Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
статья

Рубцова Ирина Владимировна

В статье говорится о  необходимости изучения финансовой грамотности с самого детства. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

«Нажить много денег – храбрость;

 сохранить их – мудрость,

 а умело расходовать – искусство».

                  Бертольд Авербах

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.

Кроме того, ФГОС НОО определяет портрет выпускника начальной школ,  согласно которому важным умением младшего школьника является «готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». Это связано с такими личностными качествами, как готовность и способность детей к саморазвитию, 

сформированности мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловым установкам детей, которые отражают их личностные позиции, личностные качества, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве ,овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося,   развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труд, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. А также трудолюбие, прилежание, организованность, дисциплинированность, а предприимчивость и финансовая грамотность сейчас становятся востребованными в социуме.

Программы обучения российских школьников сейчас содержит практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Это обеспечивает хорошую подготовку обучающихся к взрослой жизни. Исключением является только практическое обучение учащихся к нынешним экономическим условиям, т.е. основам финансовой грамотности детей. Финансовая грамотностьсложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. В связи с этим возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами финансовой грамотности, форми-ровать первоначальные знания.

Почему важна финансовая грамотность в начальной школе?

Финансовая грамотность помогает детям:

  • Понимать, что такое деньги и как они работают.
  • Осознавать важность экономии и планирования.
  • Избегать финансовых ошибок в будущем.
  • Развивать навыки принятия решений и ответственности.

Методы и подходы к обучению финансовой грамотности

Обучение финансовой грамотности в начальной школе должно быть простым и понятным. Вот несколько эффективных методов:

  1. Игры и игровые ситуации: Использование настольных игр, ролевых игр и симуляторов помогает детям легче усваивать финансовые концепции.
  2. Практические задания: Дети могут выполнять задания на подсчёт денег, планирование расходов и доходов.
  3. Обсуждение реальных ситуаций: Разбор примеров из жизни, таких как покупка товаров, оплата услуг, помогает детям осознать важность финансовых решений.
  4. Использование наглядных материалов: Картинки, схемы и таблицы делают обучение более понятным и интересным.
  5. Работа в группах: Коллективное обсуждение и решение финансовых задач развивает у детей навыки сотрудничества и общения.

Роль учителя и родителей

Учителя играют ключевую роль в формировании финансовой грамотности у детей. Они должны быть хорошо подготовлены и использовать разнообразные методы обучения.

Родители также должны активно участвовать в этом процессе, обсуждая с детьми финансовые вопросы дома, показывая на практике правильное обращение с деньгами. Совместные занятия и беседы помогут детям лучше понять и усвоить финансовые принципы.

Заключение

Развитие финансовой грамотности в начальной школе — это важный шаг на пути к формированию ответственного и разумного отношения к деньгам у детей. Чем раньше дети начнут понимать основы финансовой грамотности, тем более уверенно они будут чувствовать себя в будущем, принимая обоснованные финансовые решения.

Необходимо использовать разнообразные методы и подходы, чтобы сделать обучение интересным и эффективным, а также вовлекать родителей в этот процесс. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить нашим детям прочное финансовое будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Презентация "Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы"

Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для у...