Работа с закрытой картиной
учебно-методическое пособие (3 класс)

Оксана Эдуардовна Афанаьева

Умение задавать вопросы один из главных навыков, который должен преобрести человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakrytaya_kartina.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе дети не умеют разговаривать, поэтому педагогам необходимо развивать речь учащихся, причём не только письменную, но и устную. Для этого педагоги используют разнообразные приёмы обучения.

Существует один приём, который используют педагоги на развитие речи. Это работа с закрытой картиной.

Главная образовательная задача - научить детей задавать вопросы с помощью которых можно выяснить содержание картины.

Эта работа начинается с 1 класса и продолжается в основной школе. Усложнение работы - содержание картины. В 1 классе на картине изображён 1 персонаж, он выполняет одно действие (Мальчик сидит, девочка стоит). Во 2-3 классе появляются несколько персонажей или объектов. С 3 класса предлагается задавать вопросы по многоплановой картине. С 4 класса учат задавать вопросы по серии закрытых картин

формулировка вопроса. В 1 классе вопросы простые (кто? Что делает?) Во 2 классе добавляются о месте, времени действия. (Где стоит? Справа или слева). В 3-4 классах обобщающие вопросы

Использование разных видов помощи со стороны учителя - а именно: в 1 классе даются готовые вопросы (на доске, на карточке), ответ учитель записывает на доске. Во 2 классе учитель дает или вопросный план или просто план, который помогает сформулировать + учитель использует указания (задай вопрос о, спроси о...), ответы дети записывают в тетради. В 3-4 классе - логикой вопросов руководит учитель. На доске могут быть написаны неполные фразы (какое время года? где...? Как....? И тд)

1 этап - беседа по содержанию. (дети задают вопросы)

“Кто изображён на картине? - на картине девочка

Что делает девочка? (Все вместе) - девочка катается на коньках

Где катается девочка? (в каком месте катается?-где находится девочка) - девочка катается по льду

Во что одета девочка? Что на девочке? - на голове у девочки шапка

Какого цвета? - шапка оранжевого цвета

Есть ли на шапке пумпон? - да, он пушистый и большой

Есть ли шарф? - есть шарф

Какого цвета шарф? Шарф зеленого цвета

Есть бахрома и есть полоски

Какого цвета бахрома и полоски - полоски белые, бахрома желтые

Полоски тонкие

Горизонтально

4 полоски

Девочка в куртке или в шубе? (Что надето?)- девочка в платье и в свитере

Свитер оранжевого цвета. На нем есть полоски

Какого цвета платье? 0 Платье зеленое

Какого цвета коньки? - Коньки оранжевого цвета, черные шнурки

Есть ли варежки? Какого цвета? - Варежки желтого цвета

Есть ли колготки? - Плотные колготки серо-зеленого цвета

Какая прическа у девочки? - она в шапке, но видна челка

Какое настроение у девочки? - Девочка улыбается, она довольна

Она едет на двух ногах? - она едет на одной ноге

Девочка большая или маленькая? Девочка небольшая, ей лет 6 или 7

2 этап - уточнение содержания картинки.

Прочитайте вслух, что вы написали (ответы)

3 этап - зарисовка

4 этап - анализ рисунков (организуется или в паре или фронтально)

- на картинке... , и у меня ....

- на картинке ... , и у ... ...

- на картинке нарисована ... , и у ...

- на картинке ..., и у ...

- на картинке ..., а у ... не ...

1 Вариант: Учитель открывает картинку, идет сравнение +фразы

2 вариант: картинка не открывается, идет сравнение со словарём (фразами)

5 этап - составление связного высказывания по картинке (описание)

1-4 этапы - развитие разговорной речи

5 этап - развитие связной речи

Я считаю, что данным приёмом можно воспользоваться и в общеобразовательной школе, при написании сочинения по картине. То есть дети проговаривают вопросы, мы даём ответы, записываем их на доске, либо фиксируем у себя, чтобы после проведения всей работы – написать сочинение.

Так же есть методика, которую можно использовать на уроках литературного чтения.

Научить детей с помощью вопросов выяснять содержание рассказов. Этот вид работы проводится не раньше 3-4класса, потому что используется прием опережающего чтения. Класс делится на 2 бригады. Дети дома читают рассказ дома или в классе. (Текст должен быть доступен детям, минимум сложных слов и тд). Рассказы должны быть на одну тему (разные или один авторы) (Сладков и Чаплина рассказы о животных; Драгунский и Голядкин рассказы о детях)

Этапы:

1. Организация начала урока

(Будем беседовать; будем работать бригадами)

2. Основная часть урока

- опережающее чтение рассказа (дома или на уроке)

- * можно выбрать бригадира, которой будет руководить (определяет, кто будет задавать вопросы?)

- выяснение содержания рассказов с помощью вопросов (Задаём вопросы и записывает ответы другой бригады) – то есть одна бригада задаёт вопрос, другая ей отвечает, и те, кто спрашивали, записывают их ответ.

(Как называется рассказ? - Волчата

Кто написал ваш рассказ? - автор рассказа Сладков

О ком говорится в вашем рассказе? - В рассказе говорится о волчатах

Я хочу уточнить*

Что делают волчата? - волчата играют

Я хочу уточнить: во что? (Как?) - они гоняются за бабочками. (Возятся)

Сколько волчат? В рассказе не говорится об этом.

Какие волчата? - волчата маленькие, кривоногие, головастые

Что еще говорится о волчатах? - прячутся в норе

Что делает волчица? - в рассказе не говорится, но я думаю, что она на охоте. Как подрастут волчата, волки их будут брать на охоту.

3. Чтение опорных слов или чтение записи.

Читает первая бригада, вторая слушает (Уточнение при чтении)

(Узнайте у нас где играют волчата - Где играют волчата? - Волчата играют около логова. (Что такое логово - логово - это нора волка)

4. Зарисовка

5. Обсуждение

6. Подписывание рисунков, определение главной мысли

7. Чтение рассказов

С помощью данного приёма, учащиеся учатся задавать вопросы по содержанию и пересказывать текст, определят главную мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»

В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах  по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только  о приемах  работы , н...

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».

Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с  фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....

Конспект урока "Работа по закрытой картине"

урок предназначен для развития разговорной речи  детей с нарушениями слуха....