Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа (3 класс)

Кабакова Виктория Вячеславовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_kraevedenie_3_kl.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Краеведение», 3 класс

В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования у обучающихся, будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты:

  • Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;
  • Знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
  • формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с мононациональной культурой родного края.

Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в том числе контролируемом пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
  • обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общество, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;
  • получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
  • получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
  • изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
  • познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник научится:

  • называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова, г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;
  • различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
  • приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села);
  • находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озера Сахалина;
  • узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
  • определять смену времен года в родном крае на основе наблюдений;
  • наблюдать за погодой своего края;
  • давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности края;
  • называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоемам родного края;
  • описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
  • называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;
  • описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
  • описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);
  • описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельны х исторических событий, связанных с ним;
  • воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населенного пункта); региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и т.д.
  • особенности труда людей родного края, их профессии;
  • различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
  • понимать место Сахалинской области с истории России;
  • принимать посильное участие охране памятников природы, истории и культуры своего края;
  • использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.

Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробудит интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.

В процессе освоения материла, у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применят коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

«Краеведение», 3 класс

Раздел «Где мы живем» (14 ч)

Родной край – Сахалинская область.

Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.

Сахалинская область на карте

Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов; Большая и Малая Курильская гряда.

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).

Главные государственные символы Сахалинской области: герб флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.

Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов.  Нивхские сказки.

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

Составные части экономики Сахалинской области

Раздел «Природа» (12 ч)

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.

Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озера, их расположение, очертания, основные природные особенности.

Опасные природные явления Сахалинской области.

Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.

Природные пожары Сахалинской области.

Какие бывают пожары. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.

Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.

Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.

Дикие животные Сахалинский области.

Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.

Культурные растения Сахалинской области.

Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Домашние животные в Сахалинской области.

Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Взаимосвязи в природе.

Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.

Раздел «Культура и образование» (3 ч)

Культура и образование в Сахалинской области.

Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.

Раздел «Путешествия» (5 ч)

Путешествие по своему муниципальному образованию

Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.

Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.

Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.

 

Тематическое планирование

«Краеведение», 3 класс

Тема курса

Дата проведения

Родной край – Сахалинская область.

Родной край – Сахалинская область.

Сахалинская область на карте

Сахалинская область на карте

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

 Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

 Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

 Город и село.

 Город и село.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

 Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.

 Опасные природные явления Сахалинской области.

 Природные пожары Сахалинской области.

 Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.

Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.

 Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

 Дикие животные Сахалинский области.

 Дикие животные Сахалинский области.

 Культурные растения Сахалинской области.

 Домашние животные в Сахалинской области.

 Взаимосвязи в природе.

Культура и образование в Сахалинской области.

Культура и образование в Сахалинской области.

Культура и образование в Сахалинской области.

Путешествие по своему муниципальному образованию

Путешествие по своему муниципальному образованию

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.

 Обобщающее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Юный краевед"

Программа "Юный краевед" относится к духовно- нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению «Школа юного краеведа» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Юный краевед"

Цель программы- создание условий для духовно-нравственное воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край  (его традиции, памятники природы, истории и культуры)...