Банк заданий для проверки функциональной грамотности чтения младших школьников ( 4 класс)
рабочая программа (4 класс)
Банк заданий для проверки функциональной грамотности чтения младших школьников ( 4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 318.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк заданий для проверки функциональной грамотности чтения младших школьников ( 4 класс)
Сведения об авторе
- Докина Дина ивановна
- Должность: учитель начальных классов.
- Полное официальное название организации: МАОУ «СОШ№ 55 г Улан-Удэ»
Прочитай текст и выполни задания к нему.
А.С. Пушкин
Шумит кустарник…
Шумит кустарник... На утес
Олень веселый выбегает,
Пугливо он подножный лес
С вершины острой озирает,
Глядит на светлые луга,
Глядит на синий свод небесный
И на днепровские брега,
Венчаны чащею древесной.
Недвижим, строен он стоит
И чутким ухом шевелит...
Но дрогнул он - внезапный звук
Его коснулся - боязливо
Он шею вытянул и вдруг
С вершины прянул.
- Какое животное выбежало на утес? Отметь «V»
- Найди в тексте и подчеркни слова, характеризующие оленя.
- Отметь «V», на что глядит герой стихотворения:
А) на светлые луга В) на желтые степи
С) на синий свод небесный D) на днепровские брега
- Утес расположен рядом с берегом реки
А) Дон В) Двина С) Днепр D) Дунай
- Определи средство литературной выразительности «внезапный звук его коснулся»
А) сравнение В) метафора С) олицетворение D) гипербола
- Объясни, как ты понимаешь фразу «днепровские брега, венчаны чащею древесной». Как можно сказать это другими словами? Напиши. _____________________________________________________________
- Отметь верные утверждения знаком «+» или «-»
Пугливо он подножный лес с вершины гладкой озирает | |
Шумит кустарник... На утес олень веселый выбегает | |
Он шею вытянул и вдруг с вершины прянул | |
Недвижим, строен он стоит и мягким ухом шевелит... |
- Напиши синоним к слову «прянул» - ___________________________
- Придумай и напиши свой заголовок к произведению А.С. Пушкина.
____________________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания к нему.
Воробей и лиса
(болгарская народная сказка)
Одно время воробей и лиса были закадычными друзьями. Куда лиса бежит, туда и воробей летит.
— Братец-воробушек, — говорит как-то раз лиса, — хочешь, давай вместе посеем пшеницу?
— Хочу, кумушка.
Посеяли пшеницу. Выросла она, поспела. Пришла пора убирать урожай. Воробей с лисой начали жать с самого утра. Но вот солнышко припекать стало, а лиса- то была всем лентяйкам лентяйка, и надумала она схитрить.
— Братец- воробушек, — говорит, — ты жни, а я пойду вон на ту горку, буду небо подпирать — боюсь, как бы оно не упало. Упадёт небо — поломает нашу хорошую пшеничку.
— Иди, кумушка, — говорит воробей, а сам опять нагнулся — жнет себе да жнет.
Взошла лиса на пригорок. А тут как раз облако выплыло из-за гор. Села лиса, подняла лапы — будто облако подпирает.
Воробей сжал ниву, убрал снопы, подмел гумно и говорит:
— Иди, кумушка, давай молоть.
— Молоти ты, воробушек-братик, а мне и нынче доведётся небо подпирать. Не то оно упадёт, да и погубит нашу хорошую пшеничку.
Запряг воробей волов, обмолотил пшеницу, провеял и зовёт лису:
— Иди, кумушка, будем пшеницу делить.
— Иду! — кричит лиса.
Прибежала. Взяла лиса меру и говорит:
— Вот тебе, воробушек, мера, а мне причитается две меры. Ведь моя работа потяжелее твоей — я небо подпирала. К тому же я тебе старшей сестрой довожусь.
Воробей проглотил обиду, забрал своё зерно и полетел восвояси. Увидела его собака и спрашивает:
— Ты что пригорюнился?
Рассказал ей воробей про своё горе. А собака разгневалась и говорит:
— Веди меня в лисью житницу!
Привёл её воробей к житнице. Собака влезла туда и зарылась в зерно.
На другой день собралась лиса на мельницу — пшеницу молоть. Пришла она в свою житницу, стала сгребать зерно, видит — из него собачье ухо торчит. Подумала лиса: это что-то съестное — да и хвать его зубами. А собака как выскочит, как бросится на лису — задушила вмиг.
житница - амбар, помещение для хлеба, зерна;
нива – засеянное поле, пашня, клин, полоса или участок;
сноп - связка сжатых стеблей с колосьями;
гумно - огороженный участок земли в хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба;
мера - старорусская единица объёма сыпучих тел, равная 26,24 литра.
- Напиши, как ты понимаешь выражение «были закадычными друзьями»: _______________________________________________________________
- Что договорились посеять друзья?
А) просо В) рожь С) овес D) пшеницу
- Продолжи высказывания, опираясь на текст:
Надумала лиса схитрить, потому что _______________________________
Села лиса, подняла лапы, как будто ________________________________
Собака разгневалась, потому что ___________________________________
- Напиши какими качествами обладают герои сказки:
____________________________ _______________________
____________________________ _______________________
- С кем из героев ты бы хотел подружиться и почему? _______________________________________________________________
- Как, ты думаешь, как могла закончиться сказка, если бы воробей не встретил собаку?
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Правильно ли поступила собака? Как можно было по-другому решить эту проблему?
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши смс-сообщение лисе с твоей оценкой ее поступков.
Прочитай текст и выполни задания к нему.
В.Бианки
Голубой зверек
В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины её чернела дыра — дупло.
Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась, — мелькнули острые, хищные зубы.
Это куница — убийца всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.
Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны.
Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, — куница заметила. Она согнулась в дугу, как натянутый лук, потом выпрямилась — и стрелой перелетела на качавшуюся ещё ветку. Куница понеслась вверх по сосне — догонять зверька.
Нет никого в лесу проворней куницы. От неё не уйти даже белке.
Голубой зверёк слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее, скорее спасаться. С сосны он прыгнул на ель. Напрасно зверёк хитрит, бежит по другой стороне ели, — куница скачет по пятам. Зверёк забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом — хвать зубами! Но зверёк успел спрыгнуть.
С дерева на дерево неслись голубой зверёк с куницей, как две птицы среди густых веток.
Прыгнет голубой зверёк, нагнётся ветка, а куница за ним, — ни на миг не даёт передышки.
И вот уже не хватает у голубого зверька сил, уже слабеют лапки; вот прыгнул и не удержался — падает вниз. Нет, не упал, уцепился по дороге за нижнюю ветку — и вперёд, вперёд из последних сил.
А куница бежит уже поверху и высматривает с верхних ветвей, как удобнее броситься вниз и схватить.
И вот на миг голубой зверёк остановился: лес прервался пропастью. Куница тоже на всём скаку остановилась над зверьком. И вдруг кинулась вниз.
Прыжок её был точно рассчитан. Она всеми четырьмя лапами упала на то место, где остановился голубой зверёк, но он уже прыгнул прямо в воздух и полетел, — медленно, плавно полетел по воздуху над пропастью, как во сне. Но всё было наяву, при яркой луне.
Это была полетуха, летяга — летучая белка: у неё между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютом держала её в воздухе.
Куница не прыгнула вслед: она не может летать, она упала бы в пропасть.
Летяга повернула хвост и, красиво закруглив полёт, спустилась на ёлку по ту сторону пропасти.
Куница щёлкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева.
Голубой зверёк ускользнул.
- Определи жанр произведения. ______________________________
- Определи тип текста произведения. _________________________
- Найди в тексте и подчеркни, как автор описывает зубы куницы.
- За кем охотилась куница
А) мышь В) барсук С) белка D) норка
- Распредели фразы в таблицу: было темно, как под крышей; вышла луна; голубой зверек
сравнение | эпитет | олицетворение |
- В какое время года происходит событие
А) лето В) весна С) осень D) зима
- Почему автор называет белку голубым зверьком? _____________________________________________________________
- Как белке удалось спастись от хищника? ___________________________________________________________
- Летучую белку еще называют ___________________________________
- Составь и запиши характеристику куницы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания к нему.
Кому нужен мухомор?
Серёже не везло. Вот уже целый час ходил он по лесу, а нашёл всего несколько сыроежек. У мамы и папы в корзинках было по нескольку белых, а ему ничего не попадалось. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали — из-за гнилого пня, из-под вороха сухих листьев, из-за зелёного пучка травы... Отовсюду...
Этот мухомор Серёжа увидел шагов с двадцати. «Ну зачем? — подумал мальчик. — Зачем они здесь растут? Кому они нужны, ядовитые мухоморы?»
— Никому ты не нужен! — решительно сказал Серёжа, подходя к грибу. — И нечего здесь краснеть! Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! И он уже собрался пнуть мухомор ногой.
— А ну-ка, подожди, — сказал кто-то у Серёжи за спиной.
Мальчик оглянулся. Сзади стоял пожилой человек с корзинкой. А в корзинке у него... Тут Серёжа даже зажмурился. В корзинке было полным-полно разных грибов, а больше всего белых!
— Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь, — человек покачал головой. — А почему? Потому что мало о них знаешь! От такого грибника любая сыроежка без труда спрячется... Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно? Ведь он в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы — лекарство.
Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.
А для опытного грибника он — как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы — жди белых грибов. Верная примета.
И вот ещё что: ты присмотрись, присмотрись к мухомору — как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Может быть, природа, посылая тебе мухоморы, хочет поднять твоё настроение? Ты, мол, не огорчайся, что с другими грибами не везёт, полюбуйся лесным украшением. Ведь человеку нужна не только еда, но и красота!
- Отметь «v» гриб, о котором идет речь в произведении
- С кем пришел в лес за грибами Сережа? ____________________________________
- Найди в тексте и подчеркни, откуда выглядывали мухоморы.
- О какой примете узнал Сережа от грибника? ____________________________________________________________
- С чем для грибника сравнивается мухомор? ____________________________________________________________
- Найди в дополнительных источниках, почему мухомор так называется. Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь кластер о пользе мухомора в природе
Прочитай текст и выполни задания к нему.
И. Крылов
Листы и корни
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», -
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, -
Им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас».
Зефиры- ветра
- Определи жанр произведения
А) стихотворение В) сказка С) басня D) былина
- Чем хвалились листы зефирам? _______________________________
- Найди в тексте и подчеркни, какую пользу приносят листья деревьев.
- Какое нравственное качество человека высмеивает в своем произведении Иван Крылов
А) себялюбие В) лень С) трусость D) злость
- В какой пословице выражена главная мысль произведения. Подчеркни.
А) Всяк хорош на своем месте.
В) Не беречь поросли, не видать и дерева.
С) Красна весна цветами, осень - снопами.
D) Для муравья и роса - наводнение.
- Составь синквейн о листьях или корнях.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания к нему.
Иван Трубецкой
Нет края лучшего, чем тот, где я родился…
Есть много мест, прославленных недаром,
Носящих памятники, будто ордена,
Людей великих, им принесших славу,
Поднявшись, гордо носят имена.
Но средь аулов, городов, селений,
Как ни манил бы ослепительный их блик,
Нет ничего на свете мне милее,
Чем край, где дом родителей моих.
Нет края лучшего, чем тот, где я родился,
Нет места для души моей родней,
И не нужны миров различных мне столицы,
Когда есть место, где всегда открыта дверь.
Родное начинается с калитки,
С тропинки каждой и с родных речей.
Родное начинается с улыбки
Родных и близких, дорогих людей.
И не сравнятся с этим местом заграницы:
Ни виллы с пирсами, ни пляжи на Бали,
По праву и с достоинством гордиться
Могу я местом, где живут родители мои.
Нет ничего прекраснее закатов
И запаха пшеницы у реки.
Я рад, что появился здесь когда-то,
Я рад, что здесь живу и в эти дни.
Наверно, скажете, что молод я душою,
Что по годам не развит рассуждать.
Но понял, что с рожденья своего я
Обязан это место почитать.
- Определи жанр произведения
А) стихотворение В) сказка С) басня D) былина
- Определи тип текста:
А) описание В) повествование С) рассуждение
- Продолжи фразу словами из текста: Нет ничего на свете мне милее, чем ___________________________________________
- Объясни, как ты понимаешь смысл выделенного слова «Обязан это место почитать»________________________________________
- С чего по мнению автора начинается родное? Подчеркни варианты.
Калитка, пляжи Бали, тропинка, родная речь, заграница, улыбка дорогих людей
- Выбери и отметь «+» пословицу, которая выражает основную мысль произведения.
А) Человек без семьи, что дерево без плодов.
В) Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
С) Хорошая речь слаще меда.
- Составь и запиши высказывание, что для тебя является Родиной (родным).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумай и запиши заголовок к произведению. _____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...
Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников
В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....
Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Обучение ребёнка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности....

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)
В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»
Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...

Презентация "Использование PISA-пообных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников
В презентации представлены конкретные задания, которые можно использовать на уроках математики в 3 - 4 классах для формирования или контроля сформированности математической грамотности....










