Исследовательская работа по теме: Шахматы: это интересно и полезно
творческая работа учащихся (2 класс)

Актуальность работы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnyy_tekst_bogdan.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

школьная научно – практическая конференция

учащихся начальных классов

«Я – исследователь»  

Естественно – научное направление

Шахматы:

это интересно и полезно

Автор: Краус Богдан Дмитриевич,

ученик  2 класса «А»

Руководитель: Зырянова Светлана Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

с.Боград, 2024

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………............................3

  1. Легенда возникновения шахмат…………………………………………………..5

  1. Первые шахматные фигуры и виды шахмат …………………………………….6

  1. Знаменитости в шахматах…………………………………………………………7

  1. Результаты анкетирования ………………………………………………………..8

  1. Заключение…………………………………………………………………...…….9

  1. Список литературы……………………………………………………………….11
  2. Приложение…………………………………………………………………...…..12



 

Введение

        Однажды  в магазине, я  купил на подаренные мне деньги шахматы, ничего  не зная о них, мне понравилась коробочка. Дома, когда мама увидела, что я купил, рассказала мне об этой игре и научила в неё играть.Так,  я начал играть в шахматы с 6 лет.

 Каждый находит в этой игре что-то своё. Это и активный культурный отдых, и спорт, который даёт возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Мудрость, увлекательность и азарт этой игры никогда не позволяет ей стать неинтересным и скучным занятием.

Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространённых настольных игр. Она учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает внимание и усидчивость. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи не перестают нас восхищать[1].

        Актуальность работы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых.

Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!

Гипотеза: Шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами.

Проблема: Несмотря на то, что игра в шахматы развивает память, внимание, учит мыслить, воспитывает волю, стойкий характер, выдержку, настойчивость мои сверстники не осознают её важного места в своей жизни.

Цели:

  • узнать немного историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы».
  • изучить как относятся к этой игре учащиеся нашем классе.

Задачи:

  • прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;
  • провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;
  • сделать выводы и рекомендации

Объект исследования: настольные игры

Предмет исследования: шахматы

Методы исследования: анкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы.

Легенда возникновения шахмат

        Слово шахматы в переводе с персидского языка означает властитель умер. Шахматы - это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и чёрного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника.

        Когда и где зародились шахматы? Хотя точных сведений на этот счёт нет и имя изобретателя неизвестно, тем не менее, можно считать, что шахматы появились в Индии примерно полторы тысячи лет назад.

        Су.ще.ст.ву.ет та.кж.е и ле.ге.нд.а: «Ко.гд.а ин.ди.йс.ки.й ца.рь Ше.ра.м вп.ер.вы.е по.зн.ак.ом.ил.ся с ша.хм.ат.ам.и, он был во.сх.ищ.ён их св.ое.об.ра.зи.ем и об.ил.ие.м кр.ас.ив.ых ко.мб.ин.ац.ий. Уз.на.в, что му.др.ец, ко.то.ры.й из.об.рё.л иг.ру, яв.ля.ет.ся его по.да.нн.ым, ца.рь по.зв.ал его, чт.об.ы ли.чн.о на.гр.ад.ит.ь за ге.ни.ал.ьн.ую вы.ду.мк.у.

    Вл.ас.те.ли.н по.об.ещ.ал вы.по.лн.ит.ь лю.бу.ю пр.ос.ьб.у му.др.ец.а и был уд.ив.ле.н его ск.ро.мн.ос.ть.ю, ко.гд.а тот по.же.ла.л по.лу.чи.ть в на.гр.ад.у пш.ен.ич.ны.е зе.рн.а. На пе.рв.ое по.ле ша.хм.ат.но.й до.ск.и - од.но зе.рн.о, на вт.ор.ое - два, на ка.жд.ое по.сл.ед.ую.ще.е вд.во.е бо.ль.ше зё.ре.н, чем на пр.ед.ыд.ущ.ее. Ца.рь пр.ик.аз.ал по.бы.ст.ре.е вы.да.ть из.об.ре.та.те.лю ша.хм.ат его ни.чт.ож.ну.ю на.гр.ад.у. Сч.ет.ов.од.ы со.об.щи.ли св.ое.му го.сп.од.ин.у, что его по.ве.ле.ни.е не.вы.по.лн.им.о: та.ко.го ко.ли.че.ст.ва зе.рн.а пр.ос.то не бы.ло не то.ль.ко во вс.ей Ин.ди.и, но и на вс.ей зе.мл.е. Для вы.по.лн.ен.ия эт.ой ск.ро.мн.ой пр.ос.ьб.ы му.др.ец.а по.тр.еб.ов.ал.ос.ь бы 280 000 лет по.др.яд со.би.ра.ть ве.сь вы.ра.ще.нн.ый ур.ож.ай в Ин.ди.и или же в те.че.ни.е 8 лет за.се.ив.ат.ь и со.би.ра.ть зе.рн.о со вс.ей по.ве.рх.но.ст.и Зе.мл.и. А ес.ли по.ст.ро.ит.ь ам.ба.р дня не.го вы.со.то.й че.ты.ре и ши.ри.но.й де.ся.ть ме.тр.ов, то он был бы дл.ин.ой в 300 000 000 километров, или от Зе.мл.и до Со.лн.ца и об.ра.тн.о. Зёр.ен по.тр.еб.уе.тс.я 18.446.744.073.709.551.615». Эт.ог.о ко.ли.че.ст.ва не мо.гл.о во вс.ей Ин.ди.и. Так зв.уч.ит од.на из са.мы.х др.ев.ни.х и кр.ас.ив.ых ис.то.ри.й о за.ро.жд.ен.ии   ша.хм.ат[2].

Пе.рв.ые ша.хм.ат.ны.е фи.гу.ры и виды шахмат

           Пе.рв.ые ша.хм.ат.ны.е фи.гу.ры пр.ед.ст.ав.ля.ли со.бо.й вы.ре.за.нн.ые из сл.он.ов.ой ко.ст.и ск.ул.ьп.ту.рк.и вс.ад.ни.ко.в, сл.он.ов, бо.ев.ых ко.ле.сн.иц, пе.ши.х во.ин.ов. В да.ль.не.йш.ем на пр.от.яж.ен.ии мн.ог.их ве.ко.в тв.ор.ца.ми пр.ик.ла.дн.ог.о ис.ку.сс.тв.а был со.зд.ан це.лы.й мир ша.хм.ат.ны.х фи.гу.р.

    Ча.ту.ра.нга др.ев.не.ин.ди.йс.ка.я иг.ра, это би.тв.а с уч.ас.ти.ем че.ты.рё.х ви.до.в во.йс.к, ко.то.ры.ми ру.ко.во.ди.л пр.ед.во.ди.те.ль (ра.дж.а). Во.йс.ка ра.сп.ол.аг.ал.ис.ь по уг.ла.м 64-кл.ет.оч.но.й пр.ям.оу.го.ль.но.й до.ск.и (аш.та.па.ды); в иг.ре уч.ас.тв.ов.ал.и че.ты.ре че.ло.ве.ка, по-ви.ди.мо.му, по 2 па.рт.нё.ра с ка.жд.ой ст.ор.он.ы. Хо.ды по.чт.и вс.ем.и фи.гу.ра.ми со.ве.рш.ал.ис.ь в ча.ту.ра.нг.е так же, как и в со.вр.ем.ен.ны.х ша.хм.ат.ах, то.ль.ко сл.он хо.ди.л ин.ач.е - на тр.ет.ье по.ле по ди.аг.он.ал.и, пе.ре.пр.ыг.ив.ая (как ко.нь) че.ре.з фи.гу.ры.

   Ша.хм.ат.ы ма.ха.ра.джа - иг.ра им.ее.т но.ву.ю фи.гу.ру по им.ен.и Ма.ха.ра.дж.а, ко.то.ра.я об.ъе.ди.ня.ет ко.ро.ля, фе.рз.я и ко.ня. Это оз.на.ча.ет, что хо.ди.т Ма.ха.ра.дж.а как фе.рз.ь и ры.ца.рь вм.ес.те, не мо.же.т пе.ре.ме.ст.ит.ьс.я на кл.ет.ку, ко.то.ра.я на.хо.ди.тс.я под ша.хо.м (на эту кл.ет.ку на.па.да.ет фи.гу.ра со.пе.рн.ик.а), она до.лж.на пр.ос.то по.хо.ди.ть или сб.ит.ь фи.гу.ру со.пе.рн.ик.а.

        Ша.хм.ат.ы Фи.ше.ра - пр.ав.ил.а как и в кл.ас.си.че.ск.их ша.хм.ат.ах, за ис.кл.юч.ен.ие.м пе.рв.он.ач.ал.ьн.ой ра.сс.та.но.вк.и фи.гу.р и пр.ав.ил ро.ки.ро.вк.и. Пе.шк.и ра.сс.та.вл.яю.тс.я, как в об.ыч.ны.х ша.хм.ат.ах. Ра.сс.та.но.вк.а фи.гу.р вы.по.лн.яе.тс.я сл.уч.ай.ны.м об.ра.зо.м, с ус.ло.ви.ем, что два сл.он.а иг.ро.ка до.лж.ны за.ня.ть ра.зн.ые по цв.ет.у кл.ет.ки, а ко.ро.ль до.лж.ен ст.оя.ть где-ни.бу.дь ме.жд.у ла.дь.ям.и. Чё.рн.ые фи.гу.ры ст.ав.ят в то.чн.ой зе.рк.ал.ьн.ой по.зи.ци.и к бе.лы.м.

    Ки.та.йс.ки.е ша.хм.аты - иг.ра.ет.ся на пр.ям.оу.го.ль.но.й до.ск.е 9x10. В от.ли.чи.е от за.па.дн.ых ша.хм.ат, фи.гу.ры по.ме.ще.ны в пе.ре.се.че.ни.я ли.ни.й, а не в по.ле. Ка.жд.ый иг.ро.к на.чи.на.ет иг.ру со сл.ед.ую.щи.ми фи.гу.ра.ми: 1 ко.ро.ль (или ге.не.ра.л), 2 ох.ра.нн.ик.а (или со.ве.тн.ик.и), 2 сл.он.а, 2 ко.ня, 2 ла.дь.и (или ко.ле.сн.иц.ы), 2 пу.шк.и и 5 пе.ше.к.

    В ра.бо.те пр.ед.ст.ав.ле.на то.ль.ко ча.ст.ь ви.до.в ша.хм.ат. А ск.ол.ьк.о вс.ег.о су.ще.ст.ву.ет ва.ри.ан.то.в ша.хм.ат не см.ож.ет ск.аз.ат.ь ни.кт.о — эта иг.ра оч.ен.ь ши.ро.ко ра.сп.ро.ст.ра.ни.ла.сь по пл.ан.ет.е, по ме.ре ра.сп.ро.ст.ра.не.ни.я, она ме.ня.ла.сь — до.ба.вл.ял.ис.ь но.вы.е фи.гу.ры, хо.ды, ме.ня.лс.я по.ря.до.к ра.сс.та.но.вк.и фи.гу.р.    И по сей де.нь из.об.ре.та.ют.ся всё но.вы.е и но.вы.е ви.ды ша.хм.ат. Во.об.ще, по.чт.и во вс.ех ви.да.х ша.хм.ат, пр.ав.ил.а не ме.ня.ют.ся, ме.ня.ет.ся то.ль.ко сп.ос.об ра.сс.та.но.вк.и фи.гу.р, до.ба.вл.яю.тс.я ка.ки.е-ли.бо но.вы.е фи.гу.ры.

Зн.ам.ен.ит.ос.ти в ша.хм.ат.ах

Пё.тр I, от.пр.ав.ля.яс.ь в по.хо.ды, бр.ал с со.бо.й не то.ль.ко ша.хм.ат.ы, но и дв.ух по.ст.оя.нн.ых па.рт.нё.ро.в. Ув.ле.ка.ла.сь ша.хм.ат.ам.и и Ек.ат.ер.ин.а II.  В 1796 г. А.С. Ст.ро.го.но.в ус.тр.ои.л для Ек.ат.ер.ин.ы II и шв.ед.ск.ог.о ко.ро.ля Гу.ст.ав.а IV, па.рт.ию жи.вы.х ша.хм.ат. На лу.гу, где зе.лё.ны.м и жё.лт.ым де.рн.ом вы.ло.жи.ли «ша.хм.ат.ну.ю до.ск.у», сл.уг.и, пе.ре.од.ет.ые в ср.ед.не.ве.ко.ву.ю од.еж.ду, пе.ре.дв.иг.ал.ис.ь как в ша.хм.ат.но.й па.рт.ии.

Иг.ре в ша.хм.ат.ы уд.ел.ял.и вр.ем.я ру.сс.ки.е ца.ри – Ив.ан Гр.оз.ны.й, Бо.ри.с Го.ду.но.в. Ша.хм.ат.ы бы.ли лю.би.мы.м до.су.го.м А. Пу.шк.ин.а, М. Ле.рм.он.то.ва, И. Ту.рг.ен.ев.а, Е. Че.рн.ыш.ев.ск.ог.о, Л. То.лс.то.го[3].

Результатыٴ ٴисследования

         Свое исследование по теме исследовательской работы, я начал с анкетирования ребят  в своем классе.  Целью было выяснить – все ли слышали о такой игре,знают ли историю возникновения, умеют ли в нее играть, хотели бы ходить на кружок по шахматам. Результатыٴ ٴисследованияٴ ٴпо классу показали, чтоٴ ٴиз 17 человек нашего класса все ребята знают о такой настольной игре, 8 человек умеют в нее играть.  Историю возникновения шахмат, на момент опроса, знало только 4 человека. На последний вопрос анкеты, для меня очень интересный, хотел бы ты заниматься в кружке по шахматам, 10 человек ответили - да, 4 – нет.

Можно сделать вывод из проведенного анкетирования, что большинство слышали об игре в шахматы, не все умеют в них играть, но большинство хотели бы ходить на кружок по шахматам, больше о них узнать и научиться в них играть.

Таким образом , можно сделать вывод, что гипотеза исследовательской работы подтвердилась и я с уверенностью могу сказать, что заинтересовал игре в шахматы моих одноклассников. Внашем селе научиться играть в шахматы можно в Доме Творчества, записавшись на кружок. Я в данный момент посещаю этот кружок по шахматам и мне нравится.

Заключение

Я считаю, что гипотеза моей исследовательской работы  подтвердилась. Дети понимают, что шахматы - это не только игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, сообразительности, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе. Большинство ребят захотели научиться играть в эту увлекательную игру, которая учит мыслить, учит рассчитывать время и дисциплинирует.

Список использованной литературы

1. Приключения в Шахматной стране.: Сухин И.Г.: М. Педагогика, 1991 г.    

  2. Шахматный учебник. В. Пожарский.: Ростов н/Д: Феникс,2009 г.

  3.Гик. Е.Я. Шахматы и математика, -М.: Наука, 2000 г.

  4.Детская энциклопедия. Шахматы. Серия «Я познаю мир». М., 2005 г.

Приложение 1  

                       Анкета

1. Вы знаете,что есть такая игра шахматы

да

нет

2.Вы сами умеете играть в шахматты

да

нет

3.Знаете вы что то, из истории возникновения шахмат

да

нет

4. Знаете ли вы,что в Доме Творчества есть такой кружок шахматы

да

нет

5.Хотели бы посещать кружок и играть в шахматы

да

нет


[1] Шахматный учебник. В. Пожарский.: Ростов н/Д: Феникс,2009 г.

[2] Приключения в Шахматной стране.: Сухин И.Г.: М. Педагогика, 1991 г.   

[3] Шахматный учебник. В. Пожарский.: Ростов н/Д: Феникс,2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме "Что мешает молоку быть полезным?"

Исследовательский проект по теме "Что мешает молоку быть полезным?"...

Исследовательская работа по теме:" Волки. Чем интересны и удивительны эти существа? " Выполнила Кривошеева Анна, ученица 6 класса МБОУ СОШ № 1 х.Маяк

Мой дедушка охотник и я очень много раз слышала о волке, как о умном, бесстрашном, а иногда,  и коварном  звере.  Мне всегда было интересно узнать о нем больше…Актуальность: в разн...

Научно-исследовательская работа по теме: «Полезные проростки»

Актуальность.Необычность прорастающих семян состоит и в том, что этот продукт вы можете получать самостоятельно и использовать круглый год. Исключительная ценность пророщенных семян заключается в том,...

Проектная работа ученицы. Тема: "Как "написать" интересную картину?"

В проекте рассказывается  о том, как можно  из камней "нарисовать" картину. В работе представлена технологическая карта....

Исследовательская работа по теме: «Полезные свойства чая каркаде»

Исследовательская работа по теме:«Полезные свойства чая каркаде»...

Исследовательская работа "«Правильная обувь для школьников удобная и полезная для здоровья»

Исследовательская работа "«Правильная обувь для школьников  удобная и полезная для здоровья»...