Мастер-класс "Эффективные приемы сотрудничества учителей и родителей"
материал (4 класс)
Опираясь на результаты анализа статистики экспертной лаборатории по заказу Минпросвещения, можно с уверенностью сказать, что в последние годы значительно увеличилось число молодых людей, поступающих в педагогические вузы, и движет ими искреннее желание преподавать и работать с детьми. Однако, по наблюдениям экспертов, мотивация работать в школе у молодых педагогов пропадает за год или два. Что же отталкивает их в профессии учителя?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
- Суметь понять и дать совет, Уметь отдать души свой свет, Для каждого найти добро, Чтоб в сердце прижилось оно. Неважно, сколько пройдено дорог, Нашёл свою! Ты – педагог! Слайд 1 - Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри, меня зовут Новгородова Елена Викторовна. В нашем зале собрались те, кто выбрал нелегкую дорогу педагога. А вот какими путями мы пришли на неё? Поговорим об этом? - Помашите рукой, кто целенаправленно пришел в педагогику? (отлично, от меня вам сладкие призы, вы сегодня везунчики) - Поднимите руку, кто считает, что пришёл в школу по призванию? (здорово!!! А вам от меня вот такие медали, вы - счастливчики) - Очень приятно увидеть, что среди молодых учителей есть те, кто целенаправленно пришел в школу «сеять разумное, доброе и вечное». |
Слайд 2 -Опираясь на результаты анализа статистики экспертной лаборатории по заказу Минпросвещения. Можно с уверенностью сказать, что в последние годы значительно увеличилось число молодых людей, поступающих в педагогические ВУЗы, и движет ими искреннее желание преподавать и работать с детьми. Однако, по наблюдениям экспертов, мотивация работать в школе у молодых педагогов пропадает за год или два. Что же отталкивает их в профессии учителя? Слайд 3 По данным этой же Лаборатории (слайд) после низкой заработной платы и большой нагрузки молодым педагогам не нравятся конфликты с родителями. Я и сама молодой педагог, и понимаю, что взаимодействие с родителями сегодня – это большая проблема. Родители, особенно если они старше нас, педагогов, позволяют себе поучительные замечания в наш адрес, не стремятся прислушаться к нашим советам и рекомендациям, что приводит к непониманию и конфликтам. - Коллеги, кто из вас сталкивался с такими случаями? Да, я вижу, что руки подняли даже опытные учителя. |
Слайд 4 - А ведь не секрет, что сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной и учебной деятельности. Об этом говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт, который придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Слайд 5 -На эффективное сотрудничество семьи и школы ориентирует и президент Российской Федерации В. В. Путин. - Как выстроить работу с родителями так, чтобы не конкурировать, а сотрудничать? Какие приёмы использовать, чтобы между нами установились доверие, открытость и уважение? |
Слайд 6 Свой мастер-класс я назвала «Дружно – не грузно, а врозь - хоть брось». Попробуйте определить его тему. |
Слайд 7 - Верно, «Эффективные приёмы сотрудничества учителей и родителей» |
- Я молодой педагог, я постоянно учусь, и своими находками готова поделиться с вами. Слайд 8 Уже на первом собрании при знакомстве с родителями использую приём «Коробка». Приглашаем 3-х участников. Поставьте коробки на пол. Один участник ставит ногу в обе коробки (правую – в одну, левую – во вторую). Два других участника встают по бокам от него и ставят одну ногу в коробку. - Попробуйте все вместе двигаться вперед? Получается? - А теперь попробуйте договориться… - В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники помогают ему и двигаются в одном направлении или, когда каждый участник двигается в своем направлении? Теперь представьте ребенка, который стоит в центре. С одной стороны - учитель со своими методами воспитания, требованиями. С другой - родители со своими взглядами и задачами. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям и учителя, и семьи, а успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества и родителей, и педагогов. - Понравился приём? Поаплодируйте… |
Слайд 9 -Отлично, а теперь попробуйте похлопать одной рукой… Не получается? Конечно, так и в нашей работе: одна рука учитель вторая родитель. Только вместе мы можем хлопать воедино. Здорово, когда и родители, и учителя делают одно дело без недовольства, обид, ссор и, как следствие, конфликтов. Достичь гармонии в общении с родителями сложно, но можно. Общаясь с ними, нужно помнить, что основа отношения к нам закладывается в первые 15 секунд! |
Слайд 10 Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых 15 секунд, необходимо применять «Правило трех плюсов» (Улыбка, имя собеседника, комплимент). - Какие ещё правила следует соблюдать? Давайте откроем вместе. Мне потребуется помощь фокус-группы. Приглашаю везунчиков, получивших от меня сладкие призы. Слайд 11 Предлагаю приём «Предупреждающие и запрещающие знаки». Прием этот универсальный, использую его и с родителями, и с детьми, когда нужно установить четкие правила. |
Слайд 12 Знаки, по мнению современных психологов, в последнее время имеют огромное значение в жизни человека. |
Слайд 13 На слайде вы видите примеры фиксации определенных правил, которые создали родители моего класса. Поверьте, мне, они работают. Коллеги, все мы знаем правила ПДД. Для чего нужны предупреждающие знаки? А запрещающие? Отлично. - Предлагаю вам создать знаки на тему правила взаимодействия учителя с родителями, по указанным правилам, и наоборот правила по готовым знакам. |
Слайд 14 -Рассмотрим на примере. Перед вами запрещающий знак, как вы думаете, о чем он говорит? Верно, это правило говорит о том, что и у учителя, и у родителей есть время, свободное от нашего общения. Время, которое мы уделяем своим близким, родным людям. Время отдыха. И покушаться на это время с обеих сторон можно только в исключительно крайних случаях. Если задание понятно, то участники фокус-группы могут приступать к работе. |
- Приглашаю участников второй фокус-группы. Счастливчики, ваш выход! Слайд 15 -При проведении родительских лекториев учитель всегда готовит рекомендации и советы для родителей по теме собрания. Многие родители следуют им или хотя бы пытаются это сделать. Другие, в лучшем случае, всё прочитают. Если на собрание пришли папы, лист так и останется в кармане. Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал понял». Именно этой истины я придерживаюсь, когда использую прием «Вредные советы». - Коллеги, перед вами вредные советы по извечной теме «Поощрения и наказания». Предлагаю вам на основе вредных создать полезные советы, которыми можно пользоваться родителям. Свои советы вы можете визуализировать картинками. Если задание понятно, то участники фокус-группы могут приступать к работе. |
Слайд 16 Пока фокус группы работают, предлагаю вам послушать о моей системе организации сотрудничества с родителями. -Данную систему я представила в виде устойчивой пирамиды. Данная фигура всегда в моей голове символизировала четкую опору и основу всей системы взаимодействия. Вы видите четыре блока, каждый из которых показывает направление вовлеченности в общее дело. |
Слайд 17 Первый блок – это непосредственная работа с родителями: родительские собрания, индивидуальные, групповые беседы с родителями. Родительские собрания провожу в разных формах (вы видите на слайде), при этом каждое из них несет либо новый приём, либо сам сценарий. На этапе рефлексии собрания использую средства обратной связи. Это помогает эффективно и своевременно решать возникающие трудности, учитывая, как успехи, так и проблемы. Учитывая ранее сказанное становится понятно, что родители приходят на собрание с интересом. Средняя посещаемость собраний 92%. удовлетворенность 100% |
Слайд 18 Второй блок организация совместного досуга: организация различных праздников, приуроченных ко Дню матери, Дню отца, 8 марта, НГ и т.д. Родители учеников с удовольствием посещают занятия внеурочной деятельности профориентационной направленности. Рассказывая о своей профессии, о своих увлечениях, проводят мастер-классы, экологические беседы, делятся своим профессиональным опытом. |
Слайд 19 Третий блок – совместное взаимодействие с социальными партнерами: Совместно с родителями организуем походы в театр, музей, библиотеку, пожарную часть. Родители обязательно учитывают интересы и особенности детей. |
Слайд 20 Четвертый блок – организация совместной добровольческой деятельности В добровольческих акциях принимаем участие семьями. Хорошо, когда в семье принято помогать? Мы совместно с родителями знакомим детей с такими понятиями, как «забота», «помощь» и «поддержка». Делаем это без принуждения, чтобы бережное отношение к окружающему миру и желание помогать стали естественными для ребёнка. Поэтому мои дети и родители с большим удовольствием принимают, участив в акциях… Слайд 21 «Окопные свечи» (ребята, родители, собирали консервные банки, гофрированный картон. Сделали более 150 окопных свечей, отправили 3 посылки в зону Специальной военной операции) Слайд 22 Письма и открытки солдатам. Третий год подряд мы с ребятами и родителями пишем письма нашим солдатам, чтобы оказать им моральную поддержку, и поздравить военнослужащих с праздниками, а также нарисовать рисунки. Слайд 23 Принимали участие в мероприятие «Парта Героя» Родители активно помогали организовать выступление (подбор костюмов, атрибутика, надувание шаров) Рассказали ребятам о выдающихся выпускниках – героях, включая их биографию, фотографии и награды. Слайд 24 Герои России, Время выбрало нас. На данную церемонию приглашались участники СВО, среди которых были наши папы. Ребята присутствовали, порадовали своим исполнением песни «Служу России», своих родителей. |
- А теперь пришло время предоставить слово участникам 1 фокус-группы. Слайд 25 Напомню ваше задание. - Вам предлагалось создать знаки на тему правила взаимодействия учителя с родителями, по указанным правилам, и наоборот правила по готовым знакам Слайд 26 На самом деле знак «Бутерброд» не так прост. Это еще один приём, которым я хочу поделиться. Визуально воспринятый знак поможет вам его запомнить. Принцип «Психологического бутерброда» при общении с родителями таков: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. То есть, первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы). Спасибо уважаемые коллеги, присаживайтесь в зал. |
Слайд 27 - А теперь предоставим слово участникам 2 фокус-группы. Напомню ваше задание. Вам предлагалось на основе вредных создать полезные советы, которыми можно пользоваться родителям Спасибо уважаемые коллеги, присаживайтесь в зал. |
Слайд 28 -В заключении, позвольте мне напомнить шуточный сказ о русском богатыре. Это еще один прием, который очень действенен при общении с родителями. Иногда, рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей. «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился… Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, я водицы испить хотел… - Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!» Родителям и учителям делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. |
Слайд 29 Мы - две мощнейшие силы в процессе становления каждого ученика. И ведь действительно «Дружно – не грузно, а врозь - хоть брось» |
Слайд 30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, с удовольствием отвечу на ваши вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сотрудничество учителя и родителей"
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский ...
Сотрудничество учителя и родителей
Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизнен...
Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"
Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности
Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА "УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методические рекомендации учителю...
Ребенок с ОВЗ в школе: счастливая история сотрудничества учителя и родителей.
Работа с детьми с ОВЗ требует от учителя мощных временных и эмоциональных вложений, а также прочной теоретической и практической базы. Из-за такой нагрузки педагоги быстр...


