Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Краеведение», 3 класс
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования у обучающихся, будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
- Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- Знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с мононациональной культурой родного края.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в том числе контролируемом пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
- обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общество, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
- познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник научится:
- называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова, г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;
- различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
- приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села);
- находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озера Сахалина;
- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
- определять смену времен года в родном крае на основе наблюдений;
- наблюдать за погодой своего края;
- давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности края;
- называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоемам родного края;
- описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;
- описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
- описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);
- описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельны х исторических событий, связанных с ним;
- воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населенного пункта); региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и т.д.
- особенности труда людей родного края, их профессии;
- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
- понимать место Сахалинской области с истории России;
- принимать посильное участие охране памятников природы, истории и культуры своего края;
- использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробудит интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материла, у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применят коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Краеведение», 3 класс
Раздел «Где мы живем» (14 ч)
Родной край – Сахалинская область.
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов; Большая и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нивхские сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области
Раздел «Природа» (12 ч)
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озера, их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары Сахалинской области.
Какие бывают пожары. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.
Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.
Дикие животные Сахалинский области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование» (3 ч)
Культура и образование в Сахалинской области.
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.
Раздел «Путешествия» (5 ч)
Путешествие по своему муниципальному образованию
Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.
Тематическое планирование
«Краеведение», 3 класс
№ | Тема курса | Дата проведения |
Родной край – Сахалинская область. | ||
Родной край – Сахалинская область. | ||
Сахалинская область на карте | ||
Сахалинская область на карте | ||
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села). | ||
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села). | ||
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. | ||
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. | ||
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера. | ||
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера. | ||
Город и село. | ||
Город и село. | ||
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области. | ||
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области. | ||
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера. | ||
Опасные природные явления Сахалинской области. | ||
Природные пожары Сахалинской области. | ||
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов. | ||
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов. | ||
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы. | ||
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы. | ||
Дикие животные Сахалинский области. | ||
Дикие животные Сахалинский области. | ||
Культурные растения Сахалинской области. | ||
Домашние животные в Сахалинской области. | ||
Взаимосвязи в природе. | ||
Культура и образование в Сахалинской области. | ||
Культура и образование в Сахалинской области. | ||
Культура и образование в Сахалинской области. | ||
Путешествие по своему муниципальному образованию | ||
Путешествие по своему муниципальному образованию | ||
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований. | ||
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску. | ||
Обобщающее занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...
Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Юный краевед"
Программа "Юный краевед" относится к духовно- нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению «Школа юного краеведа» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Юный краевед"
Цель программы- создание условий для духовно-нравственное воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры)...
