Рабочая программа факультативного курса "В мире цифры"
рабочая программа

Данный курс направлен на развитие кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики.

Курс предназначен для развития математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

«Начальные классы»

____________________

/Бутакова С.И/

Протокол № 1

от «04» 09. 2023г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________

/Л.Н. Щапова/

          «Утверждаю»

           Приказ № 444-ос

           «05» 09. 2023г.

           Директор:

            ____________

            /И.Н. Кулик/

Рабочая программа внеурочной деятельности

Факультатив «В мире цифры»

для 1-4 класса - 1ч./нед.

учитель начальных классов Бутакова С.И.

   

Составлено в соответствии с ФГОС начального общего образования для

1-4х классов на основе авторской

программы учителя начальных   классов Иваниковой Елены Викторовны                                   МБОУ «СОШ № 7» г. Сафоново

Смоленской области, 2021г.

г. Свирск

2023г.


Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»

        Программа курса  «В мире цифры» содержит:

1) личностные и метапредметные результаты  освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

        Составлена на основе авторской программы учителя начальных   классов Иваниковой Елены Викторовны, БОУ «СОШ № 7» г. Сафоново, Смоленской области, 2021г.

Личностные и метапредметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

        Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования «МОУ СОШ №3 г. Свирск»:

1. личностные результаты - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

2. метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

3. предметные результаты - усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;         формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД;

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения;

- умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия;

- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

- действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Личностные УУД:

- овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;

- овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса

внеурочной деятельности

Формы организации

учебного занятия

Основные виды

учебной деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины.

1. Математические игры:  «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

2. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?».

3. Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.

4. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»

         Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.).

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе

неверных.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Геометрическая мозаика.

Работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», ««Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и

составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.


Календарно-тематическое планирование (1 класс)

№  урока

Дата проведения

Тема урока

Причины

корректировки планирования

План

Факт

1 четверть

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

2

Как люди научились считать.

3

Интересные приемы устного счёта.

4

Учимся отгадывать ребусы.

5

Учимся отгадывать ребусы.

6

Учимся отгадывать ребусы.

7

Решение ребусов и логических задач.

8

Решение ребусов и логических задач.

2 четверть

9

Загадки – смекалки.

10

Загадки - смекалки.

11

Игра «Живые числа».

12

Обратные задачи.

13

Обратные задачи.

14

Практикум «Подумай и реши».

15

Задачи с изменением вопроса.

16

«Газета любознательных».

3 четверть

17

Решение нестандартных задач.

18

Решение нестандартных задач.

19

Решение олимпиадных задач.

20

Решение олимпиадных задач.

21

Решение задач международной игры «Кенгуру»

22

Математические горки.

23

Наглядная алгебра.

24

Решение логических задач.

25

Решение логических задач.

26

Знакомьтесь: Архимед!

4 четверть

27

Задачи с многовариантными решениями.

28

Знакомьтесь: Пифагор!

29

Наука геометрия.

30

Математические игры.

31

Математические игры.

32

Математический КВН.

33

Круглый стол «Подведем итоги»

Всего

33 часа


Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№  урока

Дата проведения

Тема урока

Причины

корректировки

планирования

План

Факт

1 четверть

1

Вводное занятие. Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов.

2

Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение.

3

Викторина. Игра «Весёлый счёт».

4

Геометрические фигуры.

5

Упражнения на проверку знания нумерации.

6

Игра «Весёлый счёт» в пределах 30.

7

Отгадывание ребусов.

8

Задачи в стихах на сложение.

2 четверть

9

Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки.

10

Задача - смекалка. Задача – шутка.

11

Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

12

Викторина.

13

Турнир «смекалистых».

14

Составление геометрических фигур из частей

15

Задача – смекалка на изменение разности.

16

Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

3 четверть

17

Проект «Придумай фигуру».

18

Математическая газета.

19

Математическая газета.

20

Математический КВН.

21

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи в стихах.

22

Задачи – смекалки. Составление ребусов.

23

Игра «Таблицу знаю» Математическое домино.

24

Когда нужны числа - великаны Занимательные задачи с числами – великанам.

25

Упражнения на сравнение чисел великанов. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

26

Составление ребусов, математических загадок, задач.

4 четверть

27

Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты.

28

Логические упражнения на сравнение фигур.

29

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу».

30

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет».

31

Задача на вычисление времени. Игра «Волшебный циферблат».

32

Задачи на вместимость.

33

Практическая работа: лучшие загадки, ребусы, задачи составленные детьми взятые из жизни.

34

Математический КВН.

Всего

34 часа

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№  урока

Дата проведения

Тема урока

Причины корректировки планирования

План

Факт

1 четверть

1

Вводное занятие «Решай, смекай, отгадывай».

2

Историческая страничка. Весёлый счет.

3

Развивающая геометрия.

4

Развивающая геометрия.

5

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

6

Лабиринт. Задача в стихах.

7

Математический кроссворд.

8

Составь круговые примеры.

2 четверть

9

Развивающая геометрия.

10

Арифметические ребусы.

11

Логическая игра «Меньше малого».

12

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово».

13

Практическая работа «Математика и конструирование»

14

Лабиринт. Составь круговые примеры.

15

Развивающая геометрия.

16

Развивающая геометрия.

3 четверть

17

Задачи в стихах.

18

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая».

19

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки.

20

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе».

21

Лабиринт. Задача – шутка.

22

Историческая страничка. Логические вопросы.

23

Практическая работа «Математика и конструирование».

24

Практическая работа «Математика и конструирование».

25

Инсценировка математического рассказа.

26

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор.

4 четверть

27

Лабиринт. Математическая викторина.

28

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки.

29

Развивающая геометрия.

30

Практическая работа «Математика и конструирование».

31

Практическая работа «Математика и конструирование».

32

Лабиринт. Логические вопросы.

33

Лабиринт. Логические вопросы.

34

Математическая викторина.

Всего

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа факультативного курса «В мире книг»

Рабочая программа  факультативного  курса «В мире книг» адресована   ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программ...