Работа с закрытой картиной
учебно-методическое пособие (3 класс)
Умение задавать вопросы один из главных навыков, который должен преобрести человек
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном обществе дети не умеют разговаривать, поэтому педагогам необходимо развивать речь учащихся, причём не только письменную, но и устную. Для этого педагоги используют разнообразные приёмы обучения.
Существует один приём, который используют педагоги на развитие речи. Это работа с закрытой картиной.
Главная образовательная задача - научить детей задавать вопросы с помощью которых можно выяснить содержание картины.
Эта работа начинается с 1 класса и продолжается в основной школе. Усложнение работы - содержание картины. В 1 классе на картине изображён 1 персонаж, он выполняет одно действие (Мальчик сидит, девочка стоит). Во 2-3 классе появляются несколько персонажей или объектов. С 3 класса предлагается задавать вопросы по многоплановой картине. С 4 класса учат задавать вопросы по серии закрытых картин
формулировка вопроса. В 1 классе вопросы простые (кто? Что делает?) Во 2 классе добавляются о месте, времени действия. (Где стоит? Справа или слева). В 3-4 классах обобщающие вопросы
Использование разных видов помощи со стороны учителя - а именно: в 1 классе даются готовые вопросы (на доске, на карточке), ответ учитель записывает на доске. Во 2 классе учитель дает или вопросный план или просто план, который помогает сформулировать + учитель использует указания (задай вопрос о, спроси о...), ответы дети записывают в тетради. В 3-4 классе - логикой вопросов руководит учитель. На доске могут быть написаны неполные фразы (какое время года? где...? Как....? И тд)
1 этап - беседа по содержанию. (дети задают вопросы)
“Кто изображён на картине? - на картине девочка
Что делает девочка? (Все вместе) - девочка катается на коньках
Где катается девочка? (в каком месте катается?-где находится девочка) - девочка катается по льду
Во что одета девочка? Что на девочке? - на голове у девочки шапка
Какого цвета? - шапка оранжевого цвета
Есть ли на шапке пумпон? - да, он пушистый и большой
Есть ли шарф? - есть шарф
Какого цвета шарф? Шарф зеленого цвета
Есть бахрома и есть полоски
Какого цвета бахрома и полоски - полоски белые, бахрома желтые
Полоски тонкие
Горизонтально
4 полоски
Девочка в куртке или в шубе? (Что надето?)- девочка в платье и в свитере
Свитер оранжевого цвета. На нем есть полоски
Какого цвета платье? 0 Платье зеленое
Какого цвета коньки? - Коньки оранжевого цвета, черные шнурки
Есть ли варежки? Какого цвета? - Варежки желтого цвета
Есть ли колготки? - Плотные колготки серо-зеленого цвета
Какая прическа у девочки? - она в шапке, но видна челка
Какое настроение у девочки? - Девочка улыбается, она довольна
Она едет на двух ногах? - она едет на одной ноге
Девочка большая или маленькая? Девочка небольшая, ей лет 6 или 7
2 этап - уточнение содержания картинки.
Прочитайте вслух, что вы написали (ответы)
3 этап - зарисовка
4 этап - анализ рисунков (организуется или в паре или фронтально)
- на картинке... , и у меня ....
- на картинке ... , и у ... ...
- на картинке нарисована ... , и у ...
- на картинке ..., и у ...
- на картинке ..., а у ... не ...
1 Вариант: Учитель открывает картинку, идет сравнение +фразы
2 вариант: картинка не открывается, идет сравнение со словарём (фразами)
5 этап - составление связного высказывания по картинке (описание)
1-4 этапы - развитие разговорной речи
5 этап - развитие связной речи
Я считаю, что данным приёмом можно воспользоваться и в общеобразовательной школе, при написании сочинения по картине. То есть дети проговаривают вопросы, мы даём ответы, записываем их на доске, либо фиксируем у себя, чтобы после проведения всей работы – написать сочинение.
Так же есть методика, которую можно использовать на уроках литературного чтения.
Научить детей с помощью вопросов выяснять содержание рассказов. Этот вид работы проводится не раньше 3-4класса, потому что используется прием опережающего чтения. Класс делится на 2 бригады. Дети дома читают рассказ дома или в классе. (Текст должен быть доступен детям, минимум сложных слов и тд). Рассказы должны быть на одну тему (разные или один авторы) (Сладков и Чаплина рассказы о животных; Драгунский и Голядкин рассказы о детях)
Этапы:
1. Организация начала урока
(Будем беседовать; будем работать бригадами)
2. Основная часть урока
- опережающее чтение рассказа (дома или на уроке)
- * можно выбрать бригадира, которой будет руководить (определяет, кто будет задавать вопросы?)
- выяснение содержания рассказов с помощью вопросов (Задаём вопросы и записывает ответы другой бригады) – то есть одна бригада задаёт вопрос, другая ей отвечает, и те, кто спрашивали, записывают их ответ.
(Как называется рассказ? - Волчата
Кто написал ваш рассказ? - автор рассказа Сладков
О ком говорится в вашем рассказе? - В рассказе говорится о волчатах
Я хочу уточнить*
Что делают волчата? - волчата играют
Я хочу уточнить: во что? (Как?) - они гоняются за бабочками. (Возятся)
Сколько волчат? В рассказе не говорится об этом.
Какие волчата? - волчата маленькие, кривоногие, головастые
Что еще говорится о волчатах? - прячутся в норе
Что делает волчица? - в рассказе не говорится, но я думаю, что она на охоте. Как подрастут волчата, волки их будут брать на охоту.
3. Чтение опорных слов или чтение записи.
Читает первая бригада, вторая слушает (Уточнение при чтении)
(Узнайте у нас где играют волчата - Где играют волчата? - Волчата играют около логова. (Что такое логово - логово - это нора волка)
4. Зарисовка
5. Обсуждение
6. Подписывание рисунков, определение главной мысли
7. Чтение рассказов
С помощью данного приёма, учащиеся учатся задавать вопросы по содержанию и пересказывать текст, определят главную мысль текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только о приемах работы , н...

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».
Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....

Конспект урока "Работа по закрытой картине"
урок предназначен для развития разговорной речи детей с нарушениями слуха....

Задание для самостоятельной работы по теме "Картина - портрет" 21.04.
Задание для самостоятельной работы...
Исследовательская работа "можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке"
Презентация к исследовательской работе....


