Мастер-класс "Эффективные приемы сотрудничества учителей и родителей"
материал (4 класс)

Новгородова Елена Викторовна

Опираясь на результаты анализа статистики экспертной лаборатории по заказу Минпросвещения, можно с уверенностью сказать, что в последние годы значительно увеличилось число молодых людей, поступающих в педагогические вузы, и движет ими искреннее желание преподавать и работать с детьми. Однако, по наблюдениям экспертов, мотивация работать в школе у молодых педагогов пропадает за год или два. Что же отталкивает их в профессии учителя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_novgorodova_ev_1.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

- Суметь понять и дать совет,

Уметь отдать души свой свет,

Для каждого найти добро,

Чтоб в сердце прижилось оно.

Неважно, сколько пройдено дорог,

Нашёл свою! Ты – педагог!

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри, меня зовут Новгородова Елена Викторовна. В нашем зале собрались те, кто выбрал нелегкую дорогу педагога. А вот какими путями мы пришли на неё? Поговорим об этом?

- Помашите рукой, кто целенаправленно пришел в педагогику? (отлично, от меня вам сладкие призы, вы сегодня везунчики)

- Поднимите руку, кто считает, что пришёл в школу по призванию? (здорово!!! А вам от меня вот такие медали, вы - счастливчики)

- Очень приятно увидеть, что среди молодых учителей есть те, кто целенаправленно пришел в школу «сеять разумное, доброе и вечное».

Слайд 2

-Опираясь на результаты анализа статистики экспертной лаборатории по заказу Минпросвещения. Можно с уверенностью сказать, что в последние годы значительно увеличилось число молодых людей, поступающих в педагогические ВУЗы, и движет ими искреннее желание преподавать и работать с детьми. Однако, по наблюдениям экспертов, мотивация работать в школе у молодых педагогов пропадает за год или два. Что же отталкивает их в профессии учителя?

Слайд 3

По данным этой же Лаборатории (слайд) после низкой заработной платы и большой нагрузки молодым педагогам не нравятся конфликты с родителями. Я и сама молодой педагог, и понимаю, что взаимодействие с родителями сегодня – это большая проблема. Родители, особенно если они старше нас, педагогов, позволяют себе поучительные замечания в наш адрес, не стремятся прислушаться к нашим советам и рекомендациям, что приводит к непониманию и конфликтам.

- Коллеги, кто из вас сталкивался с такими случаями? Да, я вижу, что руки подняли даже опытные учителя.

Слайд 4

- А ведь не секрет, что сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной и учебной деятельности. Об этом говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт, который придает этому направлению работы принципиально новую значимость.

Слайд 5

-На эффективное сотрудничество семьи и школы ориентирует и президент Российской Федерации В. В. Путин.

- Как выстроить работу с родителями так, чтобы не конкурировать, а сотрудничать? Какие приёмы использовать, чтобы между нами установились доверие, открытость и уважение?

Слайд 6

 Свой мастер-класс я назвала «Дружно – не грузно, а врозь - хоть брось». Попробуйте определить его тему.

Слайд 7

- Верно, «Эффективные приёмы сотрудничества учителей и родителей»

- Я молодой педагог, я постоянно учусь, и своими находками готова поделиться с вами.

Слайд 8

Уже на первом собрании при знакомстве с родителями использую приём «Коробка». Приглашаем 3-х участников. Поставьте коробки на пол. Один участник ставит ногу в обе коробки (правую – в одну, левую – во вторую). Два других участника встают по бокам от него и ставят одну ногу в коробку.

- Попробуйте все вместе двигаться вперед? Получается?

- А теперь попробуйте договориться…

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники помогают ему и двигаются в одном направлении или, когда каждый участник двигается в своем направлении?

Теперь представьте ребенка, который стоит в центре. С одной стороны - учитель со своими методами воспитания, требованиями. С другой - родители со своими взглядами и задачами. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям и учителя, и семьи, а успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества и родителей, и педагогов.

- Понравился приём? Поаплодируйте…

Слайд 9

-Отлично, а теперь попробуйте похлопать одной рукой… Не получается? Конечно, так и в нашей работе: одна рука учитель вторая родитель. Только вместе мы можем хлопать воедино. Здорово, когда и родители, и учителя делают одно дело без недовольства, обид, ссор и, как следствие, конфликтов. Достичь гармонии в общении с родителями сложно, но можно. Общаясь с ними, нужно помнить, что основа отношения к нам закладывается в первые 15 секунд!

Слайд 10

Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых 15 секунд, необходимо применять «Правило трех плюсов» (Улыбка, имя собеседника, комплимент).

- Какие ещё правила следует соблюдать? Давайте откроем вместе. Мне потребуется помощь фокус-группы. Приглашаю везунчиков, получивших от меня сладкие призы.

Слайд 11

Предлагаю приём «Предупреждающие и запрещающие знаки». Прием этот универсальный, использую его и с родителями, и с детьми, когда нужно установить четкие правила.

Слайд 12

Знаки, по мнению современных психологов, в последнее время имеют огромное значение в жизни человека.

Слайд 13

На слайде вы видите примеры фиксации определенных правил, которые создали родители моего класса. Поверьте, мне, они работают.

Коллеги, все мы знаем правила ПДД. Для чего нужны предупреждающие знаки? А запрещающие? Отлично.

- Предлагаю вам создать знаки на тему правила взаимодействия учителя с родителями, по указанным правилам, и наоборот правила по готовым знакам.

Слайд 14

-Рассмотрим на примере. Перед вами запрещающий знак, как вы думаете, о чем он говорит? Верно, это правило говорит о том, что и у учителя, и у родителей есть время, свободное от нашего общения. Время, которое мы уделяем своим близким, родным людям. Время отдыха. И покушаться на это время с обеих сторон можно только в исключительно крайних случаях. Если задание понятно, то участники фокус-группы могут приступать к работе.

- Приглашаю участников второй фокус-группы. Счастливчики, ваш выход!

Слайд 15

-При проведении родительских лекториев учитель всегда готовит рекомендации и советы для родителей по теме собрания. Многие родители следуют им или хотя бы пытаются это сделать. Другие, в лучшем случае, всё прочитают. Если на собрание пришли папы, лист так и останется в кармане. Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал понял». Именно этой истины я придерживаюсь, когда использую прием «Вредные советы».

- Коллеги, перед вами вредные советы по извечной теме «Поощрения и наказания». Предлагаю вам на основе вредных создать полезные советы, которыми можно пользоваться родителям. Свои советы вы можете визуализировать картинками. Если задание понятно, то участники фокус-группы могут приступать к работе.

Слайд 16

Пока фокус группы работают, предлагаю вам послушать о моей системе организации сотрудничества с родителями.

-Данную систему я представила в виде

устойчивой пирамиды. Данная фигура всегда в моей голове символизировала четкую опору и основу всей системы взаимодействия.

Вы видите четыре блока, каждый из которых показывает направление вовлеченности в общее дело.

Слайд 17

Первый блок – это непосредственная работа с родителями: родительские собрания, индивидуальные, групповые беседы с родителями. Родительские собрания провожу в разных формах (вы видите на слайде), при этом каждое из них несет либо новый приём, либо сам сценарий.  На этапе рефлексии собрания использую средства обратной связи. Это помогает эффективно и своевременно решать возникающие трудности, учитывая, как успехи, так и проблемы. Учитывая ранее сказанное становится понятно, что родители приходят на собрание с интересом.  Средняя посещаемость собраний 92%. удовлетворенность 100%

Слайд 18

Второй блок организация совместного досуга: организация различных праздников, приуроченных ко Дню матери, Дню отца, 8 марта, НГ и т.д.

Родители учеников с удовольствием посещают занятия внеурочной деятельности профориентационной направленности. Рассказывая о своей профессии, о своих увлечениях, проводят мастер-классы, экологические беседы, делятся своим профессиональным опытом.

Слайд 19

Третий блок – совместное взаимодействие с социальными партнерами: Совместно с родителями организуем походы в театр, музей, библиотеку, пожарную часть. Родители обязательно учитывают интересы и особенности детей.

Слайд 20

Четвертый блок – организация совместной добровольческой деятельности

В добровольческих акциях принимаем участие семьями. Хорошо, когда в семье принято помогать?

Мы совместно с родителями знакомим детей с такими понятиями, как «забота», «помощь» и «поддержка». Делаем это без принуждения, чтобы бережное отношение к окружающему миру и желание помогать стали естественными для ребёнка.

Поэтому мои дети и родители с большим удовольствием принимают, участив в акциях…

Слайд 21 «Окопные свечи» (ребята, родители, собирали консервные банки, гофрированный картон. Сделали более 150 окопных свечей, отправили 3 посылки в зону Специальной военной операции)

Слайд 22 Письма и открытки солдатам.

Третий год подряд мы с ребятами и родителями пишем письма нашим солдатам, чтобы оказать им моральную поддержку, и поздравить военнослужащих с праздниками, а также нарисовать рисунки.

Слайд 23 Принимали участие в мероприятие «Парта Героя»

Родители активно помогали организовать выступление (подбор костюмов, атрибутика, надувание шаров) Рассказали ребятам о выдающихся выпускниках – героях, включая их биографию, фотографии и награды.

Слайд 24 Герои России, Время выбрало нас.

На данную церемонию приглашались участники СВО, среди которых были наши папы. Ребята присутствовали, порадовали своим исполнением песни «Служу России», своих родителей.

- А теперь пришло время предоставить слово участникам 1 фокус-группы.

Слайд 25

Напомню ваше задание.

- Вам предлагалось создать знаки на тему правила взаимодействия учителя с родителями, по указанным правилам, и наоборот правила по готовым знакам

Слайд 26

На самом деле знак «Бутерброд» не так прост. Это еще один приём, которым я хочу поделиться. Визуально воспринятый знак поможет вам его запомнить. Принцип «Психологического бутерброда» при общении с родителями таков: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. То есть, первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы).

Спасибо уважаемые коллеги, присаживайтесь в зал.

Слайд 27

- А теперь предоставим слово участникам 2 фокус-группы.

Напомню ваше задание.

Вам предлагалось на основе вредных создать полезные советы, которыми можно пользоваться родителям

Спасибо уважаемые коллеги, присаживайтесь в зал.

Слайд 28

-В заключении, позвольте мне напомнить шуточный сказ о русском богатыре. Это еще один прием, который очень действенен при общении с родителями. Иногда, рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей. 

 «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился… Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Родителям и учителям делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка.

Слайд 29

Мы - две мощнейшие силы в процессе становления каждого ученика.  И ведь действительно «Дружно – не грузно, а врозь - хоть брось»

Слайд 30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, с удовольствием отвечу на ваши вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сотрудничество учителя и родителей"

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский ...

Сотрудничество учителя и родителей

Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизнен...

Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"

Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

Ребенок с ОВЗ в школе: счастливая история сотрудничества учителя и родителей.

Работа с детьми с ОВЗ требует от учителя мощных временных и эмоциональных вложений, а также прочной теоретической и практической базы. Из-за такой нагрузки педагоги быстр...