Рабочая программа факультативного курса "В мире цифры"
рабочая программа
Данный курс направлен на развитие кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики.
Курс предназначен для развития математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей «Начальные классы» ____________________ /Бутакова С.И/ Протокол № 1 от «04» 09. 2023г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Л.Н. Щапова/ | «Утверждаю» Приказ № 444-ос «05» 09. 2023г. Директор: ____________ /И.Н. Кулик/ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Факультатив «В мире цифры»
для 1-4 класса - 1ч./нед.
учитель начальных классов Бутакова С.И.
Составлено в соответствии с ФГОС начального общего образования для 1-4х классов на основе авторской программы учителя начальных классов Иваниковой Елены Викторовны МБОУ «СОШ № 7» г. Сафоново Смоленской области, 2021г. |
г. Свирск
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»
Программа курса «В мире цифры» содержит:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Составлена на основе авторской программы учителя начальных классов Иваниковой Елены Викторовны, БОУ «СОШ № 7» г. Сафоново, Смоленской области, 2021г.
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования «МОУ СОШ №3 г. Свирск»:
1. личностные результаты - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
2. метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
3. предметные результаты - усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД;
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения;
- умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;
- действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Личностные УУД:
- овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
- овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации учебного занятия | Основные виды учебной деятельности |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 1. Математические игры: «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число». 2. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?». 3. Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ. 4. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). |
Мир занимательных задач. | Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
Геометрическая мозаика. | Работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», ««Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. |
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Причины корректировки планирования | |
План | Факт | |||
1 четверть | ||||
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | |||
2 | Как люди научились считать. | |||
3 | Интересные приемы устного счёта. | |||
4 | Учимся отгадывать ребусы. | |||
5 | Учимся отгадывать ребусы. | |||
6 | Учимся отгадывать ребусы. | |||
7 | Решение ребусов и логических задач. | |||
8 | Решение ребусов и логических задач. | |||
2 четверть | ||||
9 | Загадки – смекалки. | |||
10 | Загадки - смекалки. | |||
11 | Игра «Живые числа». | |||
12 | Обратные задачи. | |||
13 | Обратные задачи. | |||
14 | Практикум «Подумай и реши». | |||
15 | Задачи с изменением вопроса. | |||
16 | «Газета любознательных». | |||
3 четверть | ||||
17 | Решение нестандартных задач. | |||
18 | Решение нестандартных задач. | |||
19 | Решение олимпиадных задач. | |||
20 | Решение олимпиадных задач. | |||
21 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | |||
22 | Математические горки. | |||
23 | Наглядная алгебра. | |||
24 | Решение логических задач. | |||
25 | Решение логических задач. | |||
26 | Знакомьтесь: Архимед! | |||
4 четверть | ||||
27 | Задачи с многовариантными решениями. | |||
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | |||
29 | Наука геометрия. | |||
30 | Математические игры. | |||
31 | Математические игры. | |||
32 | Математический КВН. | |||
33 | Круглый стол «Подведем итоги» | |||
Всего | 33 часа | |||
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Причины корректировки планирования | |
План | Факт | |||
1 четверть | ||||
1 | Вводное занятие. Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов. | |||
2 | Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение. | |||
3 | Викторина. Игра «Весёлый счёт». | |||
4 | Геометрические фигуры. | |||
5 | Упражнения на проверку знания нумерации. | |||
6 | Игра «Весёлый счёт» в пределах 30. | |||
7 | Отгадывание ребусов. | |||
8 | Задачи в стихах на сложение. | |||
2 четверть | ||||
9 | Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. | |||
10 | Задача - смекалка. Задача – шутка. | |||
11 | Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | |||
12 | Викторина. | |||
13 | Турнир «смекалистых». | |||
14 | Составление геометрических фигур из частей | |||
15 | Задача – смекалка на изменение разности. | |||
16 | Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). | |||
3 четверть | ||||
17 | Проект «Придумай фигуру». | |||
18 | Математическая газета. | |||
19 | Математическая газета. | |||
20 | Математический КВН. | |||
21 | Отгадывание ребусов. Занимательные задачи в стихах. | |||
22 | Задачи – смекалки. Составление ребусов. | |||
23 | Игра «Таблицу знаю» Математическое домино. | |||
24 | Когда нужны числа - великаны Занимательные задачи с числами – великанам. | |||
25 | Упражнения на сравнение чисел великанов. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». | |||
26 | Составление ребусов, математических загадок, задач. | |||
4 четверть | ||||
27 | Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты. | |||
28 | Логические упражнения на сравнение фигур. | |||
29 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу». | |||
30 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет». | |||
31 | Задача на вычисление времени. Игра «Волшебный циферблат». | |||
32 | Задачи на вместимость. | |||
33 | Практическая работа: лучшие загадки, ребусы, задачи составленные детьми взятые из жизни. | |||
34 | Математический КВН. | |||
Всего | 34 часа | |||
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Причины корректировки планирования | |
План | Факт | |||
1 четверть | ||||
1 | Вводное занятие «Решай, смекай, отгадывай». | |||
2 | Историческая страничка. Весёлый счет. | |||
3 | Развивающая геометрия. | |||
4 | Развивающая геометрия. | |||
5 | Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. | |||
6 | Лабиринт. Задача в стихах. | |||
7 | Математический кроссворд. | |||
8 | Составь круговые примеры. | |||
2 четверть | ||||
9 | Развивающая геометрия. | |||
10 | Арифметические ребусы. | |||
11 | Логическая игра «Меньше малого». | |||
12 | Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово». | |||
13 | Практическая работа «Математика и конструирование» | |||
14 | Лабиринт. Составь круговые примеры. | |||
15 | Развивающая геометрия. | |||
16 | Развивающая геометрия. | |||
3 четверть | ||||
17 | Задачи в стихах. | |||
18 | Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая». | |||
19 | Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки. | |||
20 | Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе». | |||
21 | Лабиринт. Задача – шутка. | |||
22 | Историческая страничка. Логические вопросы. | |||
23 | Практическая работа «Математика и конструирование». | |||
24 | Практическая работа «Математика и конструирование». | |||
25 | Инсценировка математического рассказа. | |||
26 | Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор. | |||
4 четверть | ||||
27 | Лабиринт. Математическая викторина. | |||
28 | Игра «Математический телефон». Занимательные рамки. | |||
29 | Развивающая геометрия. | |||
30 | Практическая работа «Математика и конструирование». | |||
31 | Практическая работа «Математика и конструирование». | |||
32 | Лабиринт. Логические вопросы. | |||
33 | Лабиринт. Логические вопросы. | |||
34 | Математическая викторина. | |||
Всего | 34 часа | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа факультативного курса "Русская литература 19-20 века"
программа расчитана на 34 часа во 2 классе...
Рабочая программа факультативного курса " В мире математики" 2 класс.
Программа рассчитана на 34 учебных недели ....

Рабочая программа факультативного курса «В мире книг»
Рабочая программа факультативного курса «В мире книг» адресована ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программ...
- Мне нравится (1)