Рабочая программа курса внеурочной деятельности «36 занятий для будущих отличников» для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Развитиепознавательныхспособностей (РПС), подпрограмма – «36 занятий для будущих отличников» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»(РПС).

Основная цель курсаразвитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. развитие познавательных способностей младших школьников;
  2. развитие творческих способностей младших школьников;
  3. расширение кругозора учащихся;
  4. развитие эмоционально-волевой сферы детей;
  5. формирование стремления учащихся к личностному росту.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся1 классов и рассчитана на 1 год обучения(33часа):

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_36_zanyatii_gumirova_l.v_.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ___________

Марданова Л.Р.

Протокол № 5 от

«28» августа 2024 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР_____________

Рукосуева Е.В.

«28»августа 2024 г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №3

р.п. Октябрьский _____________

Гашинская Н.С.

Приказ № О-128

от«28» августа 2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«36 занятий для будущих отличников»

для 1 класса

Составила: Гумирова Л.В.

учитель начальных классов

2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочаяпрограммапокурсувнеурочнойдеятельности«Развитиепознавательныхспособностей (РПС), подпрограмма – «36 занятий для будущих отличников» для 1 – 4 классовсоставлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитиепознавательныхспособностей»(РПС).

Основнаяцелькурсаразвитиеинтеллектуально-творческогопотенциалаличностиребенкачерез системукоррекционно-развивающихупражнений.

Всоответствиисцельюопределяютсяконкретные задачикурса:

  1. развитиепознавательныхспособностеймладшихшкольников;
  2. развитиетворческихспособностеймладшихшкольников;
  3. расширениекругозораучащихся;
  4. развитиеэмоционально-волевойсферыдетей;
  5. формированиестремления учащихсякличностномуросту.

Программаданногокурсапредставляетсистемуинтеллектуально-развивающихзанятийдляучащихся1 классовирассчитанана 1годобучения(33часа):

СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этомосновными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложностизадач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование иразвитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространствелиста. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.Тренировочныеупражненияидидактическиеигрыпоразвитиювосприятияинаблюдательности.

Развитиепамяти.Диагностикапамяти.Развитиезрительной,слуховой,образной,смысловойпамяти.Тренировочныеупражненияпоразвитиюточностиибыстротызапоминания,увеличениюобъемапамяти,качествавоспроизведенияматериала.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,явлений,узнаватьпредметпоегопризнакам,даватьописаниепредметов,явленийвсоответствиисихпризнаками.Формированиеумениявыделятьглавноеисущественное,умениесравниватьпредметы,выделятьглавноеисущественноенаосноверазвивающихзаданийиупражнений,путемрешениялогическихзадачипроведениядидактическихигр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно спомощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умениясоставлять загадки, небольшиерассказы-описания, сочинятьсказки.

Содержание1годаобучения

  1. Тренировкапсихическихпроцессов:
  • Развитиеконцентрациивнимания;тренировкавнимания;
  • Тренировкаслуховойпамяти;
  • Тренировказрительнойпамяти;
  • Развитиелогическогомышления(выделениепризнаков,сравнениепредметов,классификацияипоискзакономерностей);
  • Совершенствованиевоображения.
  1. Задачигеометрическогохарактера:
  • Построениефигурспомощьютрафарета;
  • Составлениеимоделированиепредметов;
  • Штриховкапредметов;
  • Построениефигуризсчетныхпалочек;
  • Построениефигуризконструктора"Танграм".
  1. Нестандартныезаданияалгебраическогохарактера:
  • Занимательныйквадрат;
  • Ребусы;
  • Занимательныерамки;числовыеголоволомки;
  • Арифметическиелабиринты;
  • Математическиефокусы.
  1. Нестандартныезаданиялогическогохарактера-провоцирующиезадачи.
  2. Игры:
  • Игры,способствующиеразвитиюспособностидействоватьвуме("Муха").

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержаниекурса«36занятийдлябудущихотличников»обеспечиваетреализациюследующихличностных, метапредметныхи предметных результатов.

Всфереличностныхуниверсальныхучебныхдействийбудутсформированы:

  • Внутренняяпозицияобучающегосянауровнеположительногоотношениякшколе,ориентациинасодержательныемоментыипринятияобразца «хорошегоученика»;
  • Широкаямотивационнаяосноваучебнойдеятельности,включающаясоциальные,учебно-познавательныеи внешниемотивы;
  • Учебно-познавательныйинтерескновомуучебномуматериалуиспособамрешенияновойзадачи;
  • Ориентациянапониманиепричинуспехавучебнойдеятельности,втомчисленасамоанализисамоконтрольрезультата,наанализсоответствиярезультатовтребованиямконкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;способностьк оценкесвоейучебнойдеятельности;
  • Основыгражданскойидентичности,своейэтническойпринадлежностивформеосознания«Я»какчленасемьи,представителянарода,гражданинаРоссии,чувствасопричастностиигордостизасвоюРодину,народиисторию,осознаниеответственностичеловеказаобщее благополучие;
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так ипоступковокружающихлюдей;знаниеосновныхморальныхнормиориентациянаихвыполнение;
  • Развитиеэтическихчувств—стыда,вины,совестикакрегуляторовморальногоповедения;пониманиечувствдругихлюдейисопереживаниеим;
  • Установканаздоровыйобразжизни;основыэкологическойкультуры:принятиеценностиприродногомира,готовностьследоватьвсвоейдеятельностинормамприродоохранного,нерасточительного, здоровье сберегающегоповедения.
  • Чувствопрекрасногоиэстетическиечувстванаосновезнакомствасмировойиотечественнойхудожественнойкультурой.

Всферерегулятивныхуниверсальныхучебныхдействийвыпускникиовладеют:

  • Типамиучебныхдействий,направленныхнаорганизациюсвоейработы,включаяспособностьприниматьисохранятьучебнуюзадачу,учитыватьвыделенныеучителемориентирыдействиявновомучебномматериалевсотрудничествесучителем;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации,втом числевовнутреннемплане;
  • Учитыватьустановленныеправилавпланированиииконтролеспособарешения;
  • Осуществлятьитоговыйипошаговыйконтрольпорезультату;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективнойоценкисоответствиярезультатовтребованиямданнойзадачи,адекватновосприниматьпредложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, различать способ ирезультатдействия;
  • Вноситьнеобходимыекоррективывдействиепослеегозавершениянаосновеегооценкииучетахарактерасделанныхошибок;
  • Использоватьпредложенияиоценкидлясозданиянового,болеесовершенногорезультата,использоватьзаписьвцифровойформеходаирезультатоврешениязадачи,собственнойзвучащейречинарусском,родномииностранномязыках.

Всферепознавательныхуниверсальныхучебныхдействийвыпускникинаучатся:

  • Восприниматьианализироватьсообщенияиважнейшиеихкомпоненты;
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий сиспользованиемучебнойлитературы,энциклопедий,справочников(включаяэлектронные,цифровые),воткрытоминформационномпространстве,втомчислеконтролируемомпространствесетиИнтернет,осуществлятьзапись(фиксацию)выборочнойинформацииобокружающем миреи осебесамом,втомчислеспомощью инструментовИКТ;
  • Использоватьзнаково-символическиесредства,втомчислемодели(включаявиртуальные)исхемы (включаяконцептуальные), длярешения задач;
  • Проявлять познавательную инициативу вучебном сотрудничестве, строить сообщениявустнойиписьменнойформе,ориентироватьсянаразнообразиеспособоврешениязадач,основамсмысловоговосприятияхудожественныхипознавательныхтекстов,выделятьсущественнуюинформациюизсообщенийразных видов(впервуюочередь текстов);
  • Осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков,осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоизчастей,проводитьсравнение,сериациюи классификациюпозаданнымкритериям;
  • Устанавливатьпричинно-следственныесвязивизучаемомкругеявлений,строитьрассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или классаединичныхобъектов, наосновевыделения сущностнойсвязи;
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделениясущественных признаков и их синтеза, устанавливать аналогии, владеть рядом общих приемоврешениязадач.

Всферекоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействийвыпускникиприобретут:

  • Умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства длярешенияразличныхкоммуникативныхзадач;
  • Строить монологическое высказывание (втомчислесопровождаяегоаудиовизуальнойподдержкой);
  • Владетьдиалогическойформойкоммуникации,используявтомчислесредстваиинструменты ИКТ и дистанционного общения, допускать возможность существования у людейразличныхточекзрения,втомчисленесовпадающихсегособственной,иориентироватьсяна

позициюпартнеравобщенииивзаимодействии,учитыватьразныемнения истремитьсяккоординацииразличныхпозицийвсотрудничестве;

  • Формулироватьсобственноемнениеипозицию,договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельности,втомчислевситуациистолкновенияинтересов;
  • Строитьпонятныедляпартнеравысказывания,учитывающие,чтопартнерзнаетивидит,ачто нет;
  • Задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляциисвоегодействия;
  • Адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияразличныхкоммуникативныхзадач,строитьмонологическоевысказывание,владетьдиалогическойформойречи.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужоемнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать иреализовыватьсовместнуюдеятельность,каквпозициилидера,такивпозициирядовогоучастника умениеразрешатьконфликты наосноведоговорённости

РегулятивныеУУД:умениеклассифицироватьобъекты,ситуации,явленияпоразличнымоснованиямподруководствомучителя;устанавливатьпричинно-следственныесвязи,прогнозировать,выделятьпротивоположныепризнакиобъекта,преодолеватьпсихологическуюинерцию мышления.

ПознавательныеУУД:развитиелюбознательности,инициативывученииипознавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своихдействий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе.Умениеделать выводыи обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность ксотрудничествуидружбе;способностькэмпатииисопереживанию,эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людейиэкспрессии эмоций.

Кконцуобученияв1классеобучающиесядолжныуметь

  1. Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логическийрядвсоответствии сзаданным

принципом,самостоятельносоставлятьэлементарнуюзакономерность.

  1. Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновываясвойвыбор.
  2. Находитьпринципгруппировкипредметов,даватьобобщённоеназваниеданнымпредметам.
  3. Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию,функциональномуназначению и т. д.).
  4. Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы,исправлять аналогичность, обосновывать своёмнение;
  5. Выделятьсущественныепризнакипредмета,объяснятьсвойвыбор.
  6. Называтьположительныеиотрицательныекачествахарактера.
  7. Проявлятьбыстротуреакциипривыбореправильногоответасрединесколькихпредложенных.
  8. Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явнонесвязанных междусобой посмыслупослеоднократного прослушивания.
  9. Соотноситьсюжетипословицу,выражающуюегоосновнуюмысль.
  10. Пользоватьсяприёмамитеатрализации:инсценироватьмаленькиепьесы,разыгрыватьситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другиеактёрскиеспособности.
  11. Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справаналево»,«вниз наискосок справаналево»ит. д.
  12. Самостоятельносоставлятьрисункисиспользованиемданныхпонятийнаклетчатойбумаге.
  13. Самостоятельносоставлятьрисунки,используяофицерскуюлинейку;
  14. Составлятьрассказназаданнуютему,придумыватьпродолжениеситуации,сочинятьсказкинановый лад.
  15. Уметьвыделятьсущественныепризнакипредмета,объяснятьсвойвыбор;
  16. Называтьнескольковариантовлишнегопредметасредигруппыоднородных,обосновываясвойвыбор.
  17. Выражатьсловами чувства,которыеиспытываетгеройпроизведения.
  18. Высказыватьсвоёотношениекпроисходящему,делитьсявпечатлениями.

ТЕМАТИТЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№занятия

Темазанятия

Кол-вочасов

1

Первыйразвпервыйкласс

1

2

Работанадошибками

1

3

Заданиятрёхпоросят

1

4

Здравствуй,осень!

1

5

Играемв«ромашку»

1

6

Постраницамрусскойсказки «Волкисемеро козлят»

1

7

Рисуемяблоньку

1

8

Геометрическиймагазин

1

9

Постраницамрусскойнароднойсказки «Машаимедведь»

1

10

Хлеб-батюшка

1

11

Шкатулкассюрпризом

1

12

Нагрибнойполяне

1

13

ВгостяхуЗнайки

1

14

Читаемписьма

1

15

Наряжаемёлочку

1

16

«Прикольныезадания»

1

17

Иснова«прикольныезадания»

1

18

Домашниеживотные

1

19

Цепочказанимательныхзаданий

1

20

Озвёздах

1

21

Дорогоюдобра

1

22

Быть здоровым

1

23

Незнайкинэкзамен

1

24

КоллекцияголоволомокотНезнайки

1

25

ПостраницамкнигиЭдуардаУспенского«ДядяФёдор,пёси

кот»

1

26

Знаменитыемалыши.Дюймовочка

1

27

БукетдляРусалочки

1

28

Спичечноеассорти

1

29

Словесныезабавы

1

30

«Говорящие»головоломки

1

31

Ловимрыбку

1

32

Загадалки

1

33

Пернатыедрузья

1

Итого

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Л.В.Мищенкова«36занятийдлябудущихотличников.Заданияпоразвитиюпознавательныхспособностей»1 класс

МетодическоепособиедляучителяЛ.В.Мищенкова«36занятийдлябудущихотличников.Заданияпо развитиюпознавательныхспособностей»1 класс

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. ЕдинаяколлекцияЦифровыхОбразовательныхРесурсов:
  2. Учебныематериалыисловаринасайте«КириллиМефодий»:
  3. Учебныематериалынасайте:
  4. –Единаяколлекцияцифровых образовательныхресурсов.
  5. –Творческаялаборатория«2×2»–Математическоеобразование.
  6. –образовательныепроектыпортала«Внеурока»:Математика.Математический мир.
  7. •;ОбразовательнаяплатформаУчи.ру.
  8. •;Российскаястраницамеждународногоматематическогоконкурса

«Кенгуру».

  1. •;Международныйконкурс-играпоматематике«Слон».
  2. –Всероссийскаяолимпиадапоматематикедля1–4классов«РыжийКотёнок».
  3. –конкурсдлямладшихклассов«Лисёнок».
  4. •;сайт«Реши-Пиши»(увлекательныеквестыдлядетей).
  5. –«Сократ»:развивающиеигрыиконкурсы.
  6. –головоломки,загадки,задачиизадачки,фокусы,ребусы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами истульямидляпедагогаиучащихся,класснойдоской,шкафамидляхраненияучебнойлитературы,рабочих тетрадейинаглядныхпособий,стендомдлядемонстрациидетских работ.

Компьютер,мультимедийныйпроекториинтерактивнаядоска.

Программное обеспечение для занятий: пакет программ MicrosoftOffice, включающийтекстовыйредакторMicrosoftWord,табличныйредакторMicrosoftExcel,программудлясозданияпрезентацийMicrosoftPowerPoint;программадляработынаинтерактивнойдоске;программыдля электронного обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"  3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «36 занятий для будущих отличников» для 1 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «36 занятий для будущих отличников»  для 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Основная цель программы:  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.В соответствии с целью определяются конкретн...