Дидактическая игра
материал
Дидактическая игра в детском саду выступает наравне с занятием как организованная форма обучения (игра-занятие): она направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.
Очень ответственный момент – подбор программного материала и содержание дидактических игр, четкое определение дидактических на основе целостного подхода к развитию личности. Воспитатель должен заранее определить место и роль игры в умственном развитии детей, ее связь с другими методами работы, предусмотреть возможные варианты усложнения (облегчение), при этом обязательно выделить те умения, навыки, знания, которые необходимо сформировать у детей.
Приемы организации дидактических игр темно связаны с их задачами, то есть именно дидактические задачи и определяют использование тех или иных методов организации и руководства дидактической игрой. Применение различных приемов руководства дидактической игрой также зависит от возраста детей, с которыми проводится игра. Чем старше дошкольники, тем больше им дается самостоятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра в педагогическом процессе»
Дидактическая игра в детском саду выступает наравне с занятием как организованная форма обучения (игра-занятие): она направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.
Очень ответственный момент – подбор программного материала и содержание дидактических игр, четкое определение дидактических на основе целостного подхода к развитию личности. Воспитатель должен заранее определить место и роль игры в умственном развитии детей, ее связь с другими методами работы, предусмотреть возможные варианты усложнения (облегчение), при этом обязательно выделить те умения, навыки, знания, которые необходимо сформировать у детей.
Приемы организации дидактических игр темно связаны с их задачами, то есть именно дидактические задачи и определяют использование тех или иных методов организации и руководства дидактической игрой. Применение различных приемов руководства дидактической игрой также зависит от возраста детей, с которыми проводится игра. Чем старше дошкольники, тем больше им дается самостоятельности.
При проведении дидактическое игры воспитатель разрабатывает план действий для достижения поставленной цели в игре. Игры, направленные на умственное развитие дошкольников, следует планировать в таких разделах, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, физическое и музыкальное воспитание, элементарные математические представления.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению, проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психологических процессов (память, внимание, мышление).
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения определенной возрастной группы детей;
-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе обучения на занятиях или в свободное от занятий время);
-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим (такое место, как правило отводиться в групповой комнате или на участке);
-определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства его;
-подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактической игры включает:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок), установление знаний и представлений детей о них в ходе краткой беседы;
-объяснение хода и правил игры ( воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры на четкое их выполнение - что они запрещают, разрешают, предписывают);
-показ игровых действий ( воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату - например, кто-то из ребят подсматривает, когда нужно закрыть глаза);
-определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, условием их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, воспитатель направляет действия играющих - советом, вопросом, напоминанием.
-подведение итогов игры ( это ответственный момент в руководстве его, так как по результатам, которых добиваются дети в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей.
Анализ проведённой игры направлен на выявление эффективности ее подготовки и проведения: какие из них оказались результативным в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности детей и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При использовании дидактической игры как средства умственного воспитания воспитатель руководствуется общими дидактическими принципами. Это:
-системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающегося развивающегося и усложняющегося по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;
-повторность. Это требование и к обучению на занятиях, и к дидактическим играм: только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т.д. Что легко и просто взрослым - трудно детям, так как многое для ребенка еще ново, он не располагает достаточным запасом представлением и способом усвоения знаний.
-наглядность. Она представлена в предметах, которые составляют материальный центр игры. Игры и предметы, которыми играют дети, воспитатель демонстрирует в наглядном действии движений. Это позволяет формировать у них правильное представление об окружающем мире.
Руководство дидактической игрой всегда осуществляет воспитатель. Он сам участник игры. Его позиция перед детьми открыта - он ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает результаты.
При использовании игрового момента необходимо сразу ставить перед детьми игровую задачу: «А сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный».
При проведении игры важны опыт, мастерство воспитателя, его умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интеллектуальное напряжение.
Задача воспитателя состоит в развитии темпа игры, сохранении эмоционального настроя ребят, поддержании их интереса к поставленной задаче. При этом не стоит интригующий вопрос, высказать удивление, пошутить. Это очень важно в активизации умственного развития дошкольников.
Всякая игра должна быть доведена до конца , до получения результата. Для воспитателя это показатель уровня развития детей.
Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. В условиях детского сада игры могут быть использованы не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, но и на занятиях по конструированию и вне занятий. Все это делается с целью умственного развития и воспитания детей.
Как правило игры проводятся по подгруппам, состоящих из 2-7 человек. Воспитатель, объяснив условия и правила игры, раздает материал, затем играют одновременно все подгруппы, а воспитатель наблюдает за действием детей и при необходимости вмешивается в ход игры, оказывая помощь. Некоторые игры требуют прямого участия взрослого и не могут проводиться одновременно в нескольких подгруппах (игра «Угадай, что спрятано»)
В дидактических играх применяются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
К словесным методам организации и руководства дид.игрой относятся: рассказ воспитателя, беседа в детском саду и др. (потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок).
Объяснение игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным, понятным. Кроме того, речь воспитателя способствует развитию речи детей, накоплению их словаря. Все это стимулирует умственное развитие дошкольника.
Одним из приемов организации и руководства дидактической игрой является побуждение детей давать полные, содержательные ответы. Этим развивается речь ребенка, а речь, как известно тесно связана с мышлением.
В практике детских садов применяют наглядные методы организации дидактической игры. К ним относится использование иллюстраций, картинок, природного материала, различных игрушек.
Организуя дидактическую игру, следует тщательно подготовить дидактический материал (игрушки, картинки, разыне предметы), причем эти предметы должны быть определённых цветов, из материалов разного качества и назначения: соответствовать назначению и поддаваться усилиям детских рук. Разнообразие цветов, материалов, дает богатые возможности для развития речи детей, формирует эстетический вкус и сенсорный эталон.
Все средства наглядности, поднимают дидактическую игру на более высокий уровень, развивает воображение, позволяет преодолевать пространственные и временные препятствия , способствуют развитию памяти, мышления умения устанавливать логические связи, а также наблюдательность.
К практическим методам относится показ воспитателем игры, участие его в игре частичное или полное. Кроме того степень участие воспитателя в дидактической игре зависит от сложности игры, ее правил и игровых действий.
Воспитатель может воспользоваться несколькими методами организации дидактических игр, исходя из возрастных особенностей. Например игра «Что там?».
Неизменный интерес у детей вызывают игры соревновательного характера.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее, выполнит задание, кто правильно, без ошибок решит задачу, кто больше назовёт предметов), то при подведении итогов необходимо быть внимательным и объективным.
В организации и руководстве дидактической игрой большое внимание следует уделять дисциплине.
В игре не уместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, есть игры в которых детям не нужно давать полный ответ, поднимать руку, как это делается на занятии. Но нужно отвечать быстро, нельзя подсказывать. При организации коллективных игр нельзя допустить, чтобы решение задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали.
Очень часть встречаются ошибки в руководстве игрой.
В практике руководства дидактическими играми одна из ошибок заключается в том, что воспитатель иногда слишком усиливают обучающие воздействия, лишая дидактическую игру ее особенностей. Например, собирать маленькие или большие грибы (ср.гр).
Бывают и другие ошибки - неравномерно усиливается занимательность игры; дети в дидактической игре учатся играя, но не играючи.
Нередко развлекательный характер игре придает внешнее оформление: костюмы, маски. Чащ всего это ведет к театральности.
К типичным ошибкам относится несоблюдение темпа игры и её большая продолжительность, что утомляет ребенка.
Нередко, организуя дидактическую игру, воспитатель не учитывает ее продолжительность. Затяжная по времени игра снижает подсознательный интерес и умственную активность детей. Организуя дидактическую игру, воспитатель должен помнить, что игра продолжается от 3-5 до 10-15 минут,в зависимости от возраста детей.
Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми и детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидя кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержании вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Неограниченными возможностями в развитии и воспитании малыша располагают внедряемые в последнее время в практику дед садов компьютерно-игровые комплексы: они облегчают усвоение обучающих программ дед садов, так как предлагают нестандартные формы преподнесения определённого объёма различных знаний.
Ребенок учится управлять игрой, контролировать правильность собственных действий и тут же получает объективную оценку результатов своей работы на компьютере. За положительно выполненную работу ребенок получает эмоции вознаграждение в виде мелодии.
Воспитатель детского сада должен придумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"
Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....
Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"
Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.
Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)
Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...
Методическая разработка Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления
Коррекционная педагогика...
Дидактическая игра "Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх – вниз"
Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – в...