Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
статья
В статье говорится о необходимости изучения финансовой грамотности с самого детства. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.
Кроме того, ФГОС НОО определяет портрет выпускника начальной школ, согласно которому важным умением младшего школьника является «готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». Это связано с такими личностными качествами, как готовность и способность детей к саморазвитию,
сформированности мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловым установкам детей, которые отражают их личностные позиции, личностные качества, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве ,овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труд, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. А также трудолюбие, прилежание, организованность, дисциплинированность, а предприимчивость и финансовая грамотность сейчас становятся востребованными в социуме.
Программы обучения российских школьников сейчас содержит практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Это обеспечивает хорошую подготовку обучающихся к взрослой жизни. Исключением является только практическое обучение учащихся к нынешним экономическим условиям, т.е. основам финансовой грамотности детей. Финансовая грамотностьсложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. В связи с этим возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами финансовой грамотности, форми-ровать первоначальные знания.
Почему важна финансовая грамотность в начальной школе?
Финансовая грамотность помогает детям:
- Понимать, что такое деньги и как они работают.
- Осознавать важность экономии и планирования.
- Избегать финансовых ошибок в будущем.
- Развивать навыки принятия решений и ответственности.
Методы и подходы к обучению финансовой грамотности
Обучение финансовой грамотности в начальной школе должно быть простым и понятным. Вот несколько эффективных методов:
- Игры и игровые ситуации: Использование настольных игр, ролевых игр и симуляторов помогает детям легче усваивать финансовые концепции.
- Практические задания: Дети могут выполнять задания на подсчёт денег, планирование расходов и доходов.
- Обсуждение реальных ситуаций: Разбор примеров из жизни, таких как покупка товаров, оплата услуг, помогает детям осознать важность финансовых решений.
- Использование наглядных материалов: Картинки, схемы и таблицы делают обучение более понятным и интересным.
- Работа в группах: Коллективное обсуждение и решение финансовых задач развивает у детей навыки сотрудничества и общения.
Роль учителя и родителей
Учителя играют ключевую роль в формировании финансовой грамотности у детей. Они должны быть хорошо подготовлены и использовать разнообразные методы обучения.
Родители также должны активно участвовать в этом процессе, обсуждая с детьми финансовые вопросы дома, показывая на практике правильное обращение с деньгами. Совместные занятия и беседы помогут детям лучше понять и усвоить финансовые принципы.
Заключение
Развитие финансовой грамотности в начальной школе — это важный шаг на пути к формированию ответственного и разумного отношения к деньгам у детей. Чем раньше дети начнут понимать основы финансовой грамотности, тем более уверенно они будут чувствовать себя в будущем, принимая обоснованные финансовые решения.
Необходимо использовать разнообразные методы и подходы, чтобы сделать обучение интересным и эффективным, а также вовлекать родителей в этот процесс. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить нашим детям прочное финансовое будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Презентация "Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы"
Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы...

Эффективные методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Выступление на ГМО...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для у...
