Структура оценки, методы и формы системы оценивания
материал

Черепанова Наталья Александровна

Структура оценки, методы и формы системы оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemy_otsenivaniya.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Структура системы оценки:

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

  • предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
  • метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
  • личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования

  • Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
  • Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
  • Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования;
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
  6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.


Методы и формы оценивания предметных результатов.

Оценочные процедуры

  • Стартовая диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам
  • Текущее оценивание. Самостоятельные работы, проверочные работы учебно-познавательные задачи, диагностические работы
  • Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по предметам.

Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Вместе с тем я использую итоговую демонстрацию общей подготовки, умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

Методы оценивания

1. Тест.

2. Экспресс-опрос («летучка»).

#1056;асширенный опрос.

#1048;гровые методы оценивания.

#1050;онтрольное упражнение.

#1053;аблюдение.

#1057;амооценка.

#1041;еседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

При безотметочном обучении (например: в первом классе)можно использовать следующие методы оценивания:

- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

- волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;

- листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

- листы наблюдений и др.

Формы оценивания

1. Устный опрос

#1055;исьменная самостоятельная работа

3. Диктанты

#1050;онтрольное списывание

5. Тестовые задания

6. Графическая работа

7. Доклад

8. Изложение

9. Творческая работа

10. Диагностическая контрольная работа

11. Итоговая комплексная работа

12. Контроль техники чтения

Формы оценивания во внеурочной деятельности

#1059;частие в выставках, конкурсах, соревнованиях

#1040;ктивность в проектах и программах

#1058;ворческий отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....

Структура оценки , методы и формы оценивания

Структура оценки  , методы и формы оценивания...

Система оценивания образовательных достижений (методы и формы)

Система оценивания образовательных достижений (методы и формы)...