Конспект урока "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет".
план-конспект урока (4 класс)
Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. и должность автора: Ерискина Лариса Владимировна, учитель начальных классов | |
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Амгуэмы»» | |
Предметная область: финансовая грамотность | |
Краткая аннотация урока/занятия: | |
Класс 4 класс | |
Тема урока/занятия: «Семейный бюджет» | |
Тип урока/занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
Цели урока/занятия: Создание условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи. | |
Задачи урока/занятия: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Ожидаемые результаты: Предметный: формирование навыка элементарных экономических представлений о бюджете семьи. Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения другого ученика. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика. Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность. | |
Формы организации работы детей: фронтальная, в малой группе, индивидуальная, работа с карточками. | |
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая. | |
Технические условия | |
Используемое оборудование: школьный ноутбук, медаипроектор, презентация «Семейный бюджет», карточки-схемы, карточки с определениями новых слов(«дефицит», «экономия», «жадный», «экономный»),раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, карточки с изображением хмурого, равнодушного и весёлого человечков. | |
Краткое описание: Урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий. | |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся | 2 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Ответьте пожалуйста на вопрос: «Когда я и испытываю чувство радости?» Приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать и сопереживать. Очень хорошо, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку, от общения с друзьями, родными. На этом уроке мы продолжим разговор о жизни в семье. - определите своё настроение на начало урока | Ответы детей Дети поднимают карточки с изображением человечка: весёлого, равнодушного, хмурого) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях | 6 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика). -А какие темы мы с вами изучили в разделе «Экономика»? -На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Государственный бюджет». -Что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок). -А теперь закрепим наши знания по этим темам, выполняя тест. Тест. 1. 1. Из чего складывается бюджет? А) из денег; Б) из зарплаты и стипендии; В) из доходов и расходов.
2.Из чего складывается государственный бюджет? А) из зарплаты граждан; Б) из доходов предприятий и фирм; В) из налогов граждан и организаций. 3. Налоги – А) это добровольные взносы; Б) взимаются в принудительном порядке. 4. Налоги бывают … А) прямые; Б) кривые; В) косвенные. 5. За правильностью начисления налогов следит А) налоговая полиция; Б) налоговая инспекция; В) милиция. 6. Лучшим считается бюджет, в котором А) доходы больше расходов; Б) доходы равны расходам; В) доходы меньше расходов. | Устные ответы обучающихся У каждого ребёнка тест, индивидуальная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы урока | 3 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Устные ответы обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов. | 10 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- на уроке у нас сегодня 4 группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье. Слайд 2
- у вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет. Список товаров и услуг
- выслушаем, что у вас получилось. - как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? - добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимы платежи. - а теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась? - что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели вы уложиться в эту сумму? | Групповая работа обучающихся. Устные ответы обучающихся Групповая работа обучающихся. Выступление представителей от каждой группы (семьи) Высказывания своих предположений. Ученики подсчитывают сумму. Устные ответы обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультурная минутка. Упражнения для для развития межполушарного взаимодействия. (По А. Л. Сиротюк) | 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1 | Ученики выполняют соответствующие движения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление нового материала. Определение лучшей «формулы» семейного бюджета, обучение экономии | 7 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределяться доходы и расходы в семье? (доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов) - а какая формула будет лучшей? (та, в которой доходы больше, чем расходы) - давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значения этих слов, вы найдёте у себя на карточках-подсказках.
- что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (если дефицит – нужно на чём-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.) - на чём можно сэкономить? ( сладости и излишества в еде, транспорт,, коммунальные услуги, одежда и обувь) - как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? - давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Слайд 6 | Устные ответы обучающихся Обучающиеся выполняют задание Устные ответы обучающихся Дети высказывают свои предположения. Если затрудняются – обращаются к карточкам –подсказкам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей. | 7 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- у нас с вами есть уже небольшой опыт составление семейного бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (премия, наследство, выигрыш) Слайд 7,8 - а непредвиденные расходы? ( болезнь, несчастье) - какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Готовый список советов по экономии семейного бюджета
- ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (нужно много трудиться) Слайд 9 - совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
| Устные ответы обучающихся Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов. Устные ответы обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста. Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим. | 8 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд вариант ответа на каждый вопрос. Тест
- теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет) - молодцы! - ребята! На электронный адрес нашей школы пришло сообщение «Прошу помочь!». Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на приобретение скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам для поездки на соревнования. Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор. - да, мы должны помогать друг-другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется деньгами. Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, - в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. | Групповая работа обучающихся Устные ответы обучающихся Групповая работа обучающихся. Выступление с ответами представителей от каждой группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Рекомендации учителя по выполнению домашнего задании. | 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог
Приложение 2 (САМООЦЕНКА)
- сожмите руку в кулак: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, - указательный палец, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
- БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УРОК! | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Дети работают с листом самооценки, в соответству-ющей колонке ставят знак. Дети выполняют задание учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Семейный бюджет", 4 класс
В архиве представлен сценарный план урока математики с элементами экономики "Семейный бюджет". 4 класс....
Конспект на тему :«Семейный бюджет». 3 класс
Конспект к уроку окружающего мира...

Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс...
- Мне нравится (1)




