Урок толерантности ко Всемирному дню доброты
план-конспект занятия (4 класс)

Хабибуллина Рамиля Анваровна

сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. 

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок добра посвящен теме толерантности и называется он «Уважай в человеке человека». Мы с вами познакомимся с понятием «толерантность» и что оно обозначает.  Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.

Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

Ребята, чтобы узнать откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ситуация для обсуждения.

      Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Слава, некультурный – просто ужас!».

     А дело было так: Бежит Слава по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Ирина Александровна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

- Какую ошибку допустил Слава?

- Как нужно здороваться с соседями?

А вот ещё одна ситуация: 

Алмаз под окном соседской квартиры дрессирует своего щенка, дога Цезаря. Алмаз громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в салки. Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Настя с Алсу вот уже двадцать минут прыгают через скакалку. Неподалёку мальчишки играют в футбол. «Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики, скрежет…

- О ком забыли подумать ребята?

- Чтобы вы могли им посоветовать?

Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

     Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.

Итог обсуждения:

  • Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
  • Помогать, если возникнут проблемы;
  • Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.

Мой сосед по парте. 

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик!»

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!»

— А на коньках пойдешь кататься?

— «Нет, мама будет волноваться!»

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ёжик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

 

  - Почему ребята прозвали Серёжу ежом?

  - Почему изменилось отношение ребят к Серёже?

  - Почему изменился сам Серёжа?

  - Чему нас учит это стихотворение?

Ситуация для обсуждения. 

Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: «В нашем классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.

- Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?

- Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам кто-нибудь поможет в трудную минуту.

Мультфильм о толерантности.

- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?

- Что случилось, когда прошёл дождик?

- Какова главная мысль этого мультфильма?

Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.

      В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы хлопаете в ладоши, если вам подходит первое выражение, топаете ногой – второе.

         Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

         Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

         С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

         Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

         Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

    Саша плохо одет...

1. Это неважно.
2. Ты подсмеиваешься над ним.

   Пожилая женщина медленно идет.

1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2.  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

   На твоих глазах на кого-то нападают...

1. Ты пытаешься защитить его.
2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

   Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

1. Ты стремишься лучше узнать его.
2. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

             К тебе подходит ребенок-инвалид...

1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Если ты хлопал только в ладоши, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.  

Если только топал, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

- Закончить наш разговор мне хочется такими словами. слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -обобщение "Страницы Всемирной истории"

В конспекте много тестов, кроссворд, игры. За основу взяты конспекты и презентация учителей из интернет-пупликаций.4 класс, "Школа России"...

Всемирный день доброты

Воспитывать у детей положительные качества характера, чувство сопереживания, сострадания, дружеского участия, способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим людям, способствовать спл...

Методическая разработка урока окружающего мира: "Всемирное наследие"

Разработка посвящена организации урока по окружающему миру у учащихся 3 класса общеобразовательной школы при изучении темы «Всемирное наследие». Данная разработка раскрывает приём «В...

Конспект урока+ презентация Тема: Всемирное наследие УМК Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Всемирное наследие»Цели деятельности учителя: формирование знаний о сохранении достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списк...

Конспект урока по теме: Всемирное наследие ,УМК Перспектива 3 класс

Конспект урока по окружающему мируТема: «Всемирное наследие».Цели деятельности учителя: формирование знаний о сохранении достопримечательностей природы и культуры, с историей создания...

Всемирный День доброты

Презентация ко Дню доброты. Обучающимся предлагаются вопросы : что такое доброта? что такое вежливость ? Если дети затрудняются, то ответы можно прочитать на слайдах.Через игры закрепляются понятия &q...