Конспект урока "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет".
план-конспект урока (4 класс)

Лариса Владимировна Ерискина

Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. и должность автора: Ерискина Лариса Владимировна, учитель начальных  классов

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Центр образования села Амгуэмы»»

Предметная область: финансовая грамотность

Краткая аннотация урока/занятия:

Класс   4 класс

Тема урока/занятия: «Семейный бюджет»

Тип урока/занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока/занятия: Создание условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи урока/занятия: 

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • повторить изученные экономические понятия;

 Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, логическое мышление, познавательные способности
  • Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
  • Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательные:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, социальные устои и традиции;
  • Воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Ожидаемые результаты: 

Предметный: формирование навыка элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения другого ученика.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.

Формы организации работы детей: фронтальная, в малой группе, индивидуальная, работа с карточками.

Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.

Технические условия

Используемое оборудование: школьный ноутбук, медаипроектор, презентация «Семейный бюджет», карточки-схемы, карточки с определениями новых слов(«дефицит», «экономия», «жадный», «экономный»),раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, карточки с изображением хмурого, равнодушного и весёлого человечков.

Краткое описание

Урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1

2

Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся

2 мин.

- здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Ответьте пожалуйста на вопрос: «Когда я и испытываю чувство радости?»

Приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать и сопереживать. Очень хорошо, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку, от общения с друзьями, родными. На этом уроке мы продолжим разговор о жизни в семье.

- определите своё настроение на начало урока

Ответы детей

Дети поднимают карточки с изображением человечка: весёлого, равнодушного, хмурого)

Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях

6 мин

-Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика).

-А какие темы мы с вами изучили в разделе «Экономика»?

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Государственный бюджет».

-Что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок).

-А теперь закрепим наши знания по этим темам, выполняя тест.

Тест.

1.             1. Из чего складывается бюджет?

А) из денег;

Б) из зарплаты и стипендии;

В) из доходов и расходов.

 

2.Из чего складывается государственный бюджет?

А) из зарплаты граждан;

Б) из доходов предприятий и фирм;

В) из налогов граждан и организаций.

3. Налоги –

А) это добровольные взносы;

Б) взимаются в принудительном порядке.

4. Налоги бывают …

А) прямые;

Б) кривые;

В) косвенные.

5. За правильностью начисления налогов следит

А) налоговая полиция;

Б) налоговая инспекция;

В) милиция.

6. Лучшим считается  бюджет, в котором 

А) доходы больше расходов;

Б) доходы равны расходам;

В) доходы меньше расходов.

Устные ответы обучающихся

У каждого ребёнка тест, индивидуальная работа.

Постановка проблемы урока

3 мин

  • Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (да)
  • Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (семья)
  • Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)
  • Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (из доходов и расходов)
  • Какая же будет тема урока? (семейный бюджет) Слайд 1

Устные ответы обучающихся

«Открытие» детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

10 мин

- на уроке у нас сегодня 4 группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье. Слайд 2

  • Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (заработная плата – родители; пенсия – бабушки и дедушки; стипендия – студенты; пособие на ребёнка; гонорары, авторские вознаграждения)
  • Так что такое доход семьи? (сумма, заработанная членами семьи за месяц)Слайд 3,4,5

- у вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

10

Бытовая химия

4

Транспорт

10

Музыкальная школа

10

Спортивная школа

10

Книги

5

Компьютер

40

Игрушки

5

Платежи и налоги

30

Диски с мультфильмами

6

Посещение цирка

6

Посещение боулинга

7

Туристическая поездка

80

Поход в кино

4

Мороженое, конфеты

5

Велосипед

15

- выслушаем, что у вас получилось.

- как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать  необходимы платежи.

- а теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась?

- что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели вы уложиться в эту сумму?

Групповая работа обучающихся.

Устные ответы обучающихся

Групповая работа обучающихся.

Выступление представителей от каждой группы (семьи)

Высказывания своих предположений.

Ученики подсчитывают сумму.

Устные ответы обучающихся

Физкультурная минутка. Упражнения для  для развития межполушарного взаимодействия. (По А. Л. Сиротюк)

2 мин

Приложение 1

Ученики выполняют соответствующие движения.

Первичное закрепление нового материала.

Определение лучшей «формулы» семейного бюджета, обучение экономии

7 мин

- подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределяться доходы и расходы в семье? (доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов)

- а какая формула будет лучшей? (та, в которой доходы больше, чем расходы)

- давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значения этих слов, вы найдёте у себя на карточках-подсказках.

  • Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
  • Экономия – бережливое ведение хозяйства;
  • Жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
  • Экономный – бережливо расходующий что-либо.

- что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (если дефицит – нужно на чём-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)

- на чём можно сэкономить? ( сладости и излишества в еде, транспорт,, коммунальные услуги, одежда и обувь)

- как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

- давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Слайд 6

Устные ответы обучающихся

Обучающиеся выполняют задание

Устные ответы обучающихся

Дети высказывают свои предположения. Если затрудняются – обращаются к карточкам –подсказкам.

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей.

7 мин

- у нас с вами есть уже небольшой опыт составление семейного бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (премия, наследство, выигрыш) Слайд 7,8

- а непредвиденные расходы? ( болезнь, несчастье)

- какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов

Уходя из дома, выключай свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляй сдачу себе

Пользуйся услугами доставки пиццы

Чаще разговаривай с друзьями по сотовому телефону

- ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (нужно много трудиться) Слайд 9

- совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

  • Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Труд человека кормит, а лень портит.

Устные ответы обучающихся

Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.

Устные ответы обучающихся

Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста. Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим.

8 мин

- сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд вариант ответа на каждый вопрос.

Тест

Вопрос

Вариант ответа

  1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии;

Б) из доходов и расходов

В) из денег

  1. Деньги, которые поступают в бюджет семьи – это…

Я ) расходы;

Е ) проценты;

Ю)  доходы.

  1. Авторское вознаграждение – это…

Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар

  1. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи – это…

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

  1. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы….

Е) больше расходов

И) равны расходам

А) меньше расходов

  1. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды….

Т) доходов

П) расходов

К) гонорара

- теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет)

- молодцы!

- ребята! На электронный адрес нашей школы пришло сообщение «Прошу помочь!». Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на приобретение скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам для поездки на соревнования. Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

- да, мы должны помогать друг-другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется деньгами.

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, - в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

Групповая работа обучающихся

Устные ответы обучающихся

Групповая работа обучающихся. Выступление с ответами представителей от каждой группы.

Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Рекомендации учителя по выполнению домашнего задании.

2 мин

  1. Рефлексия

              -   Какую цель ставили? Достигли цели?

              - Какая тема урока была?

              - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                                             

                         знаю

 Я                     запомнил

                        смог                                                        

  1. Самооценка учениками своей деятельности.  Вам сейчас необходимо оценить свою работу на данном уроке. Лист самооценки перед вами. Посмотрите на доску и вспомните  об условных обозначениях.

Приложение 2 (САМООЦЕНКА)

  1. Оценка настроения в конце урока.

- сожмите руку в кулак: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, - указательный палец, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

  1. Домашнее задание.
  • Статья в учебнике
  • Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов
  • Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

- БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УРОК!

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дети работают с листом самооценки, в соответству-ющей колонке ставят знак.

Дети выполняют задание учителя