СЕМЬЯ И ШКОЛА - ПАРТНЁРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья
Статья посвящена проблеме выстраивания партнёрского взаимодействия, сотрудничества семьи и школы в воспитании личности младшего школьника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ И ШКОЛА - ПАРТНЁРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. Статья посвящена проблеме выстраивания партнёрского взаимодействия, сотрудничества семьи и школы в воспитании личности младшего школьника.
Ключевые слова: партнёры, семья и школа, семейные ценности, моральные качества личности, индивидуальность.
Партнёром, по определению Википедии, является один из равноправных участников совместной деятельности. [2.]
В основу любого партнёрства заложена цель, для достижения которой человеку необходимо стать партнёром. В воспитании младшего школьника заинтересованы две стороны: учителя и родители. Родителей, несомненно, можно назвать первыми педагогами. Именно они ещё в младенческом возрасте обязаны заложить в своём ребёнке основы нравственного, интеллектуального и физического развития личности.
Если же родители используют резервы семейного воспитания не на должном уровне, то в поведении детей имеют место быть асоциальные явления: грубость, чёрствость, безнравственность, равнодушие.
Современные родители, к сожалению, не всегда понимают их доминирующей роли наряду со школой и социальным окружением в формировании моральных ценностей ребёнка. Нежелание со стороны родителей заниматься воспитанием детей способствует развитию всех человеческих пороков, существующих в обществе. Развитию моральных качеств ребёнка способствуют семейные ценности, о которых молодые родители порой не задумываются. В популяризации семейных ценностей ведущая роль отводится педагогам, которые выступают партнёрами родителей в воспитании детей.
Дети мыслят образами. Сформировать положительные образы в сознании ребёнка помогают любовь к детям, положительный пример родителей и педагогов, способствующий развитию моральных качеств личности. Воспитание детей на собственном примере важно. Чтобы ребёнок видел и понимал, что слово не расходится с делом, родителям необходимо относиться к ребёнку с любовью и вниманием, быть в постоянном психологическом контакте, который необходимо строить с младенчества. Для сохранения и поддержки психологического контакта родители должны проявлять искреннюю заинтересованность во всех делах ребёнка. Таким образом ребёнок получает первый положительный опыт, учится вести себя в различных жизненных ситуациях.
Родители, со своей стороны, должны признать право ребёнка на индивидуальность, непохожесть на других детей, или на родителей. С особой осторожностью надо относиться к оценке ребёнка, а именно, воздержаться от негативных оценок качеств его характера, критиковать рекомендуется необдуманный поступок или неправильное действие.
Задача учителя выстроить правильное взаимодействие, сотрудничество школы и родителей, смыслом которого является создание условий для комфортной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в системе воспитания «школа-семья».
Бесспорно, семьи бывают разные. В некоторых семьях наблюдается дефицит ласки или общения, в других семьях поведение родителей по отношению к ребёнку сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы, иначе говоря, в таких семьях присутствует синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Такие семьи, как правило, тяжело идут на контакт со школой, с родителями семей данной категории учителю тяжелее организовать сотрудничество и взаимодействие. Гораздо легче выстраивать партнёрские отношения с семьями, которые заинтересованы в достойном воспитании своих детей.[1.]
Когда родители принимают активное участие в жизни своего обучающегося, это, в первую очередь, ценится ребёнком. В нашей практике есть такие родители, которые не остаются равнодушными к жизни классного коллектива, в котором учатся их школьники. О таких родителях хочется рассказывать, писать статьи, награждать их за активное участие. Есть в нашей школе такая семья- семья . Олеся Николаевна не остаётся равнодушной ко всем проблемам класса. С первого класса она активно сотрудничает с учителями нашей школы. Уже семь лет Олеся Николаевна помогает школе в разных направлениях. Она активный участник родительского комитета. Помогает в организации и проведении родительских собраний, лекториев, классных часов, конференций, праздничных мероприятий, акций. Не обходятся без неё в нашем классе и праздничные чаепития. Она поможет сделать эмблемы на соревнования, сшить банты и галстуки для выступления, испечёт блины на праздник «Масленица».
Олеся Николаевна многодетная мама, которая найдёт время для всех своих четверых детей. Она совмещает работу, заботу о детях, учёбу и множество других обязанностей.
Кроме всего этого, она волонтёр отряда Забайкальской железной дороги «Дорога Добра» в Чернышевском районе, участник Всероссийской акции взаимопомощи «Мы Вместе». В рамках данной акции помогала оказывать помощь пожилым людям, находящимся дома в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Награждена благодарственным письмом Губернатора Забайкальского края.
Олеся Николаевна настоящий пример для нашего подрастающего поколения. Выдающаяся женщина нашей малой Родины.
На протяжении нескольких лет наша школа работает с многодетной семьёй Анны Александровны и Игоря Николаевича. О них у нас шутят: «Три сыночка да лапочка-дочка». Мальчики выросли, покинули стены отчего дома и родной школы, а вот Леночка ещё учится.
На пороге класса, маленькая, хрупкая молодая мама появилась задолго до 1 сентября, когда старший сын пошёл в 1 класс. С этого дня началось плодотворное сотрудничество их семьи и школы. У Анны было много идей по оформлению кабинета к Дню Знаний. Сколько талантов скрыто в этой женщине, а ещё больше любви, заботы, нежности к своим детям и не только. Работает Анна Александровна посменно, поэтому всегда находит время прийти и помочь оформить сцену к празднику, вместе с единомышленницами искусно воплотить в жизнь идеи оформления школьного новогоднего окна, которое станет главным призёром поселкового конкурса «Моё окно». Анна Александровна постоянный, активно работающий член родительского комитета. В плане формирования эстетического воспитания во взаимодействии семьи и школы, можно сказать, на высоте. В классе сына, Захара, мама вместе с редакционной коллегией класса смастерили и оформили классный уголок в космическом стиле, да такой, что его не отличишь от стенда, которые делают мастера-станочники. Эксклюзивные новогодние костюмы детям она создаёт своими руками, костюмы принцесс, пиратов, мушкетёров, Джека Воробья поражают своей необычностью и красотой.
Партнёрские взаимоотношения семьи и школы по вопросам формирования эстетического, гражданско-патриотического воспитания способствовали на высоком уровне провести совместно со старшеклассниками, посвящённый юбилейной дате, Бал декабристов. Многие родители класса принимали активное участие в мероприятии. Второклассники танцевали мазурку. Анна Александровна и Марина Анатольевна сшили шесть бальных платьев девочкам, а шести мальчикам изготовили доломаны с соответствующей атрибутикой. Гусарские костюмы в последствии были дополнены киверами и использовались на конкурсе военной песни, посвящённом Дню Великой Победы в ВОВ 1941-45гг.
Самый яркий семейный спортивный праздник в школе и на уровне района – это «Мама, папа, я-спортивная семья!», призёрами которого опять же стала семья Саяпиных. Старший сын, Никита, учился в школе олимпийского резерва, где успешно осваивал игру в шахматы. Шахматистами стали все дети этой семьи, Никита и Денис окончили музыкальную школу. Денис играет для души на нескольких музыкальных инструментах, Захар и Елена склонны к рисованию, они занимались в кружке изобразительного искусства в ДДТ. Ещё одно великое достоинство семьи- это читающая семья, а в процессе семейного чтения решаются вопросы воспитания детей по различным направлениям воспитаниям, заявленными в обновлённом образовательном стандарте, 2021г. Можно сказать, что в семье поддерживаются и развиваются таланты и желания детей, которые позволяют воспитать достойных граждан нашей великой страны.
Хорошее воспитание – это сопровождение наших детей и оказание им помощи в процессе становления их личности. Воспитание не должно быть эмоциональным давлением на то, чтобы ребёнок стал идеальным во всех отношениях или точной копией одного из своих родителей. И, определенным образом, это не то, чтобы бросить его безо всякого руководства или ограничений.
Учителя и родители в процессе совместной деятельности в воспитании детей могут стать партнёрами. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.
Список литературы:
- Головчанская Н.В. Семья и школа- партнёры в воспитании ребёнка. [Электронный ресурс]: URL:https://nsportal.ru/shkola/ klassnoe-rukovodstvo/ library/ semya-i-shkola-partnery-v-vospitanii-rebenka /2016/12/22/ (дата обращения 07.03.2024г).
- Партнёр. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.- URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Partnership (дата обращения 07.03.2024г).
- Сосницкий В. Шагнули в огонь и дым. Газета «Наше время», Чернышевск, 6 февраля 2019г., стр. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья и школа – партнёры в воспитании детей"
Родительское собрание в форме деловой игры....

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»
Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Выступление на педагогическом совете "Семья и школа партнёры в воспитании ребёнка".
В помощь классному руководителю в работе с родителями учеников....
Родительское собрание "Семья и школа - партнёры в воспитании"
Семья и школа - партнёры в воспитании....

родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»
родительское собрание:«Семья и школа – партнёры в воспитании»...

Сценарий родительского собрания "Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка" 1 класс
Сценарий родительского собрания «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка» для 1 класса предлагает формат открытого диалога между учителями и родителями, направленный на обсужде...

