Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» 5 «Г» класс
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Цели и задачи.

Цель  – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5g_logopedichesie_zanyatiya.docx155.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Логопедические  занятия»

5 «Г» класс

Составила:

Данюшина Ирина Геннадьевна,

учитель-логопед

                                                                      первой квалификационной категории

      2023-2024 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 5 «Г» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), учебного плана  МКОУ школы-интерна, образовательной программы  МКОУ школы-интерната, Положения «О рабочей программе по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области».

Цели и задачи.

Цель  – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы.

Коррекционно - развивающий курс разработан с целью организации обучения и воспитания в образовательной организации детей с умственной отсталостью, имеющим нарушения речи. Данный курс является органичной частью АООП НОО ОВЗ (вариант 8.1.). Логопедические занятия проводится во внеурочное время с обучающимися 5 класса, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Сроки логопедического воздействия на обучающимися с УО с учетом психофизиологических возможностей, индивидуальных особенностей развития и структурой речевого дефекта. Весь материал, представленный в программе составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, структурой речевого дефекта, требований АООП НОО и Инструктивным письмом Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2.  

На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи.  Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

        Содержание изучаемого курса « Логопедические занятие ».

На изучение в 5 классе отведено 102 часа, 34 учебные недели (I модуль –  15 часов, II модуль – 15 часов, III модуль – 18 часов, IV модуль –  18 часов, V модуль -  15  часов, VI модуль - 21 час). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 мин.

Всего часов: обследование – 4 часа. Звуковой анализ – 4 часа. Слоговая структура слова – 2 часа. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 13 часов. Мягкий знак в слове – 4 часа. Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 12 часов. Ударение –7 часов. Слова, обозначающие предметы – 11 часов. Слова, обозначающие действие предмета – 11 часов. Слова, обозначающие признак предмета – 11 часов. Предлоги – 5 часов. Родственные слова – 2 часа. Предложение – 7 часов. Текст –6 часов. Обследование - 3 часа. Итоговое количество часов (102 ч.)

Личностные результаты освоения логопедических занятий

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по логопедической коррекции основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по логопедической коррекции для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями.

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе.

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя.

-Называть предметы и соотносить их с картинками.

- Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям.

-Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.

-Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена одноклассников и ближайших родственников.

-Слушать сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Достаточный уровень:

-Выполнять задания по словесной инструкции.

-Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.

-Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова.

-Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.

-Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей.

-Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

-Пересказывать услышанный текст с опорой на сюжетно – ролевые картинки и без опоры.

-Восстанавливать часть отсутствующего текста, предложения, слова.

-Подбирать слова, сходные или противоположные по смыслу.

-Строить связные высказывания. Внятно выражать свои мысли.

-Строить диалог, полилог.

Организация работы.

Коррекционно - развивающий курс разработан с целью организации обучения и воспитания в образовательной организации детей с умственной отсталостью, имеющим нарушения речи. Данный курс является органичной частью АООП НОО ОВЗ (вариант 8.1.). Логопедические занятия проводится во внеурочное время с обучающимися 6 класса, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Сроки логопедического воздействия на обучающимися с УО с учетом психофизиологических возможностей, индивидуальных особенностей развития и структурой речевого дефекта. Весь материал, представленный в программе составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, структурой речевого дефекта, требований АООП НОО и Инструктивным письмом Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2.

На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи.  Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

5 класс   (3 часа в неделю)

Коррекция нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.

      1.   Обследование учащихся.

2.   Повторение изученного во 2-4 классах:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и  невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
  • корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной речи - необходимо выполнение учащимися следующих упражнений:

-   различать свистящие и шипящие согласные.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

5  класс.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
  • выполнять морфемный анализ и синтез слов,
  • выделять родственные слова из текста.

Обучающиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв русского алфавита,
  • падежи и вопросы к ним,
  • вопросы к именам существительным,
  • вопросы к именам прилагательным

Календарно-тематическое планирование уроков логопедических занятий в 5г  классе ( 3 часа в неделю, 102 часа  в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по

факту

1

Обследование импрессивной и связной речи.

1 ч.

04.09.2023

2

Обследование словарного запаса. Обследование слоговой структуры слова.

1 ч.

05.09.2023

3

Обследование грамматического строя речи.

1 ч.

06.09.2023

4

Обследование чтения и письма.

1 ч.

11.09.2023

5

Предложение. Слово.

1 ч.

12.09.2023

6

Звуки и буквы. Алфавит.

1 ч.

13.09.2023

7

Гласные звуки и буквы.

1 ч.

18.09.2023

8

Согласные звуки и буквы.

1 ч.

19.09.2023

9

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

1 ч.

20.09.2023

10

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

1 ч.

25.09.2023

11

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в слогах.

1 ч.

26.09.2023

12

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в словах.

1 ч.

27.09.2023

13

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в слогах.

1 ч.

02.10.2023

14

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах.

1 ч.

03.10.2023

15

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в слогах.

1 ч.

04.10.2023

16

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словах.

1 ч.

16.10.2023

17

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в слогах.

1 ч.

17.10.2023

18

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словах.

1 ч.

18.10.2023

19

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е».

1 ч.

23.10.2023

20

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

1 ч.

24.10.2023

21

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

1 ч.

25.10.2023

22

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные».

1 ч.

30.10.2023

23

Занимательная логопедия.

1 ч.

31.10.2023

24

Разделительный «ь» перед гласными е, е, ю, я, и.

1 ч.

01.11.2023

25

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

1 ч.

06.11.2023

26

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

1 ч.

07.11.2023

27

Звонкие и глухие согласные

1 ч

08.11.2023

28

Сложные слова.

1 ч.

13.11.2023

29

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

1 ч.

14.11.2023

30

Дифференциация В-Ф в предложении

1 ч.

15.11.2023

31

Дифференциация Г-К в слогах и словах.

1 ч.

27.11.2023

32

Дифференциация Г-К в предложении.

1 ч.

28.11.2023

33

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

1 ч.

29.11.2023

34

Дифференциация Д-Т в предложении.

1 ч.

04.12.2023

35

Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

1 ч.

05.12.2023

36

Дифференциация Ж-Ш в предложении.

1 ч.

06.12.2023

37

Дифференциация З-С в слогах и словах.

1 ч.

11.12.2023

38

Дифференциация З-С в предложении.

1 ч.

12.12.2023

39

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

1 ч.

13.12.2023

40

Ударение. Выделение ударных гласных.

1 ч.

18.12.2023

41

Ударение. Выделение ударных гласных.

1 ч.

19.12.2023

42

Безударные гласные. Выделение безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов.

1 ч.

20.12.2023

43

Безударные гласные. Выделение безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов.

1 ч.

25.12.2023

44

Безударные гласные. Выделение безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов.

1 ч.

26.12.2023

45

Занимательная логопедия.

1 ч.

27.12.2023

46

Слова, обозначающие предметы.

1 ч.

09.01.2024

47

Слова, обозначающие понятия.

1 ч.

10.01.2024

48

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

1 ч.

15.01.2024

49

Слова, обозначающие один и много предметов.

1 ч.

16.01.2024

50

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

1 ч.

17.01.2024

51

Существительные мужского рода.

1 ч.

22.01.2024

52

Существительные женского рода.

1 ч.

23.01.2024

53

Существительные среднего рода.

1 ч.

24.01.2024

54

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

1 ч.

29.01.2024

55

Слова-предметы, имеющие противоположное значение.

1 ч.

30.01.2024

56

Слова-предметы, близкие по значению.

1 ч.

31.01.2024

57

Слова, обозначающие действия предметов.

1 ч.

05.02.2024

58

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

1 ч.

06.02.2024

59

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

1 ч.

07.02.2024

60

Сопоставление форм одного и того же глагола.

1 ч.

12.02.2024

61

Употребление глаголов с различными приставками (-за; -вы).

1 ч.

13.02.2024

62

Употребление глаголов с различными приставками (-при; -от).

1 ч.

14.02.2024

63

Слова-действия, имеющие противоположное значение.

1 ч.

26.02.2024

64

Слова-действия, близкие по значению.

1 ч.

27.02.2024

65

Слова, обозначающие признаки предметов.

1 ч.

28.02.2024

66

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина).

1 ч.

04.03.2024

67

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус).

1 ч.

05.03.2024

68

Выделение ведущих признаков предметов (материал).

1 ч.

06.03.2024

69

Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).

1 ч.

11.03.2024

70

Образование относительных прилагательных.

1 ч.

12.03.2024

71

Образование притяжательных прилагательных.

1 ч.

13.03.2024

72

Образование прилагательных с уменьшительно- ласкательным значением.

1 ч.

18.03.2024

73

Подбор прилагательных с противоположным значением.

1 ч.

19.03.2024

74

Подбор прилагательных, близких по значению.

1 ч.

20.03.2024

75

Итоговое занятие по теме: « Слова, обозначающие признак предмета».

1 ч.

25.03.2024

76

Занимательная логопедия

1 ч.

26.03.2024

77

Предлог БЕЗ.

1 ч.

27.03.2024

78

Предлог НАД - ПОД.

1 ч.

01.04.2024

79

Предлог ОКОЛО.

1 ч.

02.04.2024

80

Предлог ПЕРЕД.

1 ч.

03.04.2024

81

Закрепление знаний о предлогах.

1 ч.

15.04.2024

82

Родственные слова. Подбор родственных слов

1 ч.

16.04.2024

83

Родственные слова. Подбор родственных слов.

1 ч.

17.04.2024

84

Родственные слова. Подбор родственных слов.

1 ч.

22.04.2024

85

Работа с деформированным предложением.

1 ч.

23.04.2024

8625

Повествовательное предложение.

1 ч.

24.04.2024

87

Вопросительное предложение.

1 ч.

29.04.2024

88

Восклицательное предложение.

1 ч.

30.04.2024

89

Сложное предложение: сложносочинённое.

1 ч.

01.05.2024

90

Сложноподчинённое предложение.

1 ч.

06.05.2024

91

Занимательная логопедия

1 ч.

07.05.2024

92

Восстановление деформированного текста.

1 ч.

08.05.2024

93

Восстановление деформированного текста.

1 ч.

13.05.2024

94

Восстановление текста с пропущенными словами.

1 ч.

14.05.2024

95

Восстановление текста с пропущенными словами.

1 ч.

15.05.2024

96

Пересказ текста по вопросам.

1 ч.

20.05.2024

97

Пересказ текста по плану.

1 ч.

21.05.2024

98

Пересказ текста по плану.

1 ч.

22.05.2024

99

Фронтальное обследование.

1 ч.

27.05.2024

100

Фронтальное обследование.

1 ч.

28.05.2024

101

Фронтальное обследование.

1 ч.

28.05.2024

102

Фронтальное обследование.

1 ч.

28.05.2024

Итого:

102ч

Учебно-методическое обеспечение предмета:

1.Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), 2015 г.

2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

3.Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.  – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.

4.Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова.  -  М.: ГНОМ,  2007. – 128 с.

6.Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 184 с.

7.Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 96 с.

8.Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.

9.Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

10.Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М:, 2005 г.

Приложение: раздаточный наглядный материал, разрезная азбука, кассы букв, звуковые схемы, веера букв, дидактический материал., картинный материал, схемы предложения, раздаточный картинный материал.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...