Полезная привычка:уроки финансовой грамотности в начальной школе
статья
статья "Полезная привычка; уроки финансовой грамотности в начальной школе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
М. И. Пчельникова,
учитель начальных классов
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципальногорайона
ПОЛЕЗНАЯ ПРИВЫЧКА: УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Общеобразовательная школа – это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения подрастающему поколению.
Школу без преувеличения можно назвать кузницей будущего. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой – она является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. С этой точки зрения можно рассматривать школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны. Современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.
В Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Важно понимать, что умение управлять финансовыми потоками – не врожденная способность человека, а приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек, и потому формирование данных умений целесообразно начинать уже с начальной школы [2].
Изучение курсов «Финансовая грамотность» в начальной школе в качестве цели обучения ставит «формирование у детей умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами [4, с. 5]. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Поэтому дети нуждаются в приобретении представлений о ценности денег и семейном бюджете.
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Освоение содержания должно опираться на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.
В начальных классах темы по финансовой грамотности нашли отражение во 2 – 4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы темы «Деньги», «История появления денег», «Семейный бюджет» или «Что такое экономика» могут изучаться в разных классах и в разных объемах. Темы даются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на личных впечатлениях и служат для углубления и получения новых знаний.
Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1 – 4 классов, интересны детям, родителям и педагогам. Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
Решение проблемы приобщения детей к финансовой сфере – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей жизни.
Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла.
Литература
1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации. – URL:
#_Toc2313584511.
2. Вендина А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой
грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и
школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. –
Новосибирск : СибАК, 2016. – С. 30 – 35.
3. Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников
детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их
социализации // Социализация личности в условиях глобализации и
информатизации общества : сборник материалов международной научнопрактической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / сост. и ред.
И. Ю. Синельников. – М. : ИСРО РАО, 2016. –С. 270 – 275
4. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность : учебная программа.
Детские дома, школы-интернаты. – М. : Вита-пресс.- 2015. – 24 с.
5. Методические материалы для учащихся 2 – 4 классов. – URL:
http://финграмотностьвшколе.рф/page/3
6. Финансовая грамотность. Учебная программа 2 – 4 классов. – URL:
#1055;рограмма.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Финансовая грамотность в начальной школе"
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей началь...

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Основы финансовой грамотности в начальной школе
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"
Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"...

Мастер-класс по финансовой грамотности в начальной школе
Данный мастер-класс содержит набор заданий по финансовой грамотности для учащихся 4 классов. Задания можно выполнять с учащимися на внеурочной деятельности, а можно интегрировать в другие предметы( ма...

Стихи для занятий "Финансовая грамотность" в начальной школе на тему "Банки"
Данные стихотворения можно использовать для включения в презентации по теме "Банки", для облегчения запоминания материала по данной теме, для подведения итога занятия. Рекомендуется для 3-4 ...
