«А.А. Леонов: первый выход в открытый космос» конспект внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)
Россия – лидер в развитии космической отрасли: первый космонавт, первый выход в открытый космос. Быть первым — это бесконечная ответственность. Тот, кто идёт впереди, должен быть примером для остальных.
Формировать представления о подвиге А.А. Леонова, как первого космонавта, вышедшего в открытый космос, воспитывать чувство патриотизма и гордости за успех отечественных покорителей космоса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»
ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: tu_internat3@63edu.ru
ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.
тел./факс (8482) 24-51-31.
«А.А. Леонов: первый выход в открытый космос»
конспект внеурочной деятельности
Ткаченко Натальи Викторовны
учителя государственнго бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области “Школы-интерната №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”
г. Тольятти
Самарская область
Цель занятия: формировать представления о подвиге А.А. Леонова, как первого космонавта, вышедшего в открытый космос, воспитывать чувство патриотизма и гордости за успех отечественных покорителей космоса.
Формирующиеся ценности: гордость за свою страну.
Основные смыслы: Россия – лидер в развитии космической отрасли: первый космонавт, первый выход в открытый космос. Быть первым — это бесконечная ответственность. Тот, кто идёт впереди, должен быть примером для остальных.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Проявлять чувства гордости за героический труд космонавтов
Расширять жизненный опыт, в доступных для обучающихся пределах.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения своего эмоционального состояния.
Метапредметные результаты:
Иметь общее представление о подвиге А.А. Леонова, как первого космонавта, вышедшего в открытый космос, осознавать важность его подвига.
Понимать отдельные слова, обозначающие космические объекты
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа с элементами экспериментирования, игротерапии.
Оборудование: портреты: Ю. Гагарина, А. Леонова, П. Беляева; фото космических кораблей «Восток-1» , «Восход-2», самолёта ТУ-104, скафандра «Беркут», и «Выход А. Леонова в открытый Космос»; изображения солнца, планет, звёзд; глобус, макет самолёта, макет космического корабля, модель - заменитель космического корабля «Восход-2» (покрытый фольгой шар с приклеенной к нему трубкой); настольная лампа, для световых бликов; пустая пластмассовая бутылка, ножницы, воздушный шарик и насос; мнемокарточки: «космос», «солнце», «космический корабль», «скафандр».
Использованная литература:
- Леонов А. А. Алексей Леонов - М: АСТ, 2019
- С орбиты – на Землю. Хроника посадок отечественных пилотируемых космических кораблей, сборник, М: Фонд "Русские Витязи", 2021
Информационные ресурсы:
А. Леонов, Выхожу в космос - Текст: электронный: сайт Электронная книга 2013-2025. - https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/leonov/vyhoju/01.html (дата обращения: 20.02.2025).
55 лет первому выходу человека в открытое космическое пространство - Текст: электронный: веб-сайт ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» - https://sposopk.ru/students/tvorchestvo/space-walk.php (дата обращения: 23.02.2025).
Конспект внеурочного занятия
Часть 1. Мотивационная
(На доске размещены небесные объекты)
Учитель. Ребята, у меня в руках глобус. Глобус это макет земли, только во много раз уменьшенный, (педагог подходит к доске). Планета Земля вместе с солнцем, луной, звёздами и другими планетами расположена в Космосе, приложение 1. Космос – это пространство, которое не имеет границ. Космос ещё называют Вселенной. Звёздное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Мечта людей о полете в космос сбылась. Люди научились строить космические корабли и апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, приложение 1. (Показывает фото.) совершил полет в космос, он облетел вокруг Земли (показывает, как макет ракеты «облетает» глобус) за 108 минут, приложение 1.
Со временем стало понятно, что просто запускать космические корабли в космос недостаточно. Космос надо осваивать. Необходимо было научиться выходить в открытый космос.
Часть 2. Основная
Учитель. Для начала нужно понять, что такое — открытый космос? Это пространство за пределами космического корабля, где нет ни атмосферы, ни возможности дышать воздухом, как мы делаем на Земле.
Раньше в космос запускали одноместные корабли, внутри которых мог находиться только один космонавт. Чтобы выйти в открытый космос нужен был совершенно новый космический корабль (показать фото). И таким кораблём стал двухместный космический корабль «Восход-2», (показывает фото). Новый корабль, был снабжён шлюзовой камерой — через неё космонавт мог выйти в открытый космос.
(Педагог показывает схематичную модель - заменитель космического корабля «Восход-2») Новый космический корабль был похож на большой серебристый шар, с необычной трёхметровой трубой диаметром около двух метров. Труба закрывалась люком, (педагог закрывает рукой открытое отверстие трубки). Это - шлюзовая камера, через которую должен был выйти космонавт в открытый космос.
Чтобы выжить в открытом космосе космонавту нужен был специальный костюм - скафандр, приложение 2, который защитил бы космонавта, и от космического холода, и от жарких солнечных лучей, от вредного для здоровья космического излучения, (показать фото скафандра). Для выполнения этой задачи был разработан скафандр «Беркут», полужёсткой конструкции, это когда рукава и штаны - мягкие, могут сгибаться, а всё остальное, даже шлем для головы, - жёсткие, как у средневекового рыцаря. Скафандр получился, как маленький космический корабль. У него только двигателя своего не было. Зато было всё, что нужно космонавту, для его работы в открытом космосе. Скафандр был сделан строго по размерам человеческого тела, с красивым гермошлемом, с золотым светофильтром, предохраняющим от яркого космического солнца. В открытом космосе совсем нет воздуха, поэтому космонавт должен захватить с собой запас воздуха для дыхания. Этот запас находился в специальном ранце за спиной космонавта. Во время работы космонавту жарко, но снять лишнюю одежду или облиться холодной водой космонавт не может. Как быть? Для решения этого вопроса был придуман сетчатый комбинезон с тонкими пластмассовыми трубочками, в которых находилась вода. Эти трубочки подключены к холодильнику, который тоже находится в ранце. Космонавт включает насос и насос гонит холодную воду и внутри скафандра становится прохладно. Ещё в скафандре находился прибор, который очищал воздух и вентилятор, который равномерно распределял воздух.
«Скафандр» (развивающая игра). ( На доске прикреплены отдельные части скафандра.)
Учитель. Ребята, предлагаю вам собрать скафандр для космонавта, приложение 2. Перед вами отдельные части скафандра, соединим эти части, чтобы получился настоящий скафандр для космонавта. Молодцы, какой замечательный получился костюм! Мы собрали самое важное средство для космонавта в открытом космосе, — его скафандр.
Отбор лётчиков для будущего полёта в космос был достаточно жёстким. Возраст — не старше 30. Требовалось крепкое здоровье, а также опыт полётов на новейших самолётах.
Чтобы выйти в пустоту открытого космоса лётчики - космонавты долго тренировались на Земле, в Центре подготовки космонавтов. Для тренировок, у космонавтов, был корабль — тренажёр совсем как настоящий, но только этот корабль никогда не полетит в космос. Много раз они надевали скафандры и занимали свои места в корабле, отрабатывая различные случаи, которые, могли произойти в космосе.
Но главное, надо было научиться работать в невесомости. А где, на Земле, взяться невесомости? Придумали летающую лабораторию - самолёт ТУ-104, (показать фото), со специальным салоном, где стояла кабина космического корабля со шлюзовой камерой. Самолёт набирал самую большую скорость и резко снижал высоту полёта, так возникала невесомость, приложение 2. (Педагог, с помощью модели самолёта, демонстрирует эти движения.) Невесомость длится не более половины минуты. Это очень маленькое время, чтобы космонавт научился двигаться в невесомости, поэтому самолёту много раз приходилось взлетать, набирать скорость и снижать высоту.
В самом начале подготовки космонавтам было очень тяжело. Но к концу тренировок они уже не чувствовали на себе скафандра, работали, как в обычном костюме. Экипаж будущих космонавтов к полёту в космос был готов! Космонавты должны были ответить на вопрос — может ли человек находиться в условиях открытого космоса? И не просто находиться, а работать! Чтобы быть сильными, как космонавты надо не забывать про физкультминутку «Полёт» (Учащиеся выполняют движения по тексту.)
А сейчас мы с вами, дети, (ходьба) улетаем на ракете (поднять руки над головой)
На носки поднимись, а теперь руки вниз (поднять и опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться). Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)
18 марта 1965 года в космическое пространство отправился многоместный корабль «Восход-2» с экипажем из двух человек — командиром Павлом Беляевым и пилотом Алексеем Леоновым, (показать фото). Было решено, что выход в открытый космос совершит пилот Алексей Леонов из шлюзовой камеры «Волга». Это такое небольшое изолированное помещение. А шлюзованием будет управлять командир корабля Павел Беляев из кабины «Восхода-2» с помощью пульта. Также командир корабля, с помощью телекамеры и телеметрии должен был следить за работой Леонова в космосе.
В 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей Леонов, шагнув из шлюзовой камеры в открытый космос. (Педагог показывает фото «Выход А. Леонова в открытый Космос»)
Леонов был связан с кораблём с помощью фала, который состоял из стального троса и электрических проводов. По ним передавались медицинские и технические данные, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля. Что увидел Алексей Леонов в открытом космосе? (Педагог включает настольную лампу, которая создаёт эффект световых бликов или наклеивает звёзды на доске.) Бескрайнее чёрное небо и звёзды... Их гораздо больше, чем кажется с Земли... Здесь они ярче и не мигают. Звёзды были везде: вверху, внизу, слева и справа. Правда, в космосе Алексею Леонову трудно было определить, где верх, а где низ. Но чтобы работать в космосе, он решил, что верх там, где было солнце, а низ — где шлюзовая камера корабля. (Педагог наклеивает на доску изображения солнца и космического корабля, перемещая их на доске, чтобы учащиеся поняли, что в космосе не определишь где верх, а где низ и нужен был специальный ориентир.)
Солнце было неземное: яркое и очень жаркое. Было так тихо, что Алексей Архипович Леонов слышал, как бьётся его сердце и слышал шум своего дыхания. Но с каждым движением Алексей Леонов приходил к важному выводу, в космосе жить и работать можно!
После проведения экспериментов Алексею Леонову дали команду возвращаться. Но произошло непредвиденное. Скафандр Алексея Леонова увеличился в объёме и стал жёстким, как футбольный мяч, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры «Волга». Запас кислорода в скафандре был рассчитан только на 20 минут, а они заканчивались. Тогда космонавт снизил давление в скафандре, уменьшил его объем и вернулся на корабль, приложение 2.
Эксперимент «Реконструкция входа А. Леонова в шлюзовую камеру «Восхода-2»»
Учитель. Проведём эксперимент, чтобы понять, как Алексею Леонову удалось вернуться на корабль. Для этого нас понадобится пустая пластмассовая бутылка, ножницы, воздушный шарик и насос. От бутылки ножницами я отрезаю горлышко и носик. У нас получилась труба. Это макет шлюзовой камеры космического корабля. Надуем, с помощью насоса, воздушный шарик, небольшого размера, чтобы он спокойно входил в наш макет шлюзовой камеры и спокойно выходил из неё. Посмотрите, как свободно шарик входит и выходит из «шлюзовой камеры». (Педагог предлагает детям самим убедиться в этом.) Выходя в открытый космос А. Леонов спокойно вышел из шлюзовой камеры. Во время работы в Космосе его скафандр увеличился в размерах (педагог увеличивает воздушный мячик в размерах, с помощью насоса). Сможет, мячик пройти через наш макет шлюзовой камеры? Конечно, нет! (Педагог предлагает детям самим убедиться в этом.) Что надо сделать, чтобы наш мячик снова спокойно входил в наш макет шлюзовой камеры и спокойно выходил из него? Уменьшить объем шарика. Как это сделать? Выпустить из шарика лишний воздух. (Педагог уменьшает воздушный мячик в размерах, предлагает детям самим убедиться, что мячик спокойно входит и выходит в бутылку.) Алексей Леонов находился в полете вне корабля 12 минут 9 секунд. Советский космонавт Алексей Архипович Леонов стал первым человеком, которые вышел в открытый космос. Это был исторический момент, который показал, что человек способен работать даже в условиях невесомости. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Быть первым — это бесконечная ответственность. Тот, кто идёт впереди, должен быть примером для остальных. И Алексей Архипович Леонов был именно таким человеком.
Часть 3. Заключительная. Ребята, предлагаю нарисовать Звёздное пространство Вселенной, которое увидел Алексей Леонов в открытом космосе. Нам понадобятся листы тёмной бумаги, гуашь светлых тонов, а также кисточки, разного размера и ватные палочки. Начинаем работать.
Посмотрите какое красивое космическое пространство мы создали, настоящая Вселенная. Организует выставку наших работ.
Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Мы узнали о подвиге космонавта А. А. Леонова, который, первый в мире, вышел в открытый космос. Россия – лидер в развитии космической отрасли и является примером для остальных стран.
Перед вами лежат весёлый смайлик и грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного смайлика. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
ПЛАН–КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Урок для обучающихся 2 классаМетодическая карта урока:1. Организация класса. Введение в ситуацию общения (подготовительная части урока):1. Сообщение задач урока, настроить учащихся на деят...

Урок технологии в 1классе "Выход в открытый космос"
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке к уроку технологии в 1 классе. УМК "Плнета Знаний"...

Урок технологии в 1классе "Выход в открытый космос" презентация
Данная презентация поможет учителю в поведении урока в 1 классе по теме: " Выход в открытый космос"...
Открытое занятие по внеурочной деятельности объединения «Мир проектов» с учащимися первого класса на тему «Школа почемучек: гипотеза: предположения и проверка»
Для нашей работы хорошим фундаментом и основой проектной деятельности стало инновационное пособие «Мои первые проекты», разработанное сотрудниками ДПО «Центр социально-гуманитарного ...
внеурочное занятие по теме ,,Алексей Леонов - первый человек в открытом космосе"
Внеурочное занятие по теме ,,Алексей Леонов - первый человек в открытом космосе"....

Конспект внеурочной деятельности: "Первый шашечный!"
Конспект внеурочной деятельности отлично подходит как для старших групп детского сада,так и для начальных классов.Способствует пропаганде игры в шашки....
