятии (городские программы, конкурсы разного уровня); участие в концертах.
- экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природные объекты, историко-художественные памятники);
- творческая мастерская – аудиторное занятие (неурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;
- конференция – аудиторное занятие (неурочная форма) как форма подведения итогов познавательной деятельности школьников;
- познавательная лаборатория – аудиторное занятие (неурочная форма), которое используется для развития у детей познавательного интереса;
- проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми;
- клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Внеурочная программа курса «Хочу все знать» реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом МБОУ «Горная СШ»– 0,5 часа в неделю в 1 классе, 1 час в неделю – 2- 4 класс.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 1 класс- 16 ч., 2 класс – 34 ч., 3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 ч. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135 ч.
Соответственно программа рассчитана на 135 часов (16 часов в 1 классе, 102 часа – во 2-4 классах).
Продолжительность занятий:
- 1 класс — 35 минут;
- 2—4 класс — 40 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Уровни воспитательных результатов УУД
Уровни воспитательных результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
Познавательная | Направлены на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения).
| ||
-сформировать устойчивую, положительную познавательную активность учащихся;
-познавательные занятия кружка(диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).
| |||
знаний. | |||
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (16 часов)
Тема. Подарки осени.- 1ч
Исследовать, наблюдать и осмысливать полученную информацию
Тема. На рыбалке, охоте и дома. -1 ч.
Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема. Времена года. – 1 ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий.
Тема. Что у нас над головой?- 1 ч.
Экскурсия на природу.
Тема. Сказочные поезда. – 1 ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема. Волшебный ковёр.- 1 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема. Путешествие в город Солнца.- 1 ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий. Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки. Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема. Цветик – семицветик – 1 ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема. Найди своё место.- 1 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема. Почтальон Печкин принёс посылку.- 1 ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий. Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки
Тема. Волшебные клетки.- 1 ч.
Строить логическую цепь рассуждения, умение выполнять действия с числами.
Тема. Весёлые задачки. – 1 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Игра «Найди задуманное слово».
Тема. Сказочные задачи.- 1 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Игра. «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема. Ребусы. – 1 ч.
Строить логическую цепь рассуждений. Владеть общими приёмами и способами действий при разгадывании ребусов. Подготовка выставки творческих работ.
Тема. Игры со словами.- 1 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Выставка творческих работ.
Тема. Итоговое занятие. «Занимательное лото».- 1 ч.
Уметь понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения.
Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
- класс (34 часа)
Тема. Цветные мячи.- 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема. Игры Деда Буквоеда - 1ч.
Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма.Планировать свои действия.Работать с информацией. Использовать полученную информацию в процессе сотрудничества.
Тема. Раскрась фигуру.– 1ч
Строить логическую цепь рассуждения, владеть общими приёмами действий
Тема. Грамотный регулировщик.– 1ч.
Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.
Планировать свои действия.
Тема. Сколько слов вы знаете?- 1 ч
Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации.
Тема. Грамматическое домино. – 3ч.
Наблюдать, исследовать изучаемые объекты (слова). Выделять признаки изученных слов, анализировать и характеризовать их.Моделировать ситуации употребления изучаемых слов в речи. Исследовать признаки изучаемых слов. Слушать, оценивать ответы в группах
Тема. Играем в загадки.– 2ч.
Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Осознавать, что правильная и грамотная речь - показатель культуры человека.
Тема. Найди ошибку! - 2ч.
Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества.
Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма.
Тема. Любимое занятие Миши и Маши. -3ч.
Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Тема. Составь задание для соседа!– 2 ч.
Выступления учащихся со своими заданиями.
Тема. Нетрадиционные задачи – 7 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Тема. В Замке слов.- 7 ч.
Наблюдать, исследовать изучаемые объекты (слова). Выделять признаки изученных слов, анализировать и характеризовать их.
Моделировать ситуации употребления изучаемых слов в речи.
Исследовать признаки изучаемых слов. Слушать, оценивать ответы в группах
Тема. Обобщение полученных данных - 3 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
- класс (34 часа)
Тема. Секреты речи - 3ч.
Развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Тема. Классификация. – 2ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под понятие, владеть общими приёмами действий.
Тема. Секреты русского языка. – 3ч.
Развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема. Числовые закономерности. – 3ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Тема. Числовые магические квадраты. – 3ч.
Строить логическую цепь рассуждения, умение выполнять действия с числами.
Тема. Секреты словаря. – 1ч.
Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Развивать умение пользоваться словарями, справочниками.
Тема. Нетрадиционные задачи – 8 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Тема. Секреты орфографии. – 4 ч.
Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма.
Планировать свои действия. Работать с информацией. Использовать полученную информацию в процессе сотрудничества.
Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.
Тема. В гостях у Шагомера – 3 ч.
Исследовательское занятие. Проводят коллективное исследование; участвуют в обсуждении содержания материала; учатся определять площадь различных объектов.
Тема. Секреты слов. – 2 ч.
Исследовать предметы письма. Использовать приемы графического моделирования.
Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма.
Тема. Итоговое занятие. «Математическое лото»– 2ч.
Уметь понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения.
Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
- класс (34 часа)
Тема. Тестирование. - 1 ч.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации. Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Формировать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Тема. Закономерности. – 2 ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Тема. Комбинаторика . – 2 ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тема. Секреты словаря. – 3 ч.
Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками. Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тема. Командиры предложения.– 1ч.
Уметь выполнять знаково-символическое моделирование. Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Тема. Солдаты предложения. -1ч.
Уметь выполнять знаково-символическое моделирование. Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь совершать поиск информации в словарях.
Тема. Занимательная геометрия. - 3ч.
Уметь выполнять знаково-символическое моделирование. Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Тема. Алгоритмы. -2ч.
Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Тема. Секреты морфологии. – 6ч.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации. Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Тема. Секреты речи. – 3ч.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации. Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Тема. Логические задачи. - 2ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Тема. Нестандартные задачи. -7ч.
Владеть общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие - учёт позиции собеседника.
Тема. Итоговое занятие.– 1ч.
Уметь понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения.
Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся 1 класс (16 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | |
ауд | внеауд | |||
1 | Подарки осени. | 1 | Знакомство с целями занятий по программе «Умники и умницы». Связь со школьными предметами. Экскурсия во двор школы. | |
2 | На рыбалке, охоте и дома. | 0,5 | 0,5 | Объединяют животных в группы по определённым признакам. |
3 | Времена года. | 1 | Отрабатывают понятия РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ, ДО- ПОСЛЕ. | |
4 | Что у нас над головой? | 1 | Линии в природе. Экскурсия на природу. Отрабатывают понятия ВЫШЕ-НИЖЕ, БОЛЬШЕМЕНЬШЕ, СЛЕВА- СПРАВА. | |
5 | Сказочные поезда. | 1 | Распределяют героев по вагонам сказочного поезда. | |
6 | Волшебный ковёр. | 1 | Классифицируют геометрические фигуры. Конструируют узор «волшебного ковра». | |
7 | Путешествие в город Солнца. | 0,5 | 0,5 | Находят определённую последовательность в событиях. Подвижные игры на улице. |
8 | Цветик-семицветик. | 1 | Подвижные игры на улице «Цвета радуги», «Ниточка», «Пузырь» и т.д. | |
9 | Найди своё место. | 1 | Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности | |
10 | Почтальон Печкин принёс посылку. | 1 | Произношение звуков и слогов. Звуко - слоговой анализ и синтез новых слов. Развитие связной речи. Загадки-описание предметов. Анализ словесного состава предложения. | |
11 | Волшебные клетки. | 1 | Знакомятся с правилом заполнения «магического квадрата». | |
12 | Весёлые задачки. | 0,5 | 0,5 | Отрабатывают устный счёт. Составляют задачи по замыслу |
13 | Сказочные задачи. | 1 | Отрабатывают состав чисел в пределах 10. Составляют задачи со сказочными персонажами. | |
14 | Ребусы. | 1 | Учатся разгадывать ребусы. | |
15 | Игры со словами. | 1 | Составляют примеры из определённых слов. | |
16 | Итоговое занятие. «Занимательное лото» | 1 | Участвуют в игре «Занимательное лото». | |
ИТОГО | 10,5 | 5,5 | ||
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | ||||
ауд. | внеауд | ||||||
1 | Цветные мячи. | 1 | Повторяют правило магического квадрата. | ||||
2 | Игры Деда Буквоеда | 1 | Игра «Буква заблудилась». Игра «Пирамида». Игра «Собери слова». | ||||
3 | Раскрась фигуру. | 1 | Учатся строит логические рассуждения. Учатся штриховать фигуры в определённой последовательности. | ||||
4 | Грамотный регулировщик. | 1 | Игровое занятие. Звукобуквенный анализ слов. Творческие задания детей. Чтение стихотворений. Работа со словом. | ||||
5 | Сколько слов вы знаете? | 1 | Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование “Кто больше слов знает на букву .” | ||||
6-8 | Грамматическое домино | 1 | 2 | Форма проведения: “Счастливый случай”. Занятие - исследование. Проблемная ситуация: «Как обходились без письма?» Работа с текстом. | |||
9-10 | Играем в загадки. | 1 | 1 | Работа со словом. Творческие задания детей. Сочинение загадок. | |||
11- | Найди ошибку! | 2 | Выполняют графический диктант. По окончании | ||||
12 | обмениваются работами и проверяют работу соседа. | ||||||
Игры. | |||||||
13- | Любимое занятие Миши и | 2 | 1 | Решают задачи при помощи палочек. Игра «Кто это?» | |||
15 | Маши. | ||||||
16- | Составь | задание | для | 1 | 1 | Повторение принципа составления нетрадиционных | |
17 | соседа! | задач. Решение сказочных задач. | |||||
18 | Задания на смекалку | 1 | Работа в группах. Выполняют задания на смекалку. | ||||
19 | Задачи-шутки. | 1 | Решают задачи- шутки. Работа в парах. Самостоятельное составление задач. | ||||
20- | Волшебные клетки. | 1 | 1 | Отрабатывают правило заполнения «магического | |||
21 | квадрата». Игра «Кто быстрей». | ||||||
22- | Какие | слова | самые | 1 | 1 | Театрализованное занятие. Работа со словом. | |
23 | главные? | Работа с моделью предложений. Работа со | |||||
словосочетанием. Работа с текстом. | |||||||
Умозаключение. | |||||||
24 | В замке слов. | 1 | Занятие - игра. Работа над словом. Ребусы. Пирамиды | ||||
25 | Блиц-турнир «Магический квадрат» | 1 | Участвуют в блицтурнире. | ||||
26- | Магические цепи. | 1 | 1 | Знакомятся с понятием «Магическая цепь», | |||
27 | учатся находить закономерность между числами | ||||||
в «Магической цепи». | |||||||
28- | Ребусы с нотами. | 1 | 1 | Учатся разгадывать и составлять ребусы. Игра | |||
29 | «Аккуратный почтальон» | ||||||
30- | Здравствуйте, дедушка | 1 | 1 | Театрализованное занятие. Творческие задания | |||
31 | Действие! | детей. Заучивание стихов. Развитие связной речи. | |||||
32- 33 | «Турнир Знатоков» | 1 | 1 | Повторение изученного материала. Ребусы. Головоломки. Кроссворды. | |||
34 | Итоговое занятие. | 1 | Урок-праздник | ||||
ИТОГО | 17 | 17 | |||||
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | |
ауд | внеауд | |||
1 | В гостях у Кости Погодина | 1 | Круглый стол. Учатся классифицировать по признакам (времена года, животные, птиц и др.). Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | |
2 | Умеешь ли ты правильно и точно говорить? | 1 | Коррекционная, индивидуальная работа над допущенными ошибками. Совершают работу по выполнению отдельных операций. | |
3 | В гостях у Считалки | 1 | Игра-соревнование. Работа в команде. Совершают работу по выполнению отдельных вычислительных операций. | |
4 | Игры - соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”или «Какие бывают тексты?» | 1 | Занятие- практикум. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | |
5 | Многоуровневый список. | 1 | Викторина. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексируют свои действия. | |
6 | Где же хранятся слова? Копилки слов. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Занятие- практикум. Проводят коллективное исследование; участвуют в обсуждении содержания материала. | |
7 | Магический квадрат сложения. | 1 | Работа в парах. Совершают работу по выполнению отдельных операций. Закрепляют умения решать «Магический квадрат сложения» | |
8 | Незаменимые знаки в словах. | 1 | Коррекционная индивидуальная работа (по карточкам). Работа в парах. Совершают работу по отработке алгоритма действий при написании ь и ъ знаков в словах. | |
9 | Магический квадрат вычитания. | 1 | Работа в парах. Совершают работу по выполнению отдельных операций. Закрепляют умения решать «Магический квадрат сложения» | |
10 | Путешествие по стране “Хитрых согласных”. | 1 | Коррекционная индивидуальная работа над допущенными ошибками (по карточкам). Работа в парах. Совершают работу по отработке алгоритма действий при | |
написании удвоенных согласных в словах. | ||||
11 | Блицтурнир «Магический квадрат» | 1 | Занятие-конкурс Совершают работу по отработке алгоритма отдельных операций. Участвуют в блицтурнире | |
12 | Волшебный молоточек в слове. | 1 | Игра – путешествие. Коррекционная индивидуальная работа над допущенными ошибками. Работа в группе. Совершают работу по отработке алгоритма действий при постановке ударения в словах. | |
13- 14 | Буквы в математических выражениях. | 1 | 1 | Занятие-практикум. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Учатся решать задачи при помощи уравнений. |
15 | В стране хитрых согласных. | 1 | Коррекционная индивидуальная работа над допущенными ошибками (по карточкам).анализ звуковой модели слова. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | |
16- 17 | Миллионы лет назад | 1 | 1 | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Решают задачи на основе исторического материала. |
18- 19 | О чем можно узнать из заглавия? | 1 | 1 | Поисковое занятие. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
20- 21 | Интересные задачки | 1 | 1 | Занятие-практикум. Решают задачи со схемами, таблицами, графиками.участвуют в обсуждении содержания материала |
22 | Секреты слов. | 1 | Поисковое занятие. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | |
23- 26 | Составление весёлого задачника | 2 | 2 | Занятие-практикум. Составляют задачи по замыслу; участвуют в обсуждении содержания материала. Презентация продукта (стенгазета, эл. презентация и т.д.). |
27 | Игра “Лишнее слово”. | 1 | Игровое занятие. Группируют слова по общему признаку (части речи, цепочки родственных слов), анализируют, контролируют и оценивают результат. | |
28 | Математическая викторина | 1 | Занятие-викторина. Работают в группах, парах. Решают задания на отработку вычислительных операций, устанавливают закономерность, решают типовые задачи. | |
29 | Частица НЕ в гостях. | 1 | Работа в парах. Высказывания верные и ложные. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | |
30 | Что такое квадратный сантиметр? | 1 | Работа в парах. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций; Закрепляют понятие единицы площади |
«квадратный сантиметр», умение определить площадь прямоугольника. | ||||
31 | В гостях у Шагомера | 1 | Исследовательское занятие. Проводят коллективное исследование; участвуют в обсуждении содержания материала; учатся определять площадь различных объектов.. | |
32 | А все-таки она хорошая! | 1 | Занятие-практикум. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | |
33 | Олимпиада. | 1 | Итоговое занятие. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | |
34 | Итоговое занятие. «Математическое лото» | 1 | Участвуют в игре «Математическое лото». | |
ИТОГО | 16 | 18 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | |
ауд | внеауд | |||
1 | Полезные Наблюдения. | 1 | Игровое занятие. Повторяют пройденный материал: определяют закономерности в ряду чисел, геометрических фигур. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | |
2 | Хорошо ли ты знаешь русский язык? | 1 | Тестовое занятие. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | |
3 | Найдите место числам. | 1 | Исследовательское занятие. Проводят коллективное исследование; Находят закономерности в ряду чисел и фигур. | |
4 | Словарное богатство родного языка. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Исследовательское занятие. Проводят коллективное исследование; участвуют в обсуждении содержания материала; осуществляют самоконтроль. | |
5 | Помоги Маше и Мише решить задачи! | 1 | Занятие-практикум. Совершают работу по выполнению отдельных операций. Учатся решать комбинаторные и логические задачи. | |
6 | Командиры и солдаты предложения. | 1 | Занятие- практикум. Работа с текстом. Совершают работу по отработке алгоритма разбора предложения по главным и второстепенным членам предложения. | |
7-8 | В гостях у робота Комбинаторика | 1 | 1 | Занятие-практикум. Отрабатывают навык решения комбинаторных и логических задач; учатся составлять свои комбинации; участвуют в обсуждении содержания материала; осуществляют самоконтроль. |
9 | Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. | 1 | Исследовательское занятие Работа с информацией. Проводят коллективное исследование; участвуют в обсуждении содержания материала; осуществляют самоконтроль. | |
10- 11 | Путешествие по стране Симметрии. | 1 | 1 | Занятие-практикум. Знакомятся с понятием «симметрия»; учатся чертить симметричные фигуры. Симметрия в природе. Составляют симметричный рисунок. |
12- 14 | Где прячутся ошибки? | 2 | 1 | Исследование деформированных текстов. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Заучивание алгоритмов действий направленных на предупреждение ошибок. |
15- 17 | Мы с геометрией на ТЫ | 1 | 2 | Знакомятся с понятиями «куб», «шар» Цилиндр». Конструируют игрушки на основе геометрических тел (из коробок, теннисных шариков, конусов и др.) Отрабатывают навык вычисления площади и периметра геометрических фигур. Составляют карту «Алгоритмов». |
18 | Как морфология порядок навела. | 1 | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | |
19- 20 | Путешествие по карте Алгоритмов. | 2 | Занятие-практикум. Составление карт алгоритмов в различных видах математических заданий. | |
21- 22 | Сказание о падежах. Этимология названий падежей. | 1 | 1 | Работа с информацией. Осознанно строят речевые высказывания; исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Отработка алгоритма определения падежа. |
23 | Конкурс «Логические ступеньки» | 1 | Занятие-практикум. Принимают участие в конкурсе. Проверяют свои умения решать логические задачи. | |
24- 25 | Задачи- шутки. | 1 | 1 | Занятие-практикум. Учатся решать нетрадиционные задачи, используя различные способы. |
25 - 26 | В мире слов. | 1 | 1 | Исследовательское занятие. Проводят коллективное исследование над словами синонимами, антонимами, омонимами. Составляют рассказы, сказки с данными языковыми единицами. |
27- 29 | Проект «Задачник для любознательных» | 1 | 2 | Работают в малых группах на компьютерах. Создают свои задачники. Каждая группа представляет свой продукт («Задачник для любознательных») |
30 | Почтительное внимание к знакам препинания. | 1 | Работа в парах. Работа с деформированным текстом. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Составление алгоритма действий, направленного на предупреждение данного вида ошибок. | |
31- 32 | Бюро прогнозов или о том, как сам текст позволяет предугадать его содержание. | 1 | 1 | Исследовательское занятие. Наблюдения, исследование: заголовок, абзац. Работают с деформированным текстом. Игра - диспут. |
33- 34 | Скрытые ловушки. | 1 | 1 | Игра «Умники и умницы». |
ИТОГО | 17 | 17 | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Выучить таблицу умножения? Это просто! / Остапенко М.А. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008г.
- Диктанты на безударные гласные в корне слоа \ Ушакова О.Д. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008г.
- Математика для 1 – 4 классов. Дополнительные занятия с детьми. Пособие для родителей и преподавателей начальной школы / Зайцев В.В. – М.: Просвещение, 2002г.
- Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах / Арбатова Е.А. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008г.
- Русский язык. 3 – 4 классы. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями, контрольные тесты / составитель Лободина Н.В. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Учебно - методическое пособие по технике чтения / под руководством Крупской О.А. – диск. ГНМЦ департамента образования г. Томска.
- Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие / Мисаренко Г.Г.- М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова: Издательство «Оникс».
- Развитие познавательных способностей: рабочая тетрадь / Савенков, А.И.– Самара.: Учебная литература, 2011г.
- Русский язык. 3 – 4 классы. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями, контрольные тесты / составитель Лободина Н.В. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –№ 7.
- Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1998 г.
- .Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- .Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьника. Москва «Просвещение», 2011г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и предметных картинок. Рабочие листы по темам уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» 5 «Г» класс
Цели и задачи.Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.Основные задач...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «36 занятий для будущих отличников» для 1 класса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Развитиепознавательныхспособностей (РПС), подпрограмма – «36 занятий для будущих отличников» для 1 – 4 классов составле...

Рабочая программа курса внеурочной занятости "Секреты русского языка" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной занятости "Секреты русского языка" (3 класс). Любой УМК....

