Беседа " Законы сохранения доброты"
материал (2, 3, 4 класс)

Я долго думала, как сегодня начать разговор на ту тему, которой мы посвятили достаточно много классных часов, бесед, собраний. Исходя из тех проблем, которые выявились после анкетирования, сделала вывод: одна из проблем – неумение следить за своей речью. И решила начать со стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах»:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.b.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа "Законы сохранения доброты"

Предпросмотр материала:

- формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия;

- формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям.

Задачи:

 - закрепить понятия буллинг, моббинг как резко отрицательных          явлений жизни;

 - развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.

Вид деятельности: групповая работа.

Ход мероприятия.

Орг. момент. Приветствие друг друга. Улыбки друг другу. Доброжелательная атмосфера.

Активизация внимания детей.

Я долго думала, как сегодня начать разговор на ту тему, которой мы посвятили достаточно много классных часов, бесед, собраний. Исходя из тех проблем, которые выявились после анкетирования, сделала вывод: одна из проблем – неумение следить за своей речью. И решила начать со стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах»:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение

И слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

И есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести

И самой низкой подлости…

Постановка проблемы.

Сегодня мы и поговорим о том, что же разрушает нас, что заставляет нас становиться грубыми, нетерпимыми, агрессивными, что провоцирует непонимание между людьми. У вас на партах есть листы для групповой работы. Их вы будете заполнять в течение всего классного часа.       

Обсуждение проблемы.

В школе, как и в любой социальной среде, возможны конфликты. Какие конфликты чаще возникают в школе? Итак, мы отметили, что конфликт может развиться как между двумя учениками, так может быть и односторонним, т.е. его разогревает и провоцирует один из учеников.       

Конфликты между учениками. В чем причина их возникновения, как они разрешаются, к чему может привести конфликтная ситуация – это вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников.

Выступление подготовленных детей (ученики готовились по газетным публикация и материалам сети Интернет). Сейчас говорят, что буллинг – это конфликт один на один. По мнению большинства исследователей, буллингвключает четыре главных компонента:

1.      Это агрессивное и негативное поведение.

2.      Оно осуществляется регулярно.

3.      Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

4.      Это поведение является умышленным.

 Что же провоцирует буллинг? Ответьте на вопрос на листе. По вашим анкетированиям можно сделать вывод, что в нашем классе, к счастью, явлений буллинга нет. А встречались ли вы с его проявлением в других классах? Сообщения детей. 

 Помимо буллинга существует и такая форма психологического насилия, как моббинг — форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые, возможно, не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.

Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

Как вы думаете, к чему могут привести буллинг и моббинг? К эмоциональному напряжению, постоянному стрессу, физическим заболеваниям, суициду; страху перед школой.

Как избежать моббинга? Напишите, пожалуйста.

Шведские специалисты задумались, что же можно предпринять. Вот их предложения:

•        учителя во время перемен должны внимательно следить за обстановкой на школьном дворе, чтобы вовремя вмешаться;

•        в классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом;

•        в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками. Для этого должны быть привлечены родители и ученики, не замешанные в моббинге.

Сообщения детей. Моббинг для ребёнка, особенно ученика младших классов, — это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, также, как и у взрослых, может возникнуть физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным заболеваниям. Но, к сожалению, страх перед школой формируется и при другом, очень сложном конфликте: между учителем и учеником.        

Конфликт деятельности.

Информация ученика: одной из причин вспышек насилия в школе названа перегрузка. Средняя продолжительность рабочего дня старшеклассника (включая выполнение домашних заданий) равняется 11,5 часам. Очень часто эта цифра доходит до 14 часов, в отдельных случаях до 16 часов. При этом у школьников один выходной день. Для сравнения – у взрослых рабочий день в среднем составляет 8 часов при двух выходных в неделю. Не хватает сил и времени на подготовку домашних заданий у 27% опрошенных. На вопрос «Что тебе мешает учиться?» 44% опрошенных учеников 8 – 11 классов ответили «Перегрузка». Итак, как же при таких достаточно суровых условиях избежать конфликта деятельности? Запишите. Конфликт поведения, возникающий в связи с нарушением учащимися правил поведения в школе, на уроках. Как избежать? Запишите. Конфликт отношений, возникающий в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов в рамках их общения в процессе обучения. Как избежать? Запишите.  

«В жизни ценнее всего доброта» – эти слова хорошо знакомого вам Дмитрия Сергеевича Лихачева взяты в качестве эпиграфа к нашей беседе. Но ваши ответы на следующие вопросы анкеты заставили меня вспомнить и другие его слова. Они тоже у вас на листочках. «Злобная и злая реакция на окружающих, грубость, непонимание других – это признак душевной и духовной слабости».      Мы с вами говорили много раз о том, что человек в гневе себя практически не контролирует, следовательно, он может сказать что угодно. Поэтому меня не удивили ответы старшеклассников на следующие 2 вопроса: кто сильнее в агрессии и как она проявляется.  

Чтение отрывка из книги Натальи Соломко «Если бы я был учителем…» (Москва, «Детская литература». 1987 г.). Стр.123 – 125, 140 – 142, 147, 161.

А что бы вы ответили, если вам предложили стать учителем?    

Продолжаем наш трудный разговор. Следующий вопрос звучал так: «Какие слова и выражения оскорбляют вас?». Ответы в двух 11-тых классах получились такими. Давайте опять обратимся к уважаемому Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Какие слова вы считаете главными?    

Затем мы попытались ответить на вопрос: «Какова ваша реакция на услышанное?». Большинство ребят ответили так: не реагировать, уйти, хочется заплакать, агрессия в ответ. Помните, в начале нашего разговора я вспомнила знакомое вам правило о том, что никакая энергия не исчезает? Вот и получается какой-то замкнутый круг: вы пришли в школу с невыполненным домашним заданием и с плохим настроением, учитель уличил вас в этом, отругал, вы огрызнулись в ответ, учитель сделал запись в дневнике. А вечером к вам вернулась ваша отрицательная энергия: родители прочли замечание и стали вас ругать. А завтра все может повториться вновь. Как же быть? Давайте сейчас попробуем сформулировать правила содружества учителя и ученика, но сначала я расскажу вампритчу «Два друга».

Однажды два друга поспорили, и один из них ударил другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда тонувший пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выбить это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

•        Пожалуйста, помните о том, что учителя много сделали для вас хорошего.

•        Работа в группах. Вырабатывается «Кодекс поведения учителя» и «Кодекс поведения ученика». Выступление детей.

•        Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже понимаете, т.к. уже взрослые люди. Но я все же расскажу вам притчу, рассказанную маленькому индейцу.

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Я очень надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка. Потому что согласны с выражением Марка Твена: «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». И наша с вами дружба тому доказательство.

Рефлексия. Отметьте в наших карточках все так, как вы считаете нужным. Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Закон на нашей земле»

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них...

Беседа "«Законы разумно организованного семейного воспитания школьников»

В статье «Законы разумно организованного семейного воспитания  школьников»  говорится об  организации и контроле   родителями     выполнения  домашн...

Открытая беседа "Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"

Формирование у обучающих правильного представления о здоровом образе жизни....

Беседа : " Не стесняйся доброты своей".

Цель: дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.Задачи:- продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие;- способствовать развитию сочувствия, ...

Беседа "Поговорим о доброте"

Беседа «Поговорим о доброте».Цель: знакомство детей с базовой нравственной категорией «добро».Задачи:- развивать личностные качества, творческую активность;- воспитыв...

Беседа «Взаимопомощь и доброта»

Игра «Азбука добрых слов».НазовитеСлово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю)Слово, которым можно приветствовать (здравствуй, рад видеть)Слово, которым можно попросить...